Фразеологизмы Презентация краткого словаря
Фразеологизмы и их использование в современной речиИдрисова Меруертученица 9 «А» класса школы-лицея имени Ю.А.Гагарина
Цель: как можно шире преподнести и раскрыть эту тему, а также определить уровень владения учащимися фразеологизмами Задачи работы: -построить классификацию фразеологизмов в зависимости от их происхождения; -опросить учеников разных возрастов и взрослых, чтобы выяснить, насколько хорошо знают они фразеологизмы из разных источников; -определить причины полученных расхождений (в случае их выявления); -составить краткий словарь-справочник, который можно использовать ученикам школы для быстрого поиска значения и истории фразеологизмов.
Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrasis» - «выражение» и «loqos» - «учение, слово».
В научной литературе фразеологизмы делятся на 2 группы в зависимости от происхождения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}собственно русские заимствованные
Словарные статьи можно разделить на 12 групп в зависимости от источника происхождения фразеологизмов1.Источник – жизнь наших предков2. Источник – мифы3. Источник – всемирная история4. Источник – Библия и Евангелие5.Источник – литературные произведения 6.Источник - профессии7. Источник – легенды8. Источник – окружающая действительность9. Источник – высказывания великих людей10. Источник – пословицы, поговорки, приметы11. Источник – научные открытия 12. Источник – игры
Употребление фразеологизмовОпрос учащихся 5-11 классов: Объяснить значение пяти фразеологизмов, взятых из разных источников{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Заговаривать зубы (отвлекать собеседника посторонними разговорами от сути проблемы).2. Объятия Морфея (состояние сна).3. Переливать из пустого в порожнее (заниматься бесполезным делом, бесцельно проводить время).4. Мартышкин труд (бесполезный бестолковый труд, на который затрачиваются большие усилия).5. Крокодиловы слезы (притворные слезы, притворное сожаление).1. Собаку съесть (быть профессионалом в каком-либо деле).2. Олимпийское спокойствие (невозмутимое спокойное состояние).3. Китайская стена (непреодолимая преграда, полная изолированность).4. Демьянова уха (чрезмерная услужливость).5. Живая вода (эликсир жизни; всё, что дает человеку бодрость, энергию, силу).
Сравнительный анализ употребления фразеологизмов учащимися 5-7 классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Классы567Всего опрошенных16125Заговаривать зубы.1354Объятия Морфея.000Переливать из пустого в порожнее.100Мартышкин труд.311Крокодиловы слезы.732Правильных ответов (в%)31%15%28%
Сравнительный анализ употребления фразеологизмов учащимися 8–11 классов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Классы891011Всего опрошенных10202025Собаку съесть.00214Олимпийское спокойствие.38712Китайская стена.16212Демьянова уха.0000Живая вода.0512Правильных ответов (в%)5%5%12%32%
Ошибки в употреблении фразеологизмов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Заговаривать зубы»:-сплетничать - много болтать«Собаку съесть»:- очень голодный- очень злой- невкусно- потерпеть неудачу - корейская кухня«Переливать из пустого в порожнее»:-выливать зря-поражение врагов-из ничего сделать всё-обманывать всех«Мартышкин труд»:-нечестный труд-носить бананы-тяжелый труд«Крокодиловы слезы»: -маленькая работа-горькие слезы-много плакать -крупные слезы«Демьянова уха»:-держать уши востро-подслушивать-хороший слух-уха опытого повара
!!! Многие ребята, не зная значения фразеологизмов, абсолютно неверно их понимают, что может привести к полному искажению смысла высказывания !!!
В ы в о д:общение с взрослыми, особенно с бабушками и дедушками, чтение произведенений разной направленности (мифов, исторических документов, сказок и литературных произведений), несомненно, обогащает внутренный мир и речь ребенка. Незнание фразеологизмов, неправильное их употребление и непонимание обедняет человека, мешает свободно общаться с людьми, делает его речь серой, неяркой. И наоборот, речь, в которой есть фразеологизмы, обязательно привлечет к себе внимание, запомнится. А потому не должна вызывать сомнений необходимость целенаправленного изучения фразеологизмов.