Проект История возникновения книги


МБ ДОУ д/с «Ромашка»
ПРОЕКТ
«ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ»

САМОЙЛОВКА, 2015
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки,
волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую,  не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки.  Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью  книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников, библиотекарь.
Этот проект значим для всех участников проекта:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности по взаимоотношению с книгой.Расширяются нравственные представления о содержании произведений детских авторов.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить   образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Цель проекта: Показать значение книги в жизни людей, познакомить с различными книгами, историей их создания. Способствовать возрождению книжных традиций семьи, воспитанию у дошкольников интереса к чтению. Расширить возможности сотрудничества с библиотекой, активизировать семейные посещения библиотеки.
Задачи:
- продолжать развивать интерес и любовь к художественному слову.
- поддерживать сопереживания детей героям произведений, формировать личностное отношение к прочитанному,
- познакомить детей с историей возникновения книги.
- формировать представление о ценности, многообразии и назначении различных видов книг.
- познакомить детей с биографией и творчеством известных писателей, вызвать интерес к их творчеству и произведениям для детей.
- дать представление о лучших образцах отечественного искусства, рассказать о жизни и творчестве знаменитых людей России.
- формировать у детей бережное отношение к книге, закреплять правила пользования книгой.
- способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

-научить детей делать книги своими руками, иллюстрировать их.
Гипотеза: я считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями её создания, её хранилищем – библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум – библиотека.
По профилю знаний: межпредметный  (по разделам образовательной программы «Детство»)
По типу объекта проектирования: социальный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми,
- взаимодействие с родителями и социумом.
Обеспечение проектной деятельности:
Материально — техническое:
Аудиозаписи, мультфильмы, книги, иллюстрации, игры и игрушки, материал для творчества, презентации.Диагностико — дидактический:
Конспекты НОД
Этапы работы над проектом
Определение темы проекта.
Формулировка цели и  задач.
Составление плана проекта.
Реализация проекта.
Подведение итогов проекта.
Происхождение темы проекта.
Просматривая книги, привезённые из библиотечного фонда,ребята открыли для себя, что книги бывают самые разные: в них можно встретить героев любимой сказки или узнать что-то новое для себя. Иногда возникали споры между детьми, какую книгу мы будем читать. И мы решили разобраться и узнать: какие бывают книги и для чего они нужны? Что можно узнать из книг? Откуда появляются книги, и кто их пишет? Так в нашей группе возникла тема нового проекта « История возникновения книги».
.
Разработка проекта.
- составить перспективный план мероприятий в различных видах деятельности;
- привлечь детей и родителей к участию в проекте;
- подобрать иллюстративный материал по теме проекта;
- разработать цикл занятий по данной теме;
- подобрать методическую и художественную литературу по теме проекта;
- организовать развивающую, познавательную предметную среду в группе (подобрать пособия, д/игры, материал для продуктивных видов деятельности) ;- коллективная реализация проекта;
- презентация проекта.
Реализация проекта
1 этап.
Что мы знаем о    книгах? Что мы хотим узнать? Где узнать ответы на ваши вопросы?
Бывают книги разных размеров: большие и маленькие, толстые и тонкие.  Книги пишут писатели.  В книгах есть картинки. Есть книги для детей, есть для взрослых. Как и когда появилась первая книга, в какой стране?. Какие еще бывают книги.
Как их печатают.
Кто иллюстрирует книги.
Как самостоятельно изготовить книжку. Спрошу у мамы и папы.
Расскажет воспитатель.
Нужно посмотреть в книжке.
Есть все в компьютере.
Посмотреть в журнале.
Дети знакомятся с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.
2 этап. Практический.
Дети, получив всю необходимую информацию, начинают работать как взрослые, над созданиями книг. На данном этапе использован деятельностный подход в обучении – самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда. Данный этап имеет место быть как во время НОД, так и в свободное от занятий время. Во время проведения практической части дети создавали книги, работали писателями, рисовали иллюстрации , подшивали переплёты, оформляли титульные листы, делали закладки. Кроме того, в группе работала бригада «скорой книжкиной помощи», которая лечила старенькие и заболевшие книги: разглаживала мятые странички, подклеивала листочки, переплёты, стирала и латала.
Совместная деятельность  взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.
Неделя книги
Понедельник.
1.Просмотр презентации «История создания книги»
2.НОД «Ажурная закладка для книги» (см. Павлова О.В. « Изобразительная деятельность и художественный труд», стр.95)(художественное творчество)
3.НОД «Путешествие в Литературию» (чтение художественной литературы)
4.Решение кроссворда по сказкам.
5.Рассказ воспитателя о былинах.
6.Викторина «Загадки по сказкам»
7.Творческое задание «Придумай сказочную историю»
Тема: «Волшебное королевство», «Чудесный лес», «Отважный рыцарь», «Приключения роботов», «Волшебные инструменты» ( по выбору детей)
Вторник.
1.Знакомство с пословицами о книгах
2.Рассматривание иллюстраций к сказке П.Ершова «Конёк – горбунок»
3.Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишко»
4.Чтение глав из произведения А.Гайдара «Чук и Гек»
5.НОД «Книжка заболела» (коммуникация)
6. - Опытно-исследовательская деятельность: «Бумага, какая она? »;
7.Рассматривание иллюстраций с изображением памятника первопечатнику И. Фёдорову. (Предложить родителям рассказать детям об истории происхождения книг.)
Среда
1.Конкурс чтецов
2.Знакомство со стихотворениями С.Есенина
3.НОД «Библиотека» (познание + коммуникация)
4.НОД «Иллюстрируем обложку для книги К.Паустовского «Тёплый хлеб» (художественное творчество)
5. - Чтение И. Лысцов – «Как тетрадка в поле родилась».
6.С/Р игра «Типография» - развивать творческую активность;
Четверг
1.Развивающая образовательная ситуация «Салат из сказок»
2.НОД «Мы олимпийцы» (конструирование)
3.Чтение сказки В.Сутеева «Палочка - выручалочка» Рисование по сказке.
4.Наведение порядка в «Центре книги»
5.Чтение рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»
6.Дидактическая игра «Сказка, рассказ, стихотворение»
7.НОД «Экспедиция по следам литературных произведений» (социализация)
8. Дидактические игры «Из какой мы сказки», «Продолжи сказку»;
Пятница.
1.Чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах». Беседа по содержанию.
2.Ситуация общения на тему «Производство книг»
3.Изготовление книжек- малышек в подарок малышам.
4.Досуг «День книги»

