Презентация Использование приемов технологии ОТСМ-ТРИЗ для формирования УУД.


Использование приемов технологии ОТСМ-ТРИЗ для формирования УУД.Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности само-организации своей деятельности, позволя-ющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморе-гуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия. Одним из средств формирования УУД у младших школьников можетстать использование приемов технологии ОТСМ-ТРИЗ. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управ-ляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. Разработанная Альтшуллером Генрихом Сауловичем теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования.  На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундамен-тальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности. Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ - развитие творческого воображения); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Воспитательные: •  развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; Образовательные:•  повышение уровня общей образованности учащихся; •  формирование положительного отношения детей к учебному процессу; •  умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; •  целенаправленное развитие системно-диалектического мышления. Развивающие: развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; •  развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); •  развитие пространственного мышления; развитие речи; •  умение анализировать, синтезировать, комбинировать; •  развитие творческого воображения. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ПРАВИЛА РТВсистемный оператор; типовые приемы фантазирования; морфологический анализ («волшебная дорожка»); дихотомия (сужение поля поиска); методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);метод фокальных объектов; мозговой штурм; механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ИКР, ресурсы, приемы разрешения противоречий); моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков (ММЧ); Приёмы ТРИЗ в начальной школе В ТРИЗ-педагогике мы выделяем два основных типа открытых задач: изобретательские и исследовательские. ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИВ изобретательской задаче требуется что-нибудь придумать (изобрести) или найти выход из нестандартной (проблемной) ситуации. Изобретательская задача возникает, когда не существует стандартных, традиционных способов решения или использование таких способов в поставленных условиях невозможно. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ Исследовательской мы считаем задачу, в которой необходимо объяснить непонятное явление, выявить его причины. В этом случае ключевыми являются вопросы: как происходит? почему? Обычно условие исследовательской задачи предполагает целый набор ответов-гипотез. МЕТОДЫ Мозговой штурм1 этап УМШ. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ. Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений. 2 этап УМШ. АНАЛИЗ ИДЕЙ На этом этапе (и не ранее) все высказанные идеи каждая группа рассматривает критически. При этом необходимо придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. Нужно постараться усовершенствовать эту идею или применить ее в других условиях.3 этап УМШ. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю. «Хорошо – плохо»Тема «Жизнь города и села» Жить в городе хорошо или плохо? Жить в селе хорошо или плохо?Дождь – это хорошо или плохо?Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире. Морфологический ящик– модель “Морфологический ящик / копилка” для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятийСбор синонимов или антонимовСбор слов на определённую орфограмму Системный лифт Тема «Наш адрес в мире»Солнечная системаЗемляРоссияПермский крайКраснокамскУлица …….Дом №Квартира № Досье 456Прошлое: 455Настоящее: 456:Будущее: 457Подсистема: 400 + 50 + 6 Ситуативные задачи по сюжетам сказок. Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р.н.с.) Он много хвалился - за что и поплатился. («Колобок») р.н.с. Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р.н.с. Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р.н.с. Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с. Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р.н.с. Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р.н.с. Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»). Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди») Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»). Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(Ш.Перро «Красная шапочка»). Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин). Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»). Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»). Создание паспорта Чтение (паспорт лит. героя) Конёк – ГорбунокИмяАвторПропискаГде живётКем служит Раздел “Части речи”. – Что мы знаем о частях речи? (бывают самостоятельные и служебные) Приведите примеры– С какой частью речи мы работаем? (с именем существительным)– Что знаем о существительном? – заполним паспорт. (имя существительное, самостоятельная часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? Что?, особые приметы: род, число; член предложения: подлежащие, дополнение)– Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (изучать имя существительное) ИмясуществительноеОбозначаетпредметВопросыкто? Что?Особые приметы: Родсредний, мужской, женскийЧислоединственное, множественноеЧлен предложенияподлежащее, дополнение ПаспортЧто можно сказать о словах, записанных на доске? Что объединяет слова? (сущ.) Копилка родственных слов ЛжезагадкиКто написал про Мойдодыра: Маршак или Михалков?Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?В минуте 100 или 10 секунд? Паучок Паучку даётся какое – нибудь имя. «Квадратик» (4 угла, углы прямые, стороны равные)Имя существительное (часть речи, обозначает предмет,…….)«Сказочка» (волшебство, троекратный повтор, …..) Метод маленьких человечковММЧ был разработан Г.С. Альтшуллером для решения изобретательских задач. Этот метод позволяет лучше понять физические процессы и явления, происходящие на микроуровне. ММЧ состоит в том, что все молекулы изображаются в виде человеч-ков, которые различаются по агрегатному состоянию. (см. рис 1, 2 ,3)Окружающий мир (знакомство с твёрдыми, жидкими, газообразными веществами) Молекулы твёрдого тела изображаются человечками, которые стоят близко и держатся за руки. Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся. Молекулы газа человечками, которые находятся далеко друг от друга и не держатся за руки Синектика –метод аналогий:а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.   Винни - Пух Я плюшевый мишка. Меня положили в блестящий мешок Деда Мороза. Около меня много игрушек: заводная машинка, железная дорога, кукла Кристина, курносая белка, любопытный Буратино. Дед Мороз спешит в детский сад «Улыбка». Он сидит в санях и машет рукой всем прохожим. Я слышу, как визжат восторженные дети. Мой нос чувствует запах елки и праздничного пирога. Лапой я задел за водную машинку, и колеса у нее быстро закрутились. Меня достали из мешка, и я увидел сверкающую елку, радостные лица людей. Достался я голубоглазой принцессе. Девочка обрадовалась и весело засмеялась. Она назвала меня Вини - Пухом. Погасли огни на елке. Принцесса пришла домой и поставила меня на полку к игрушкам. Я быстро подружился с ними. Как жаль, что праздник быстро кончился. Литература1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗпедагогики // Педагогика. – 2002. – № 6.2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.4. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. – 2003. – № 4.5. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.6. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997.7. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –2001. – № 3.8. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.