Презентация Формирование навыков пересказа у учащихся младших классов с ОВЗ.


Формирование навыков пересказа у учащихся младших классов специального (коррекционного) образовательного учреждения    Подготовила Кахаева Л.М., учитель младших классовМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №25 г. Братск»   Обучение пересказу Осознанное восприятие текстов на слух.Формирование приёмов анализа текстов с точки зрения их композиционно-структурных и смысловых особенностей.Обогащение речевых навыков учащихся, обеспечивающих построение связного высказывания.Расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста. Подготовительная работа по формированию навыков пересказаФормирование умений строить короткие связные высказывания по услышанному, прочитанному с опорой на картинки, рисунки, вопросы учителя, картинно-символические схемы предложений, текстов. О – сед- лал
Приемы раскрытия значений слов:подбор родственного слова (врассыпную — рассыпать) подстановка синонима (изба — дом) разложение общего понятия на частные (инструменты — это молоток, пила) объяснение с помощью толкования слова (зверобой — это название лечебной травы).жить в согласии – жить дружно (замена синонимичным выражением) запорошить – засыпать мелким снегом (словотолкование).  Помоги Буратино ?В грибов лесу много тропинкиборовикипрячутсяУВрастутгруздиельникедушистые!
Вера рисует Иллюстративный план Куда поехал крестьянин?Что купил крестьянин?Сколько мешков могла бы везти лошадь?Что посоветовал крестьянину продавец?Как поступил крестьянин?Смогла ли лошадь идти?Чем был недоволен крестьянин?Что сказал крестьянин лошади?



Поддержание внимания учащихся к пересказу своих товарищей:пересказ «по цепочке» по картинному плану, по словесному плану;- пересказ с «эстафетой» (закончив пересказывать смысловую часть, ученик называет, кто будет рассказывать дальше);- пересказ по скрытой картинке (слушатели должны догадаться, о какой части текста идёт речь, найти соответствующий отрывок).  Организуя пересказ содержания прочитанного детьми текста, следует соблюдать следующие общие методические требования: перед учащимися в каждом отдельном случае должна быть поставлена определенная задача: что именно и в каком виде они должны пересказать.во время пересказа не следует часто и без особой нужды перебивать рассказчика, внося поправки. Необходимые поправки лучше сделать по окончании пересказа, в процессе его обсуждения с классом. важно добиться от учащихся выразительности пересказа. Список литературыАксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе (учебное пособие) М., 2002. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М., 2011.Алексина Л.И. Особенности понимания литературного текста детьми – олигофренами с речевыми нарушениями различной сложности// Особенности познавательной деятельности аномальных детей: Сб. науч. тр. М., 1982.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 1981. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1981. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М., 1988. Гнездилов, М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000.Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план.// Начальная школа.1990, №12.Колесникова О.И. Физиологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. // Нач. школа. 1990, №2. Кочаровская З.Д. Краткий пересказ в начальной школе.// Нач. школа. 1990, № 2.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. М.: Смысл, 1997.Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М., 1967. Спасибо за внимание!