Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Усинска
Чудо любви
Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей
Составитель: Мажаева Т. Н.
учитель начальных классов
г. Усинск
Тема урока: Чудо любви.
Цель урока:
1) Продолжить знакомство с качествами мудрости;
2) Закрепить значение чувства любви, ее величие и значение в жизни человека и окружающего мира.
3) Воспитывать стремление к духовному росту;
4) Развивать воображение.
Литературный ряд:
- пословицы;
- мудрые мысли о любви;
- «Сказка о ветре»;
- «Сказка о любви».
Зрительный ряд:
- Тема – плакат;
- Слова – карточки;
- Рисунок большого солнца с лучами;
- Рисунок большого сердца с лучами (храм Сердца из лучиков Любви);
- Цветок феи Любви;
- Свечи;
- Сувенир солнце;
- Маленькие солнышки для рефлексии на весь класс;
- Слова карточки.
Музыкальный ряд:
- Вивальди «Времена года»;
- Бетховен «Лунная соната»;
- Шуберт «Аве Мария».
Ход урока
Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
Актуализация. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, догадайтесь, что я вам сегодня принесла на урок? Оно круглое, яркое, лучезарное, необходимо всем живущим на земле. (Солнце)
Я не случайно заговорила с вами о солнце, потому что с его силой можно сравнить одно из великих качеств человеческой души. Оно также как и солнце велико. Живет оно в нашем сердце. Свет его мы дарим другим людям, природе, окружающему миру.
-Вы догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на занятии? (О любви)
-Ребята, как вы думаете, любовь может творить чудеса?
-В чем же заключается чудо любви?
- Сколько же в нашем классе мнений?
- Какой вопрос возникает?
- Кто прав?
- Какова будет тема нашего занятия?
Чудо любви
- Сегодня на занятии мы попытаемся ответить на вопрос «В чем заключается чудо любви?»
III. Открытие детьми нового знания.
Игра «Фея Любви»
- А с что вы любите больше всего на свете?
- А сейчас, кто получит волшебный цветок феи Любви, пусть нам расскажет о том, что он любит больше всего на свете.
2. Беседа о сердце. Силы более могущественной, чем любовь»
«Нет на свете силы более могущественной, чем любовь» (И. Стравинский).
Только любовью создается жизнь.
- Ребята, а как вы думаете, где рождается любовь?
- Чувство любви рождается в нашем сердце, от сердца исходят слова нежности, ласки, доброты, теплоты.
У любви много слов, и все они исходят от теплоты сердца. Есть такие выражения: «сердечное тепло», «сердечная вам благодарность», «человек с добрым сердцем». Когда нам хорошо – радость ощущается в груди, в сердце, когда нам плохо – тоже говорят: «сердце болит», «на сердце кошки скребут».
Сердце – самая высшая часть души человека. Это центр любви и сострадания, преданности и героизма. Недаром злого эгоистичного человека называют бессердечным.
Игра «Строим храм Сердца из хрусталиков любви».
Итак, любовь рождается в сердце.
- Ребята, а из каких хрусталиков любви мы складываем храм Сердца? Что может любить человек?
Рисунок большого сердца с лучиками (храм Сердца из лучиков Любви).
- У любви много лучей: любовь к Природе, любовь к Родине, любовь к Матери, к миру, любовь к Землеи все это через знания, через опыт других людей и нас самих, через книги, музыку, живопись.
Замечательный педагог, воспитатель В.А.Сухомлинский говорил детям, обращаясь к каждому: «Мы приходим в мир и вначале бываем маленькими детьми для того, чтобы, став, взрослыми, оставить свой след на Земле, прожить жизнь настоящими людьми. Живет и червяк, живет и курица, живет и вол, но их жизнь так же далека от человеческой жизни, как далека норка червяка, куриный насест и воловье стойло от кабины космического корабля. Стремитесь скорее стать мыслителями, тружениками. Для этого нужно научиться любить. Любить и дарить свою любовь».
Чтение сказки о Любви.
