Технологическая карта урока русского языка по теме Повторение темы Деепричастие
Аттестационное задание № 21
Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Предложите проект урока по преподаваемому Вами предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой, любой на ваш выбор).
Выполнила:
Достовалова Людмила Витальевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Барсовская СОШ №1»
Пояснительная записка.
Модернизация современного образования ставит перед учителем задачу: содействовать расширению ключевых компетенций школьников, а именно, развитию коммуникативных умений, и создавать условия для их формирования. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:
- игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ученика;
- технологии проблемного обучения: индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков, графиков, ассоциативных портретов литературных героев), использую исследовательский метод.
В образовательном процессе часто
использую занимательные, деловые, ролевые, познавательные игры, провожу уроки-путешествия, уроки-диспуты, различные имитационные уроки. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес, помогает формировать навыки учебной работы, учебной деятельности. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество. Благодаря этому у детей формируются более прочные, глубокие знания.
Игровые технологии занимают важное место в уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) тренируют память, помогают учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) развивают внимание и познавательный интерес к предмету;
3) помогают ученику преодолеть пассивность;
4) помогают приобрести конкретные практические навыки, перевести знания в опыт.Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра - важнейшее средство воспитания школьников. Мир игр очень разнообразен. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка. Игра используется для решения комплексных задач закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять учебный материал с различных позиций.
Актуальность применения игровых технологий на уроках русского языка и литературы я вижу в том, что:
- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;
- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;
- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;
- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Необходимо более тесно связывать уроки с жизнью, с жизненной практикой. Сейчас задачи практической направленности включены в тесты ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому необходимо учить решать задачи такого вида. Этому я учу на уроках, проводимых в виде познавательной игры. Познавательная игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В ходе такого урока развивается практическая направленность задач, дети учатся решать задачи, которые им пригодятся на практике, в жизни, развивается умение работать в группе, умение вести дискуссию, развиваются практические навыки, воспитываются коммуникативные компетенции, творческие способности учащихся.
Предлагаю проект урока по русскому языку в седьмом классе, разработанный на основе программы по русскому языку для 5-9кл. общеобразовательных учреждений (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский М. «Просвещение» 2010г), раздел "Деепричастие". Урок по теме «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» рекомендую проводить с использованием игровых методов. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия с учащимися через реализацию сюжета путешествия. При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» по типу – повторительно-обощающий. Форма урока – путешествие.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки: изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведения: фронтальный опрос, индивидуальная работа. работа в группах, подведение итогов .
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации по выполнению домашнего задания.
Предлагаю подробно рассмотреть этапы урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие».
Цели урока.
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о деепричастиях и деепричастных оборотах;
- закрепить навыки узнавания в тексте деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, графического их изображения;
- совершенствовать навыки правописания деепричастий;
- развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Развивающие:
- развивать умение дискуссионной и групповой работы;
- развивать опыт социального опыта учащихся в процессе игры;
- развивать умение схематичного мышления;
- развивать навык адекватной самооценки.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных компетенций;
- формирование умений мыслить системно, находить творческий подход в своей работе;
- формировать стремление говорить и писать в соответствии с нормами русского литературного языка;
- прививать любовь к русскому языку, мотивировать на его дальнейшее изучение.
Оборудование:
-мультимедийный проектор;
- компьютер;
- личные карточки моряков;
- папки с заданиями.
Организация пространства: фронтальная работа, самостоятельная индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; что основное и добавочное действие, обозначенное глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному лицу(предмету); уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, определять вид деепричастий.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка.
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат взаимодействия
Организационный
Мотивация к учебной деятельности: уточнить тип урока, определить его цели. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие по океану Знаний к материку Морфология в страну Деепричастий. На пути нам встретится немало трудностей, которые мы должны преодолеть. –Каковы же наши цели? Готовятся к восприятию информации, определяют цель деятельности, записывают число и тему урока. Включение в учебный процесс
Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний . Через развивающее задание повторить знания о ранее изученном.
Чтобы попасть на наш корабль, необходимо сдать экзамен на знание деепричастий. Группа из 4 человек приглашается к доске рисовать интеллект-карту «Деепричастия». Остальные отвечают на вопросы и заносят баллы в « Личные карточки моряков».
- Какая часть речи называется деепричастием?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
- Что позаимствовало деепричастие у глагола? У наречия?
- Что такое деепричастный оборот, и как он выделяется на письме?
Задания.
Образуйте деепричастия от глаголов: подплывать, пробираться, причалить. Определить вид деепричастий.
Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Подожди юнга сказал боцман взяв меня за плечо.
Молодцы, ребята. В путь! Мы плывем по морю Мыслителей Отвечают на вопросы.
Рисуют интеллект-карту цветным мелом.
Выполняют задания.
Дают оценку своим товарищам, делавшим интеллект-карту, заносят свои оценки в личные карточки. Фиксация имеющихся предметных учебных знаний. Организация активной мыслительной деятельности.
Целеполагание и построение выхода из затруднения. Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Составление связных рассказов об изученных нормах. Прочитайте текст, найдите деепричастия. (Слайд 1)
Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело ее своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух соленым ароматом.