3 этап. Заключительный.
Создание детской библиотеки в группе ( с привлечением родителей), вручение созданных книжек детям 1-й младшей группы.
Оформление памятки для родителей «Как заучивать наизусть стихи с детьми»

Предполагаемые итоги реализации проекта.
- появление у детей интереса и потребности в «общении» с книгой;
- знание детьми истории возникновения и процесса создания книг на современном этапе;
- знание о многообразии видов бумаги, их особенностей и назначения;
- понимание детьми, что книга служит источником знаний об окружающем мире, о жизни других людей;
- знание о многообразии видов книг и жанров литературы;
- проявление интереса к творчеству великих людей России: писателей, художников, композиторов;
- проявление бережного отношения к книге;
- развитие творческой активности и использование полученных знаний в разнообразных видах деятельности.
Результатом проекта стало не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского листа в детской городской библиотеке. Кроме того, изменилось отношение детей к книгам: они стали аккуратнее и бережнее к ним относиться.
Активное участие в проекте приняли и родители, которые внесли вклад в оформление книжного уголка, пополнение его новыми книгами.


ПРИЛОЖЕНИЕ


КНИГИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ СВОИМИ РУКАМИ


ДАРИМ КНИГИ МАЛЫШАМ

В библиотеке


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»
Зачем  нужно  разучивать  стихи  с  детьми?
Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека. Кроме того, рифма помогает найти внутреннюю гармонию... Но в тоже время большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение!
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.
Подготовка  взрослого  к  разучиванию  стихотворения
Чем меньше ребенок, тем определённее должен быть ритм стихотворения, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той лёгкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным и разборчивым при выборе стихотворений.
При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем:
1—2 строфы для младших и средних  групп, несколько больше — для старших.
В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (на занятиях). Некоторые произведения (потешки, считалки, песенки) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина».
Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.       Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».
И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.
Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.      Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.
Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть.
Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты.
После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.
После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам.
Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.
Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Способы заучивания стихотворений
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть.
Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Методы заучивания стихов
Визуальный     Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.    Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
 Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Так же можно каждую  сточку стихотворения показывать движением, т.е. обыгрывать. Например: «Солнце  светит  (чертим руками в воздухе  большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы  прислушиваясь к шёпоту)  и т.п.
Слуховой
Это самый распространенный метод.  Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Пословицы о книге
Аз да Буки избавляют нас от скуки. 
Без книги, как без солнца, и днем темны оконца.
Береги книгу – она поможет тебе жить. 
Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
Будешь книги читать-будешь все знать. 
В книге ищи не буквы, а мысли. 
В книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли. 
Велико ли перо, а большие книги пишет. 
Выбирай книгу так, как выбираешь друга. 
Грамотею и книга в руки. 
Держи в порядке книжки и тетрадки! 
Дом без книги – день без солнца
Ему и книги в руки. 
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь. 
Золото добывают из земли, а знания — из книги. 
Известно, что любовь к книгам – любовь к мудрости. 
Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают знания. 
