Сценарий внеклассного мероприятия С огнём шутить нельзя

Мероприятие по ОБЖ «С огнем шутить нельзя!»
Руководитель: учитель ОБЖ Распопина Зоя Борисовна.
(для обучающихся 5-9-х классов)
Цель: закрепление знаний противопожарной безопасности, привитие обучающимся навыков осторожного обращения с огнем в лесу и в быту; формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации. Оборудование: презентация «Последствия пожаров», видео «Правила пожарной безопасности в лесу», кроссворд «Пожарная безопасность».

Ход мероприятия:
1. Сказка об огне (материал, подготовленный учениками 5 класса)
Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:
– Слушай, человек, давай померимся силой.
Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:
– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.
Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица «Дерево с огнем не дружит». И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!
- А какая может прийти беда? (Пожар).
- А что мы называем пожаром? (обучающиеся объясняют)
- Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Каких? А теперь, обобщая ваши ответы, послушаем ваших товарищей:

Выступление учеников 5 класса
1) А без доброго огня обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами: гонит холод, гонит мрак,
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.

2) Всем огонь хороший нужен. И за то ему почет.
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печет.
(Открывается листок, на котором слово – друг).

3) Но если с ним не дружить, он может превратиться в жестокого...
(Открывается другой листок со словом враг).

Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека.
Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары.
(ученики называют причины лесных пожаров, учитель дополняет ответы обучающихся)

2. Беседа с обучающимися«Причины возникновения лесных пожаров».
Назовите самые основные причины, по которым возникают лесные пожары:
– брошенная горящая спичка, окурок;
– непогашенный костер;
– тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;
– выжигание людьми травы на лесных полянах, прогалинах или стерни на поле около леса;
– осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;
– хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности (ТБ). (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог.);
– сжигание на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;
– выжигание сухой прошлогодней травы.
- И кто же бывает виноват чаще всего? (Человек).
- Мы с вами говорили о разных науках – зоологии, биологии, а еще существует наука, изучающая лесные пожары, и называется она ПИРОЛОГИЯ.
- Когда начинается сезон лесных пожаров? (Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится он до наступления устойчивой дождливой погоды).

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия.
– Почему? (Обучающиеся объясняют).
- А теперь давайте разберемся, какие бывают лесные пожары?
- По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.
- Как спасать лес от пожара?
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону «01», сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.
Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха , а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану. Для этого надо прикладывать большие усилия и нужна помощь всего населения.

3. Презентация «Последствия пожаров»

4. Видео «Правила пожарной безопасности в лесу»

5. Закрепление и проверка полученных знаний:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Давайте проверим, как мы все это запомнили.

1) Памятка «Что делать в случае пожара в вашей школе» (Приложение 3).

2) Тест ««Пожарная безопасность» (Приложение 2)

3) Викторина (Вопрос - ответ)
“Когда огонь перестал быть другом?”
Вопросы:
1. Что делать, если загорелась ваша квартира?
2. У вас загорелся телевизор. Ваши действия?
3. Что делать, если загорелся телевизор? Почему нельзя держать телевизор в стенке?
4. Почему во время пожара нельзя открывать окна?
5. Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки?
6. Что опаснее при пожаре: огонь или дым?
7. Как нужно дышать в задымленной квартире?
8. Как помочь человеку на котором вспыхнула одежда?
9. Скажите отчего люди гибнут при пожаре?
10. Каким правилам необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?
11. Почему номер пожарной охраны “01”?
12. Назовите средства тушения пожара?
13. Что делать, если загорелась ваша квартира?
14. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?

·15. Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?
16. Нужно ли звонить в пожарную охрану в том случае, если другие уже вызвали?

4) Кроссворд «Пожарная безопасность» (Приложение 1): каждый класс получает кроссворд - выполняется всем классом.

Итог выполнения кроссворда и всего мероприятия.



Литература:

1.Виноградова С.В. «Юные друзья пожарных», программа работы кружка. Волгоград, «Учитель», 2007 г.
2. Попова Г.П. «ОБЖ 1-4 классы. Школьный курс в тестах и кроссвордах». Волгоград, «Учитель», 2005 г.
3. Попова Г.П. «ОБЖ 5-8 классы. Школьный курс в тестах и кроссвордах». Волгоград, «Учитель», 2006 г.





















