Доклад на МО воспитателей: Игра — самое серьезное дело


Выступление на МО.
Воспитатель: Камынина Т.Б.
Игра – это самое серьезное дело.
Известно, что прочные знания, умения и навыки школьники приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Особая роль в развитии интереса младших школьников с задержкой в развития принадлежит игре. В младших классах игра, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того , какие именно психические свойства и качества, необходимые детям , они развивают, какие воспитательные и образовательные и задачи решают.
Игра и учеба две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Иногда переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и школьными занятиями получается ни чем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра должна быть организованна так, что бы в ней предчувствовался будущий урок. В.А. Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Давно доказано, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Цель игр, проводимых на уроках – пробудить интерес к познанию , науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра – это одно из действительных средств, способных вызывать интерес к занятиям.
Существует несколько основных функций игр:
Первая, простейшая функция – облегчить учебный процесс , оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов.
Вторая функция – «театрализация» учебного процесса : игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей.
Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству.
Названные три функции игры представляют собой ступени от игры – забавы к игре увлечению познанием.
Дидактическая игра в школе – одно из средств воспитания умственной активности учащихся отстающих в развитии. Выбор игры – определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной , но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.
Для проверки навыков устного счета учителя начальных классов используют арифметический диктант. Этот вид работы можно провести в игровой форме. Учитель сообщает детям, что они будут играть в «Русское лото», объявляет номер тиража и раздает каждому билет с некоторыми числами от 1 до 20. Среди этих чисел есть ответы к заданиям, которые будет читать учитель. Ученик должен устно выполнить вычисления найти в билете и зачеркнуть его. Выигрывает ученик, который вычеркнул все числа правильно. Если сильному ученику я читаю выражение «10» увеличить на «5», то более слабым ученикам могу прочесть 10 плюс 5 и т. д. Т.е. могу дифференцировать задания. Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организованность и заинтересованность детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Например игра «Найди, что мне принадлежит». Эта игра является подготовительным этапом к описанию. В игре участвуют ученики всего класса. У каждого картинка с изображением живого или не живого предмета. Из слов, называемых учителем, нужно выбрать и записать, те которые подходят к той картинке, которая перед глазами. Например, у учащихся первого варианта – заяц, второго варианта – лисы. Читаю слова: хитрая, трусливый, серый, рыжая, белый, пушистый, короткий и т.д. Среди названных могут быть ловушки. Основные виды игр, которые используются в начальной школе на уроках, определены в методической литературе, журналах « Начальная школа».