КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ.
ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Неверно
Верно
Использование в цели глагола в неопределенной форме.
Цель сформулирована как задача или процесс.
Пример:
решить
научить
будут сдавать
формирование
«…разработать проект…» (задача)«…проведение праздника…» (процесс)
Использование в цели глагола в настоящем и прошедшем времени.Цель сформулирована как результат.
Пример:
решила (решили, решено)
научила (научились, обучены)
сдала (сдали, сдано)
сформировано
«…разработала проект…», «…разработан проект…»«…провела праздник…», «…проведен праздник…»
В формулировке не указано кто реализует цель/ кем цель будет реализована.Пример:«…разработан проект…»«…ученики выступили…»
В формулировке указано кто реализует цель/ кем цель будет реализована.Пример:… студенты (какого курса?) изучили…...учениками (какого класса?) составлен…… дети (какой группы, возраста?) выполнили…… коллеги сдали…… я освоила…и.т.д.«…студентами 1-го курса группы №123 разработан проект…»«…ученики «А» класса выступили…»
Цель глобальна (неконкретна).Пример:«…воспитание нравственной личности…»«…сформирую чувство патриотизма…»
Цель конкретна, значит реальна.Пример:… проведу (провела) работу над ошибками, допущенными в изложении……закончила курсы по……научились (научила) определять склонение имен существительных……готовы к праздничному занятию…
В формулировке цели не указано, чем будет измеряться цель (не использованы качественные и количественные показатели, или использован один из них).Пример:«… ученики … справились с контрольной работой по данной теме…»
В формулировке цели указано, чем будет измеряться цель(использование качественного и количественного показателей).Пример:…87 % учеников (студентов, и.т.д.)… справились с контрольной работой по данной теме……3 студентов выступили на студенческой конференции по биологии с докладами……я успешно сдала экзамен по…
В формулировке цели не указаны конкретные сроки, в которые (или к которым), цель будет достигнута.Пример:«…в апреле - мае …»«…в течение 3 четверти 2014-15 учебного года …»«…к концу урока…»
В формулировке цели указаны конкретные сроки в которые (или к которым), цель будет достигнутаПример:25.04.2015…к концу 3 четверти 2014 – 2015 учебного года…;к январю 2015г…. «23.01.2015, на уроке математики…»
Чем больше в формулировке конкретики, тем мы ближе к достижению цели, тем цель реальнее.
Предлагаем Вам пример цели и её анализа:
«К 31 мая 2015 г. я овладел английским языком на начальном уровне и выполнил итоговый тест/ сдал экзамен».Проанализируем эту цель по пяти критериям SMART.
Рассуждать можно так:S – цель конкретна. Двойной трактовки не допускает. Что такое «начальный уровень», можно посмотреть в учебниках, узнать в любом языковом центре.
M – цель измерима, т.к. есть качественные критерии: в конце учебного года мною будет выполнен тест/ сдан экзамен, который подтвердит моё владение языком, мною будет получен сертификат о пройденных курсах/ сданном экзамене в языковом центре.
А – цель является достижимой, т.к. у меня есть для этого все необходимые ресурсы:- я буду посещать языковые курсы в течение учебного года- я буду ежедневно выделять в своем расписании время (минимум 15 мин.) на изучение английского языка- я буду использовать полученные на курсах необходимые учебные материалы- я буду использовать интернет - ресурсы
R – цель нужная, соответствует моим потребностям, соотносится с моей более глобальной, стратегической целью и работает на ее достижение (это как часть проекта, которая способствует осуществлению всего проекта в целом):- английский язык нужен мне для работы в моей профессии. Изучив английский язык на начальном уровне, я начну совершенствовать своё владение языком и запишусь на курсы следующего уровня.- английский язык нужен мне для того, чтобы найти более высокооплачиваемую работу, что приведёт к улучшению благосостояния моего и моей семьи.
Т – цель будет достигнута в ограниченное время: к 31 мая 2015г.Цель необходимо соотносить с конкретным сроком, иначе возникает риск того, что ее никогда не удастся достичь. Поэтому при постановке цели нужно определять конечный срок, учитывая, что такая формулировка как «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. Более удачным ее вариантом будет, к примеру, «результаты достигнуты к 1 января».Таким образом, моя цель соответствует всем пяти критериям SMART, и достижение моей цели можно проверить."Использование критериев SMART при постановке целей, позволяет не только поставить цель, но наметить основы плана по ее достижению. Применение этих критериев к цели сразу вызывает вопросы:1 (S). Что конкретно предполагается сделать?2 (M). Как мы узнаем, что цель достигнута?3 (A). Достижима ли цель? Хватит ли ресурсов?4 (R). Зачем мы это делаем?5 (T). Когда нам надо закончить работу, достичь результата?Вот ещё некоторые примеры правильных целей, соответствующих критериям SMART:• Снижен уровень текучести кадров в фирме «Идея» к началу 2015 года до 30%• На базе АНО «Мой ребенок» к 1 октября 2015 года разработан и запущен проект «Математика для детей 4-5 лет».Цели следует формулировать таким образом, чтобы при анализе можно было бы отталкиваться только от той информации, которая представлена в формулировке. Проанализируйте цель по каждому критерию SMART. Если цель не поддается анализу, значит, она сформулирована не верно, и Вам следует корректировать формулировку до тех пор, пока цель не станет измеримой.
«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (Бальзак О.)