Конспект урока по Русскому языку на тему Буква ё – показатель мягкости согласных звуков. Буквы ё, ё. 1 класс


БУКВА Ё – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИСОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. БУКВЫ Ё, ё
Тема: Буква ё – показатель мягкостисогласных звуков. Буквы ё, ё.Цели: раскрыть функцию буквы «ё» в качестве показателя мягкости согласных звуков; упражнять в чтении слов с буквой «ё»; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.
Планируемые результаты:
Предметные: знать способ обозначения мягкости согласных звуков с помощью буквы "ё"; объяснять функцию буквы "ё" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других.Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на работу "Улыбка"
II. Работа по слоговой таблице.
Прочитаем гласные буквы.
Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
Какие звуки обозначает буква "я"? "ё"?
Чтение слогов.
III. Сообщение темы урока.
– Что больше всего любит медведь? (Мёд.)
– Во что превращается вода зимой? (Лёд.)
– Проанализируйте слова «мёд» и «лёд».
– После какой буквы стоит буква «ё»? (После согласной.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняет буква «ё» после согласного.
Упражнение в чтении слогов (с. 40).слоги вынести на доску
– Сравните слоги в каждом столбике. Чем они похожи? Чем отличаются?
- Назовите гласные в первом столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?
– Как произносятся согласные в первом столбике? (Согласные твердые.)
-Прочитаем слоги в первом столбике.
- А теперь прочитаем звукобуквенную модель под этими слогами. Сначала читаем звуковую схему - модель ( протягивая звуки). Читаем буквенную схему слова ( по слогам, целым словом).
- Назовите гласные во втором столбике. Какую вторую работу выполняют эти гласные?
– Как произносятся согласные во втором столбике? (Согласные мягкие.)
Прочитаем звукобуквенную модель ниже. Читаем звуковую модель - протягиваем каждый звук.
- Прочитаем буквенную модель по слогам, целым словом.
– Какой звук обозначает буква «л»? (Мягкий согласный звук.)
– Какая гласная буква показывает мягкость предыдущего согласного?
– Какой звук обозначает буква «ё» после согласного? (Звук «о».)
Какую же вторую работу выполняет буква "ё"? Что она обозначает?
Вывод: буква «ё» после согласного обозначает звук [о и указывает, что стоящий впереди (предшествующий) согласный мягкий.Прочитаем слоги во втором столбике.
Чтение слогов:
мо но ло ро ма на ла рамё нё лё рё мя ня ля ряIV. Чтение слогов и слов по учебнику (с. 40).
После чтения учащиеся объясняют значение слов.
Намёл – очень много мёл.
Орёл – хищная крупная птица. Орел в переносном смысле – символ силы, зоркости, прозорливости, благородства.
– Прочитайте слова, которые всегда надо писать с заглавной буквы.
Физкультминутка
V. Чтение предложений.
– Прочитайте текст в учебнике.
– Что делал Лёня?
– Кем работает Наум?
– Как зовут маму?
– У кого есть няня?
– Как зовут няню?
Физкультминутка
VII. Фронтальная работа.
Чтение с доски:
ёр ёл рё лёёс ён сё нё– Когда буква «ё» обозначает один звук?
– Когда буква «ё» обозначает два звука?
Игра «Назови детёныша».
тигр – … (тигрёнок)слон – … (слонёнок)
гусь – … (гусёнок)лев – … (львёнок)
лось – … (лосёнок)лиса – … (лисёнок)
VIII. Итог урока.
– какую роль выполняет буква «ё» в слове после согласного?
– Когда буква «ё» обозначает два звука?
Рефлексия "Светофор"