- Составьте устное высказывание на грамматическую тему по данному алгоритму. (Слайд 2)
Слово …- деепричастие. Докажем это. Во-первых, оно.. .Во-вторых,… . В третьих, … .Выполняя практическое задание, закрепляют знания о деепричастии, учатся составлять грамматический рассказ. Активизация умственных процессов.
Систематизация полученных знаний. Уметь слушать собеседника и формулировать собственное мнение.
Работа с разноуровневыми карточками
Самостоятельная работа, цель которой заключается в проверке уровня усвоения темы «Не с деепричастиями»
1)Спиши пословицы, раскрывая скобки.
Н.(Не) зная броду, ( не)суйся в воду. (Не) берись лапти плести, (не) надравши лыка. (Не) накормив лошадь, далеко (не) уедешь.
2)Спиши текст, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания.
У порога на сундуке сидит бабушка согнувшись (не)двигаясь (не)дыша. Дед и бабушка слушали мать (не)перебивая. Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках.
3) Спиши текст, раскрывая скобки и ставя пропущенные знаки препинания, подчеркни как члены предложения деепричастные обороты.
Ни разу (не)оглянувшись Анфиска косила с тем же упорством. Она ела (не)спеша радуясь куску хлеба. (Не)тронутая стена трав (не)уменьшалась и (не)редела. Выполнив задание, дают на проверку своему соседу по парте. Оценка ставится в карточку. Закрепили знания о правописании «не с деепричастиями» и другими частями речи.
Физкультминутка Смена деятельности. Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.(слайд 2) Применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Употребление деепричастных оборотов в речи. Перед нами залив Эрудитов. Чтобы проплыть по нему, надо решить задачу. Мне случайно попала в руки объяснительная записка от бригадира грузчиков Недосмотрова И.И.
При транспортировке ящика «Предложения с деепричастными оборотами» грузчиками Расхлябовым и Лентяйкиным было допущено его опрокидывание. Чтобы скрыть эту оплошность, они быстро собрали рассыпавшиеся части предложений. По причине неграмотности это было сделано ими неверно. Резолюция такова: принять меры по приведению содержимого ящика в исходное состояние.
- Исправьте ошибки грузчиков, восстановите предложения, соединив правильно их части. (Слайд 3).
Не помня себя от восторга, в гавани спят корабли. Медленно, ровно качаясь, гуси шумно опускаются на воду. Тяжелый парус поднимая, я побежал домой. Прилетев на место, рыбак идет на дальний лов.
Задание №2.
Очень часто допускают ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Найдите ошибки в предложении.(Слайд 5).
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
- Дайте совет, как избежать подобных ошибок. Выполняют упражнение. После выполнения упражнения проверяют по образцу (слайд 4).
Выполняют второе задание, записывают предложение правильно, проговорив его вслух. Дают совет, как избежать этих ошибок.
Самостоятельно делают выводы, выбирают решение, обосновывают выбор, учатся анализировать и с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Конструирование текста по картине. Практическая деятельность по реализации построенного проекта. Творческая работа, цель которой – научиться подбирать деепричастия и деепричастные обороты к данной картине.
Мы с вами подплыли к водопаду. Чтобы преодолеть его, надо выполнить задание: рассмотрите репродукцию картины И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад» (слайд 6), подберите как можно больше деепричастий, передающих шум воды, составьте с ними предложения.
Послушайте, как это удалось сделать Роберту Саути в стихотворении «Лодорский водопад». Прочитайте стихотворение со знаками препинания. Составляют и записывают предложения. Кто не может составить предложения, записывают деепричастия. В тексте стихотворения расставляют знаки препинания (текс на парте) Развитие умения точно, полно выражать свои мысли, создавать текст.
Подведение итогов работы. Обобщение проделанной работы, выставление оценок. Наше путешествие по морю Мыслителей в стране изученных деепричастий подходит к концу. Мы благополучно обошли все препятствия, и теперь нам предстоит пристать к берегу, где живут деепричастия. В начале урока наши художники создавали портрет этой части речи (интеллект-карту). Обратившись к ней, расскажите о деепричастии. Рассказ о деепричастии по интеллект-карте. Слушают ответы, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Сдают свои карточки с баллами. Закрепление знаний учащихся, полученных на уроке.
Домашнее задание Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания .Составьте тест по теме «Деепричастие» или сочините сказку о деепричастии. Выбирают способ выполнения домашнего задания. Умение делать выбор.
Рефлексия Мотивация собственной дея тельности. Как вы оцениваете свою работу? Как поработал каждый? Что было трудно выполнять? Что вызвало интерес? Стоило ли вам сегодня приходить на урок русского языка? Что из полученного на уроке вам пригодится в жизни? Самооценка в соответствии с целями урока. Оценивают умения, выбирая для этого одну из предложенных фигур (смайликов) Рефлексия способов и условий действия, умение выражать и аргументировать свои мысли, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Таким образом, я ответила на вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по русскому языку с использованием игры.
Используемая литература:
1. Учебник «Русский язык 7 класс» М. «Просвещение» 2012г.
2. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. «Компетентностные задания по русскому языку 5-11 классы» Легион, Ростов-на Дону 2012г. 3. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – Спб.: КАРО, 2011. – 368 с.
4. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.