Приложение 1












3








1

2





2

4




5













7






3

6







4























5

































6





7

9

























8






9


























10

























11






По горизонтали:
Пламя, широко охватившее что-либо.
Средство тушения огня.
Предмет, по которому поступает вода во время тушения пожара.
Обожженное место на теле.
Величина, характеризующая тепловое состояние чего-либо.
Один из путей эвакуации.
Частица горящего или раскалённого вещества.
Часть лица, защищаемая при пожаре специальным щитком.
Группа пожарных.
Учебные уроки, время учения.
Горящий и светящийся, раскалённый огонь.
По вертикали:
Прибор для защиты органов дыхания при пожаре.
Горячий, сильно нагретый воздух.
Мероприятие по спасению людей с места пожара.
Поднимающиеся вверх серые клубы – летучие продукты горения.
Система сигналов о пожаре.
Отряд, воинское подразделение.
Животное, которое помогает находить и спасать людей во время бедствий.
Вещество, способное взрываться при пожаре.
Инструмент пожарного.

ОТВЕТЫ: По горизонтали: 1. пожар, 2. вода, 3. рукав, 4. ожог, 5. температура, 6. окно, 7. искра, 8. глаза, 9. бригада, 10. занятия, 11. пламя
По вертикали: 1. противогаз, 2. жар, 3. эвакуация, 4. дым, 5. сигнализация, 6. команда, 7. собака, 8. газ, 9. кирка.

Приложение 2

Т е с т ««Пожарная безопасность»
1. Как называется наука о лесных пожарах?
а) экология;
б) пирология:
в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?
а) при низовом;
б) при верховом;
в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар?
а) сбивая пламя веником из зеленых веток:
б) накрывая пламя собственной одеждой;
в) задувая пламя.

5. Вызывая пожарных, как нужно говорить:
а) очень быстро;
б) спокойно, тихим голосом;
в) медленно и четко?

6. В вашей квартире (на даче) начался пожар, кого вы должны оповестить после вызова пожарных, если ваша семья уже эвакуировалась:
а) милицию;
б) скорую помощь;
в) соседей?

7. Если ночью вы просыпаетесь в задымленной комнате, ваши первые действия:
а) лежать в кровати и звать о помощи;
б) скатиться с кровати и ползти к двери;
в) встать и бежать из комнаты?

8. Ваша комната наполнена дымом. Прежде чем открыть окно вы:
а) зовете на помощь;
б) делаете глубокий вдох;
в) сделаете веревку из постельных принадлежностей?

9. Что делать, если вы не можете открыть окно, чтобы позвать на помощь, когда дом в огне:
а) выползти в другую комнату;
б) стучать в окно;
в) разбить окно?

10. Что делать, если вы отрезаны от выхода огнем и дымом:
а) переползти в ближайшую комнату и закрыть дверь за собой;
б) попытаться спуститься вниз;
в) убежать в дальнюю комнату?

11. Зачем затыкать щель под дверью, если за ней пожар:
а) чтобы прекратить шум огня;
б) прекратить доступ дыма в комнату;
в) прекратить доступ жара из-под двери?

12. Как определить, что за закрытой дверью – пожар:
а) открыть дверь и посмотреть;
б) позвать маму или папу посмотреть;
в) потрогать дверь тыльной стороной ладони?

13. Что нужно сделать с электроприборами, если они не нужны ночью:
а) оставить включенными;
б) отключить и вынуть штепсель из розетки;
в) отключить, но вилку не вынимать из розетки?

14. Если пожарная машина проехала мимо вас и остановилась неподалеку, что нужно делать:
а) привлечь внимание пожарного;
б) самому бороться с огнем;
в) снова позвонить в пожарную охрану?




Приложение 3. П а м я т к а «Что делать в случае пожара в вашей школе»

Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация из квартиры. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать, – это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости члену персонала, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы. Все обязаны явиться к заранее согласованному сборному пункту, где должна быть произведена перекличка для того, чтобы выяснить, все ли эвакуировались из школы. После тревоги нужно как можно скорее вызвать пожарную охрану.
По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее:
1. В каком помещении пожар.
2. Все ли эвакуированы.
3. Эвакуация.
Порядок эвакуации при пожаре в школе:
1. Тревога.
2. Вызов пожарной охраны.
3. Эвакуация.
4. Сбор.
5. Перекличка.
Заголовок 1 Заголовок 315