«В большом городском доме жило много мальчиков и девочек. Среди них была девочка подросток – Маленькая Горбунья. Была она в самом деле маленькая и в самом деле горбатая. Как и другие мальчики и девочки, она выходила во двор погулять, поиграть. Выходили поиграть и другие девочки, среди них были три красавицы: Синеглазая Красавица, Голубоглазая Красавица и Черноглазая Красавица. Каждая из них была убеждена, что она самая красивая – и все должны восхищаться ее красотой. Маленькая Горбунья, не отрывая глаз, смотрела на этих красавиц. Как ей хотелось отдать кому-нибудь из них свою любовь! Она подходила то к одной, то к другой, пыталась поиграть с ними, но никто из них не обращал внимания на Маленькую Горбунью, как будто ее вообще не было.
И вот Маленькая Горбунья полюбила далекую мерцающую звездочку. Она увидела ее на вечернем небосклоне и прошептала ей горячие слова своей любви: «Я хочу быть твоей, Мерцающая Звездочка! Я люблю тебя и хочу быть любимой». И так много любви было в сердце Маленькой Горбунью, что эта любовь лучиком протянулась к лучикам Мерцающей Звездочки. Звездочка жила невообразимо далеко, она мерцала еле заметной искоркой, но сила любви Маленькой Горбуньи была столь велика, что – представьте себе, дети, это было действительно так – Маленькая Звездочка почувствовала тепло сияющего лучика любви и ответила: «Хорошо, Маленькая Горбунья, я чувствую твою любовь, мне так хорошо от твоей любви и ты будешь моей. Я наполнилась твоей Любовью и посылаю тебе свою Любовь» И тогда в глазах девочки засверкалось огромное Счастье. Утром дети снова вышли играть, и Маленькая Горбунья заглянула в глаза Синеглазой Красавицы, Голубоглазой Красавицы и Черноглазой Красавицы и ужаснулась о т чувства сожаления – в их глазах плавали холодные льдинки.
Маленькая Горбунья прошептала: «Какие они несчастные, эти девочки»
- Ребята, почему Маленькая Горбунья пожалела красавиц?
- А какие глаза были у Маленькой Горбуньи?
- Что сделало Маленькую Горбунью такой счастливой?
Мы видим как важна не внешняя красота, а внутренняя.
- В чем выражается подлинная красота? (Подлинная красота - в преданности, в стремлении принести радость другому человеку.)
«Люби людей. Любовь к людям – это твоя нравственная сердцевина, т.е. твое сердечное отношение к людям. Живи так, чтобы твоя сердцевина была здоровой, чистой и сильной».
«Любите друг друга» - заповедь Христа.
Игра «Свеча Любви».
Дети встают в круг. Каждому раздаю маленькую свечку. Затем зажигаю свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.
Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и садятся на свое место.
- Ребята, мы с вами построили храм Сердца из лучиков любви. Поговорили о том, что человек может любить. А что же такое любовь? Мы ответим на этот вопрос после того, как послушаем сказку.
6. Беседа «Что такое любовь?» (Чтение «Сказки о ветре», книга «Учебник добра» с.65)
«Жил на свете холодный северный ветер. Где бы он ни появлялся – всюду приносил горе и несчастье. От его дыхания замерзали деревья, цветы, звери и даже люди.
«Почему ты такой злой? – спросила его однажды маленькая серая птичка. – Ты никого не любишь. Ты, наверное, и не знаешь, что такое любовь».
«Любовь? – удивился холодный северный ветер. Он впервые слышал такое странное слово. – А что это такое?» - крикнул он, но маленькая серая птичка уже улетела.
«Что же такое любовь?» - спросил ветер у нежного лесного колокольчика, раскрывающего свои лепестки навстречу утренним солнечным лучам.
«Спроси у солнца, оно знает» - засмеялся колокольчик.
«Что такое любовь?» - спросил ветер у самой высокой сосны, которая тянула свои ветви к солнечному теплу.
«Спроси у солнца, оно знает», - улыбнулась сосна.
