Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Цветы в жизни человека.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей
Составитель: Мажаева Т. Н.
учитель начальных классов
гУсинск
Тема урока: Цветы в жизни человека.
Цель урока: раскрытие душевных качеств ребенка.
Литературный ряд: - стихи о цветах;
В. Солоухин «Букет», «Цветы»
Зрительный ряд: 1 Слайд – программа. Серия слайдов с изображением различных цветов.
Тема – плакат;
Слайды – репродукции картин художников:
Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
Г. Флегель «Натюрморт с цветами и закуской»
Ван Гог «Ирисы»
Ван Гог «Подсолнухи»
Александр Куприн «Настурции»
А. Куприн «Натюрморт. Искусственные цветы и фрукты на желтом фоне.
А. Куприн «Цветы на фоне набойки»
Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
М. Сарьян «Цветы».
Схема «Чему нас учат цветы».
Слова карточки.
Цитаты.
Музыкальный ряд:
музыка для релаксации;
П.И.Чайковский «Вальс цветов»
Цветы в жизни человека.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово.
- Здравствуйте, дорогие друзья. Я хочу вас спросить: любите ли вы цветы?
- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема урока:
Цветы в жизни человека.
Они дарят нам радость, красоту и свою нежность.
«Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство»
- Я приглашаю всех на бал цветов.
Слайд-программа с изображением различных цветов и чтение о них стихов. Музыка.Чайковский «Бал цветов».
- И главная гостья на этом балу – роза.
Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.
Розы – сестры зари.
Цвет их цвету зари равнозначен.
Раскрываются розы
Лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво,
Они то смеются, то плачут,
Грусть и радость качая
В глубоких атласных цветах.
А теперь другой цветок.
«Посмотрите на звезду, это не просто светящаяся точка, излучающая то голубой, то белый, то розовый свет. В середине он ярко-желтый, золотистый. Древние люди приметили маленькие светло-голубые цветочки с желтым кружком посередине, которые качаясь от легкого ветерка, напоминали цвет и колебания звезд. «Астра!» - воскликнули они, что в переводе на русский язык означает «звезда».
«Слезы Богородицы» (о ландышах).
Тихо рыдала Пресвятая Богородица, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы ее капали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши. Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора колокольчиков на длинном стебельке и пара зеленых листьев – вот и все. Эти прелестные белые колокольчики соединили в себе чистоту и святость слез Пресвятой Богородицы. Аромат его освежает и исцеляет душу. А когда беленькие цветочки ландыша опали, на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез Богородицы.
Лотос.
Незабудки.
Анютины глазки.
Подснежник.
- Какой цветок вам нравится больше всего? И за что?
IV. Беседа о цветах.
- Что испытываете вы, когда смотрите на цветы?
- Назовите разные эпитеты к слову цветы.
Яркие
Душистые прекрасные
Красивые светолюбивые
Нежные ароматные
Чудесные любимые
волшебные великолепные
- Какие цветы и к каким из этих эпитетов соответствуют больше всего?
- Могут ли быть цветы некрасивые?
- Что дарят нам цветы?
- У меня на доске написаны качества души человека. Перечислите, пожалуйста, те качества, которым учат нас цветы?
мечтать
благородству
доброте нежности
красоте
любви
- Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.
- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). Объясните свой ответ. Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.
- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?
- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать?
- Как вы понимаете слова «ухаживать за душой»? (Стремиться делать только то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение)
«Любовь друг к другу, стремление сделать счастливыми других людей, умение дарить радость – вот необходимые условия для счастливой жизни любого человека»
-Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым? (любить)
- У растений тоже есть душа, своя живая и неповторимая жизнь.
- А еще у цветов есть язык, с которым они с нами общаются.
- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы понять язык цветов и разговаривать с ними?
- Поэты, писатели, художники, композиторы хорошо знали этот язык и написали много прекрасных произведений, которые посвятили цветам, природе.
V. Слайд- программа репродукций картин художников под музыку Чайковского «Бал цветов»
- Глядя на эти репродукции, мы как - будто бы оказываемся на волшебном лугу солнечным, летним днем.
Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
Г. Флегель «Натюрморт с цветами и закуской»
Ван Гог «Ирисы»
Ван Гог «Подсолнухи»
Александр Куприн «Настурции»
А. Куприн «Натюрморт. Искусственные цветы и фрукты на желтом фоне.
А. Куприн «Цветы на фоне набойки»
Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
М. Сарьян «Цветы».
- Как вы думаете, знали ли художники язык цветов?
- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы понять язык цветов и разговаривать с ними? (постараться быть трудолюбивыми и ответственными, и никогда не забывать ухаживать за своими растениями)
VI. Беседа.Обобщение.
- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?
- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?
Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.
Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением трав, цветов и поведением насекомых.
У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.
По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.
От страдания цветы теряют запах.
В древности говорили, что запах – это Душа цветка.
Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.
- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?
(Цветок – символ душевной частоты человека.)
О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.
VII. Релаксация. Музыка.
А теперь представьте солнечный летний день. Вы лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов. Вы не можете удержаться от желания собрать букет своих любимых цветов.
Чтение стихотворения В. Солоухина «Букет».
- Чему букет из разных трав и цветов научил поэта?
Нет ничего ненужного и безобразного в созданном мире. Каждое созданное творение прекрасно и красиво по-своему. В этом удивительном разнообразии и заключается самая большая красота.
VIII. Практическая работа.
- А теперь волшебные краски и карандаши пусть помогут вам рассказать всему миру, как вы понимаете язык цветов и трав в следующих заданиях.
Нарисуйте свой любимый букет.
Нарисуйте цветок своей души.
IX. Выставка работ. Обсуждение.
-Друзья, если бы вам пришлось увидеть сад в котором все растения в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он показался бы вам красивым? Конечно, нет. Скорее – унылым и однообразным. Сад прекрасный для глаз и радующий сердце, это такой сад, где друг с другом рядом растут цветы всех оттенков, форм и запахов.
- А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой. Одинаковы ли на ней цветы?
- Обратите внимание на красоту в многообразии.
X. Итог.
Так должно быть и среди детей человеческих! Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверие, будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.
Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.
XI. Рефлексия.
цветы
Чему нас учат цветы?
Заголовок 415