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет. 
Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной ходит. 
Испокон века книга растит человека. 
Книга для ума — что тёплый дождь для всходов. 
Книга – зеркало жизни. 
Книга – твой друг, без нее как без рук. 
Книга без ума – пуста. 
Книга в деревне — что окно в избе. 
Книга в суме — в пути тягость, книга в уме — в пути облегчение. 
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. 
Книга для ума – что теплый дождик для всходов. 
Книга – ключ к знанию. 
Книга — книгой, а мозгами двигай. 
Книга — лучший подарок. 
Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно. 
Книга в два листа, а середка пуста. 
Книга книге рознь: одна учит, другая мучит. 
Книга мала, а ума придала. 
Книга — мост в мир знаний, и в мир грёз. 
Книга не мед, а всякий берет. 
Книга не пряник, а к себе манит. 
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт. 
Книга поможет в труде, выручит в беде. 
Книга – твой друг, без нее как без рук. 
Книга учит жить , книгой надо дорожить. 
Книги книгой, да и своим умом двигай. 
Книги не говорят, а правду сказывают. 
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают. 
Книги читай, а дела не забывай. 
Книги читать – не в ладушки играть. 
Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать. 
Книги читать — скуки не знать. 
Книгу читаешь, как на крыльях летаешь. 
Книгу читай, а умом смекай. 
Книжные страницы похожи на ресницы — глаза открывают. 
Кому книга-развлечение, а кому-учение. 
Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки. 
Кто много читает, тот много знает. 
Кто работает без книг, решетом воду черпает. 
Ленивому Микишке всё не до книжки. 
Много прочёл, да мало учёл. 
Монастырь без книг — замок без оружия. 
Написано пером — не вырубишь топором. 
Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги. 
Наука книги еще не полна без науки жизни. 
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь. 
Не все читай, иное и откладывай. 
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. 
Не красна книга письмом, красна умом. 
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать. 
Не смотри, кто написал, смотри, что написано. 
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. 
Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает. 
Недочитанная книга — не пройденный до конца путь. 
Нет умного соседа – с книгой беседуй. 
Нужно уметь читать между строк. 
Одна книга обогащает, а другая — с пути совращает. 
Одна книга тысячи людей учит. 
Пословицы кратки, а ума в них целые книги. 
Прочел книгу – встретился с другом. 
С книгою жить – век не тужить. 
С книгой поведешься – ума наберешься. 
Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век. 
Ум без книги, как птица без крыльев. 
Умнее книги не скажешь. 
Хлеб питает тело, а книга питает разум. 
Хорошая книга – лучший друг. 
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай. 
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
Черные буквы красные дни приносят. 
Читай, книгочей, не жалей очей. 
Чтение — лучшее учение. 
Хлеб питает тело, а книга питает разум. 
Хорошая книга ярче звёздочки светит. 
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость. 
Худая грамота, человеку пагубна 
Загадки про книгу
Хоть не шляпа, а с полями,Не цветок, а с корешком.Разговаривает с намиВсем понятным языком.(Книга)Сама мала,а ума придала.(Книга)Страну чудес откроем мыИ встретимся с героямиВ строчкахНа листочках,Где станции на точках.(Книга)Не куст, а с листочками,Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает.(Книга)Говорит она беззвучно,А понятно и не скучно.Ты беседуй чаще с ней –Станешь вчетверо умней.(Книга)
Список литературы и интернет- ресурсов.
1. А. Чирва «Книга в твоих руках»
2. А. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим».
3. И. Лысцов «Как тетрадка в поле родилась».
:4. М. Гурович «Ребёнок и книга».
5. Павлова О.В. « Изобразительная деятельность и художественный труд»
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/07/28/konspekt-nod-istoriya-knigi7. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-zhizn-knigi.html8. http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-ivanovna-kuprii/-bolshoe-puteshestvie-knigi-zavershaem-proekt.html9. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5384-proekt-istoricheskoe-proshloe-rossii.html10. http://festival.1september.ru/articles/626080/