«Что такое любовь?» - спросил ветер у молчаливой горы, которая смотрела в небо и о чет-то думала.
«Спроси у солнца, оно знает», - тихо ответила гора.
«Что такое любовь?» - спросил, наконец, ветер у солнца.
«Любовь – это когда забываешь о себе и всю ласку своего сердца даришь другим – цветку, дереву, горе. Им тепло и радостно, потому что я люблю их».
Так сказало солнце и замолчало. Холодный северный ветер задумался. Долго летал он над горой, сосной и нежным лесным колокольчиком. А потом исчез.
Больше не было на земле холода и несчастий. Погода установилась теплая, солнечная и безветренная.
Никто не знал, что случилось с холодным ветром. Одно солнце знало, что ветер полюбил гору, сосну и нежный лесной колокольчик. Одно солнце знало, что ветер просто забыл о себе».
- Ребята, как вы думаете, понял ветер, что такое любовь?
- Почему вы так решили?
- Что же такое любовь? Что это значит?
Любить – это значит забыть о себе. Всегда ли мы так любим? Чаще всего мы думаем о себе и требуем любви от других.
Есть два вида любви – земная и небесная.
Земная – это когда мы любим и хотим, чтобы и нас любили. Есть другая любовь – когда любят, не требуя ничего взамен.
IV. Первичное закрепление.
Игра «Ода любви»
Звучит «Лунная соната» Бетховена. Крупными буквами на доске написано слово ЛЮБОВЬ
- Сядьте поудобнее. Закройте глазки. Расслабьтесь. Наполните свое сердце нежным, светлым, теплым, радостным чувством. Почувствуйте любовь в своем сердце.
-Ребята, как вы думаете, какой бывает любовь?
Нежной
Сияющей
Радостной
Волшебной
Жертвенной
Красивой
Большой
Светлой
Сказочной
Единственной
Прощающей
Преданной
- А теперь из всех записанных на доске слов и определений составьте оду любви.
Любовь творит чудеса. Благодаря любви сделаны прекрасные произведения искусства – стихи, поэмы, картины, музыкальные произведения.
Композитор Шуберт любил одну девушку. Он сделал ей предложение., но отец этой девушки отказал ему. Шуберт пришел домой и написал музыку «Аве Мария». Бетховен посвятил «Лунную сонату» итальянской девушке Джульетте.
- Ребята, вспомните сказку, в которой любовь творит чудеса. («Аленький цветочек»)
V. Практическая часть.
Рисунок «Цветы любви».
- Ребята, помните, я вам читала сказку о пламенном сердце Данко?
- Представьте своим внутренним зрением цветок любви в своем сердце.
- Какой он?
- Нарисуйте его. Представьте через этот цветок свой внутренний мир, красоту своей души, свет своей души.
Либо нарисуйте цветок любви, а затем подпишите на его лепестках все, кого или что вы любите, что вы любите делать больше всего на свете.
VI. Обобщение. Выставка работ.
Собираю цветы любви и поочередно показываю их детям, зачитывая надписи на лепестках. По рисункам дети угадывают: кому принадлежит тот или иной цветок любви.
Замечательные получились цветы.
- Как мы можем назвать нашу выставку? («Цветы любви»)
VII. Итог.
- Представьте, что цветок любви в душе человека может завянуть. Какими качествами должен обладать человек, чтобы свет цветка любви никогда не гас?
Добротой
Милосердием
Состраданием
Душевной чистотой
Красотой души
Щедростью
Радостью
- Чем же является любовь для каждой души? (Любовь является истинным счастьем для каждой души)
VIII. Рефлексия.
Дети выбирают солнышко по цвету, соответствующему настроению, сравнивают с настроением до начала занятия.
- Ребята, а сейчас поднимите, пожалуйста, солнышко, соответствующее вашему настроению.
- Спасибо. Я желаю вам хорошего настроения. И пусть в вашем сердце всегда живет ЛЮБОВЬ.
Заголовок 415