Внеклассное мероприятие : «Выбор профессии – дело серьезное »


«Выбор профессии – дело серьезное »
Цель:
-Коррекционно- образовательная: расширить представления учащихся о профессиях , учить ориентироваться в мире профессий .
-Коррекционно- развивающая: развивать  интерес к  различным  профессиям.
-Коррекционно- воспитывающая: воспитывать уважение к труду.
Оборудование: доска, презентация в виде слайдов , наглядный материал.
Ход мероприятия
-Организационный момент
-Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей
Здравствуйте!
Введение в тему
- Начнём нашу встречу с разминки : отгадаем кроссворд и ключевое слово в кроссворде. Я буду загадывать загадки, отгадки будем вписывать в наш кроссворд.
1. пекарь
Встанем мы, когда вы спите,И муку просеем в сите,Докрасна натопим печь,Чтобы хлеб к утру испечь.
2.маляр
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
3.доктор
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров,- разрешит погулять.
4.фотогаф
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас.
5.учитель
Он учит детишек читать и писать.
Природу любить, стариков уважать.
6.артист
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …
7. сталевар
В горячем цехе,
В доменной печи
он варит сталь,
А это ведь не щи!
8.водитель
Встаем мы очень рано,
ведь наша забота –Всех отвозить
по утрам на работу.
9.портниха
Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу лихо,
Потому что я…
Какое ключевое слово – «Профессии». И тема нашего разговора: «Выбор профессии – дело серьезное »
- Сегодня мы поговорим о выборе профессии, т. е. поближе познакомимся с теми профессиями, которые вы можете освоить после окончания нашей школы, чтобы в дальнейшем принять правильное решение в выборе своей профессии.
Пройдет совсем немного времени и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог – именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать все нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определенные знания и навыки. Так появились профессии.
Профессия, специальность – давайте вспомним значения этих слов:
Профессия- это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Например, профессия – учитель. Специальность – учитель русского языка, учитель истории, учитель татарского языка. Врач – хирург, окулист, онколог, гинеколог. Продавец - продавец книг, продавец хлебобулочных изделий. Музыкант – пианист, баянист,
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.
Чтобы уметь различать профессию от специальности, мы с вами выполним упражнения
( слайд)
задание: из данного списка слов выделить специальности и профессии
Учитель, водитель автобуса, продавец книг, врач, штукатур – маляр, музыкант, артист, учитель татарского языка, педиатр, артист цирка. учитель физкультуры, водитель, хирург, продавец, актер театра и кино, пчеловод
К доске приглашаю Надежде и Роберта, а остальные работаем на своих местах
Профессии специальности
Учитель водитель автобуса
врач продавец книг
музыкант учитель физкультуры
артист учитель татарского языка,
водитель, педиатр
продавец, пчеловод
штукатур – маляр,
артист цирка, актер театра и кино
Молодцы, вы научились различать профессию от специальности.
    Ребята, давайте подумаем, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.д. (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль…)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица.
Профессия, специальность - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени  одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа- «Самые забытые профессии».
Третья группа- «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая- «Самые отважные профессии». (Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки). 
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, топ-модель, телеведущий, журналист, программист, нефтяник, пластический хирург, и т.д. Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т.д. Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер, парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер… Самые отважные:   пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный…-Теперь проверим, какая группа справилась лучше. Молодцы.
Конечно, мы здесь перечислили не все профессии. Их  в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.
Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".
Выбирая профессию, не стоит в первую очередь ориентироваться на то, что популярно и престижно в данный момент среди молодежи. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны.
Чтобы выбор был правильным, серьезным и осознанным, надо соблюдать 3 условия:
ХОЧУ- это все, что мне нравится, к чему лежит душа; профессия должна приносить радость и доход;
-МОГУ- это все, что мне по силам, по способностям ,у человека должны быть способности и возможности;
-НАДО- это все, что нужно для общества, страны. профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
Если сложить все 3 условия вместе, получается формула осознанного , серьезного выбора профессии. Осознанный, серьезный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Я предлагаю послушать вот такой разговор, который  часто можно услышать от выпускников школы.
Инсценировка "Выбор профессии":
            Роберт: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?
            Даша.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Аделина?
            Аделина: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.
            Надя: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Роберт?
            Роберт: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!
( Воспитанники обсуждают ситуацию).
-Давайте подумаем:
- все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия?
Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?Знает ли Даша, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?
-У Даши в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
-У Аделины? Почему? Если она переедет в другой город?
-А знает, ли чего хочет Надя? Чей это выбор?
-А что вы можете сказать про Роберта? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.
Чтобы вы посоветовали Даше, Аделине и Наде?
Примерные ответы детей:
— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда

«Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством - растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.«Человек-техника» - все технические профессии - водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,
«Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей - учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.«Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем - бухгалтер, ученый, экономист,  математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.«Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда - художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.

Ну, что устали? Для того ,чтобы немного отдохнуть, проведем физкультминутку.
Физминутка: типы профессий. ( слайд)
Я буду называть профессию, а вы должны определить к какому типу она относится и выполнить соответствующие действия.
• Ч-Т: два раза нагнуться - шофер
• Ч-Ч: пожать руки справа и слева стоящему от вас -учитель,
• Ч-П: встать - эколог
• Ч-З: два раза сделать приседание - бухгалтер .• Ч-Х: поаплодировать - художник
(эколог, учитель, шофер, бухгалтер, художник.)
Молодцы , вы справились, все выполнили правильно.
Вопрос к воспитанникам  - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?
            Профессионал! слайд
-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?
    Слайд :  Высокая работоспособность       Исполнительность
                     Ответственность                            Организованность
                     Дисциплинированность
(Ответы воспитанников).
            Государству нужны грамотные  специалисты, профессионалы? (да). Почему?
Воспитанники приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».
-Итак, профессий на свете очень много, и все они требуют от людей упорства, старания и все профессии важны и все профессии нужны!
Послушайте маленькую историю:
             «Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".
              Обсуждение ситуации:
             Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?
(Ответы воспитанников)
             Обратимся к цитате Л.Н. Толстого (слайд): "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".
             Недаром государство относится уважительно  разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.) (день учителя, , день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства — третье воскресенье марта, российской печати-13 января, день заповедников- 11января, день бармена – 6 февраля и т.д.)
             В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.

Поиграем в игру «Угадай профессию». Сейчас на экране вы увидите картинку той или иной профессии, ваша задача назвать профессию.
-Молодцы, отлично справились с заданием.

О человеке в обществе судят  прежде всего по его труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним:

Дело мастера боится.
Труд умелые руки любит.
Терпенье и труд всё перетрут.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Кто не работает, тот не ест.
Научился сам – научи другого.
Наскоро делать- переделывать.
Лес рубят - щепки летят.
Кто работы не боится, у того она и спорится.
Люби дело – будешь мастером.
Хорош садовник – хорош и крыжовник.
Не начав – подумай, начав – делай.
Не всё можно сделать силой, нужна и сноровка.
Труд создал человека.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Тяжело тому жить, кто от работы бежит.
-Молодцы, очень много пословиц и поговорок вы знаете.

-  Ребята , каждый должен выбрать ту профессию, к которой лежит ваша душа, в которой вы чувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым. Но а если вы хотите больше узнать о профессиях, которые вам интересно , вам помогут литература, которая имеется у нас в библиотеке. Я принесла несколько книг, посмотрите. И еще можете получить информацию с интернета.
- Через год вы закончите школу, вступите в самостоятельную жизнь. Всем вам надо будет продолжить свое образование, учиться дальше в учебных заведениях: лицее, профессионально-техническом училище.
Вы, наверное, уже подумали о своей будущей профессии и поэтому пришло время для сундучка «желаний». 
Напишите на листочке, кем вы мечтаете стать - Я мечтаю стать …-
и опустите эту бумажку в сундучок «желаний».
Мы его закроем и спрячем,
а на первой встрече выпускников (через 5 лет встретимся) мы посмотрим, все ли ваши желания исполнились.
(Учащиеся пишут записки и складывают их в мешочек).
-Итог
Я надеюсь, что выбор профессии будет серьезным, осознанным у каждого из вас. Но какую бы профессию вы ни выбрали,  вам всегда пригодятся знания, полученные  в школе и искренне желаю, чтобы все ваши мечты сбылись!

- Благодарю вас за участие в работе.