Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»













Радости волшебная дуга
Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей













Составитель: Мажаева Т. Н.
учитель начальных классов




гУсинск


Тема урока: Радости волшебная дуга.

Цель урока: Воспитание любви к природе.

Задачи урока: 1. В образе радуги показать удивительное и неповторимое чудо.
2. На примере природного явления как радуга, дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, красота, нежность и др.)
3. Воспитать нравственное отношение к миру и к себе, через восприятие красоты поступка, чувства, произведения.
4. Научить замечать и творить красоту.
5. Приобщить ребенка к человеческой Культуре, системе общечеловеческих ценностей.

Литературный ряд: Э. Шим «Радуга»; Ф. Тютчев.

Музыкальный ряд: И.С. Бах, Вивальди.

Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»; А. Куинджи « Радуга»,
Васильев «Мокрый луг».






























Ход урока.

I. Вступительное слово.

- Я очень рада снова видеть вас на наших занятиях «Добра и Красоты», где мы говорим о вечном и прекрасном, о доброте и любви, о чудесной красоте, которая повсюду есть на нашей земле.

II. Повторение пройденного. Беседа о красоте.

- Где же можно найти Красоту?

Красота везде: в природе, в искусстве, в человеческих отношениях.
У красоты много граней. Красота человека, красота природы.
Человек связан с природой. Он понимает ее красоту и выражает в своих произведениях искусства, в своем творчестве: художник - в картинах, композитор - в музыке, поэт - в стихах, рукодельница в шитье.

- А что может быть красивого в человеке?
(В человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и мысли, и душа и тело.)

- В чем истинная красота в человеке?
(Истинная красота – это душа, чистая и прекрасная, а не тело.)

- Какие качества характеризуют красивого душой человека?
(Доброта, любовь, искренность, радость, милосердие, сострадание.)

- Как достигается эта духовная красота?
(Красота души достигается трудом человека над своим совершенством.)

- Какие чувства вызывает красота?
(Радость, желание творчества - рисовать, писать, выражать в чем-либо красоту.)
Если каждый человек поймет, что красота в душе и попытается стать лучше, чище и добрее, то весь мир станет прекрасней.
Умение найти Красоту во всем – великое искусство. Этому нужно учиться. Когда идете в школу – замечайте что происходит вокруг вас. Красота везде, ее надо просто видеть.

III. Слайд – программа.

Показ слайдов под музыку

Я хочу вам показать красоту в искусстве, в репродукциях картин художников, в произведениях народного творчества.
Пока смотрите слайды, пусть каждый вспомнит, что красивого он видел в своей жизни.
Задание: Постараться каждый день находить что-нибудь прекрасное. Пусть это станет привычкой. А на следующем занятии вы расскажите, что красивого, чудесного вы увидели в природе за неделю.



IV. Беседа о дожде.

- Я тоже хочу с вами поделиться, что для меня самое красивое.
Звучит Бах
Трудно назвать что-то одно. Весь мир – это красота. Я люблю смотреть на звезды, люблю осенний лес, а летом – лесную поляну с цветами. А как красива ночью река, над рекой туман, темное небо, яркие звезды, месяц.
Но в последнее время я стала любить дождь.
Обычно слово дождь вызывает только скучный образ. А на самом деле в каждом слове о дожде заложена бездна живых образов.
Есть дожди веселые летние, теплые весенние, холодные осенние и у каждого свой характер.
А еще бывают дожди моросящие,
слепые,
обложные,
грибные,
спорые (быстрый, скорый)
полосовые (идущие полосами)
косые,
сильно обкатные и наконец ливни (проливные)
А еще бывает теплый живительный дождик. Дождь часто сравнивают с символом очищения и любви, льющиеся на землю.
Летом обязательно прислушайтесь к дождю, понаблюдайте за природой после дождя, откройте для себя поэзию дождя.

V. Новый материал.

Звучит музыка Вивальди

- А теперь представьте себе, как - будто что промчалась над равниной гроза. Дождь и ветер бушует вдали, синие тучи полны влаги и тяжелы, мокрые ветви деревьев и кустарников. Но у горизонта уже засветилось яркой синевой небо, выглянуло солнце и появилось «далекое чудо» – радуга.

Зрительный ряд: А. Саврасов «Радуга»

Чтение прозы под музыку.

Я очень люблю радугу –
Радости чудесную дугу.
Цветными воротами
Перекинется она над
Землей, засверкает,
Заблестит – залюбуешься!
Только вот всегда радуга далеко-далеко
Сколько ни иди, как ни спеши,
Все равно близко не подойдешь,
Рукой не дотронешься.
Я так и назвал ее – «далекое чудо».

Вот сколько любви к радуге можно почувствовать у писателя Э. Шима.

-Кто догадался, какова тема нашего занятия?

«РАДОСТИ ВОЛШЕБНАЯ ДУГА».

-Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?
-Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
-Любите ли вы радугу?
-За что?
-Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?
-Хотелось ли вам когда–нибудь дотронуться до нее рукой?

Зрительный ряд: Куинджи «Радуга».

Чтение под музыку стихотворения: Ф. Тютчева

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!

Смотри – оно уж побледнело,
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как-то уйдет всецело.
Чем ты и дышишь и живешь.

- Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?
-Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?
-Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы радуга подобно солнцу и луне, появлялась на более длительное время?

Физминутка.


VI. Игра «Красный, желтый, голубой».

-Сколько цветов у радуги? (7)
-Я раздаю цветные кружочки по семи цветам радуги. Кому я раздала кружочки, должны выбежать и встать по порядку цветов радуги.

К О Ж З Г С Ф


Беседа

- Много ли цветов радуги на земле?
-Первый цвет в радуге красный. Назовите, пожалуйста, что на земле может быть красным (огонь, цветы, овощи). У кого бал красный цвет, считает, сколько предметов его цвета было названо.

- А теперь назовите, что на земле может быть оранжевым?
желтым?
зеленым?
голубым?
синим?
фиолетовым?

- Какого цвета больше всего на земле?
- Какого цвета меньше?
-Как бы думаете, почему этого цвета больше?

VII. Игра «Дары радуги»

-Придумайте как можно больше определений к слову радуга. Какая радуга?

На доске слово РАДУГА

-Пожалуйста, перечислите ДАРЫ РАДУГИ жителям земли.

Например, радуга дарит:
Улыбку Дух творчества
Любовь Восторг
Хорошее настроение Счастье
Красивую палитру цветов Нежность
Цветы Красоту
Радость Чистоту

-Какие качества человека напоминают радугу и объясните свое мнение
Доброта
Щедрость
Улыбчивость
Нежность
Чистота
Красота

VIII. Самостоятельная работа. Рисунок.

Представьте, что в вашем сердце вспыхнула радуга. Нарисуйте свое сердце.

IX. Выставка

-Как можно назвать нашу выставку?
«Радуга в сердце человека»



X. Домашнее задание

-Какой из цветов радуги вам больше всего нравится?
-Дома пусть каждый из вас выберет один из цветов радуги и нарисует сказку своего цвета, например, зеленую сказку, разными оттенками зеленого цвета.

XI. Итог урока

-Представьте, что в душе каждого человека живет радуга, которая если о ней забывают, может погаснуть навсегда.
-Скажите, каким должен быть человек, чтобы радуга, живущая в его душе, никогда не гасла?

-Желаю вам быть добрыми, честными, щедрыми, милосердными, сострадательными, тогда радуга в вашей душе не погаснет никогда.
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315