Занятие по духовно-нравственному воспитанию детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Наши друзья – деревья
конспект занятия
по духовно-нравственному воспитанию детей
Мажаева Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
г. Усинск ТЕМА УРОКА: Наши друзья - деревья.
ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрытие душевных качеств ребенка.
ЗАДАЧИ УРОКА:
на примерах растительного царства (а именно образа дерева) дать понять детям какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, нежность, щедрость, мужество, сострадание, сердечность);
развивать через природу душевные качества человека.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: Св. Иоан Дамаскин
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Вивальди, «Волшебство леса»
ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:
слайд-программа:
Остроухов «Первая зелень»,
А. Веницианов «На жатве. Лето»,
Н. Рерих «Гималаи», «Добрые травы»,
Н. Ге «Закат на море в Ливорно»,
А.Куинджи «Ночь на Днепре»,
Ван Гог «Звездная ночь»,
А. Рылов «В голубом просторе»
Картины с изображением деревьев: береза, дуб, ива, рябина, липа, клен,сосна, осина, ель.
Слова-карточки
Таблицы. Древо жизни, «Отрицательные и положительные качествачеловека».
Тема-плакат.
Название выставки
Большое дерево.
ХОД УРОКА
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
- Здравствуйте, дорогие мои друзья!
- Я очень рада видеть вас!
- Меня зовут Татьяна Николаевна. А вот моя мама называет меняберезкой.
- Как вы думаете почему?
- Я согласна с вами. Но в сердце моем живет рябинка.
- Почему я считаю себя рябинкой, вы поймете, прожив вместе сомной урок.
- А вы сами хотите совершить маленькое чудо: открыть для себя дерево, которое будет, жить в вашем сердце?
- Тогда я вас всех приглашаю в удивительный и таинственный мир живой природы, полный тайн и загадок, где живут наши лучшие друзья - деревья.
П. СЛАЙД - ПРОГРАММА.
Показ под музыку Вивальди слайдов и чтение поэтических строк
Благословляю вас
Св. Иоан Дамаскин
Благословляю вас леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох свой благословляю
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму.
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку
И в небе каждую звезду.
- Что прословляет автор Св. Иоан Дамаскин в этом стихотворении?
III. БЕСЕДА О ЛЕСЕ
А один художник однажды решил нарисовать Коми Парму. «А что такое лес?» - подумал он.
- Помогите художнику! Что бы вы ему посоветовали нарисовать?
Да, он так и сделал. Взял в руки кисти, краски и стал рисовать. Нарисовал березку, ели, сосны, ивы. А разве может быть лес из одних деревьев? (Такого быть не может)
Рядом с деревьями нарисовал красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.
Не забыл нарисовать грибы, насекомых. На цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.Музыка «Волшебство леса»
Лес не может быть без птиц. И на ветках деревьев появились веселые птицы. А еще нарисовал жабу, ящерицу, лягушку.
Вот это настоящий лес! Он будет жить, потому, что здесь есть все: грибы, и, цветы, и животные. Это - лес! А еще в настоящем лесу прячутся тысячи и тысячи жителей так, что их, совершенно невозможно увидеть. И живут в нем тысячи тайн, которые очень немногие люди могут разгадать.
- А, как вы думаете, какому человеку смогут открыться эти тайны?
- Я согласна с вами ребята. Тайны леса сможет разгадать только человек с любящим сердцем, который чувствует себя нераздельной частью природы.
IV. ИГРА «ХАРАКТЕР ДЕРЕВА»
Каждый из вас, ребята, обладает разным характером.
- А как вы думаете, есть ли характер у деревьев?
Давайте вместе найдем самые характерные слова, качества, точно передающие внешний облик, характер, настроение каждого дерева.
И возьмем самое распространенное дерево нашего северного края - березу.
- Какой характер у березы и почему?
На доске
нежная величавая плакучая
чистая торжественная печальная
скромная грустная
застенчивая
щедрая могучий
крепкий твердый
Береза: нежная, чистая, белоствольная, кудрявая, веселая, скромная, застенчивая, тонкая.
- Что вам о нежности березки напоминает? (гибкие мягкие веточкилюдям о нежности напоминали)
- О чистоте? (белоснежное платье)
Другое наиболее распространенное дерево коми - пармы: ель. У нее какой характер и почему?
Ель: строгая, торжественная, величавая.
- Какой характер у ивушки? И почему?
Ива: плакучая, печальная, грустная (склонилась у реки, будто красна девица затосковала о суженном или русалочки в плакучие ивы превратились и горюют по дому подводному)
- А что вы можете рассказать мне о рябинке?
Рябина: тонкая, кудрявая, щедрая. Свое витаминно-ягодное богатство рябина отдает всем: и людям, и животным, и птицам.
- Царь леса - дуб. Опишите его характер, настроение, внешний вид.
Дуб: высокий, коренастый, сильный, могучий, крепкий, всемогущий, величественный, твердый.
- Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Вы точно передали характер, внешний вид, настроение дерева.
V. ОБОБЩЕНИЕ
- Ребята, чему нас могут научить деревья?
Рябинка – щедрости;
Дуб – мужеству, силе духа, твердости;
Березка – нежности, чистоте;
Ивушка – состраданию.
- Вот видите, ребята, у каждого дерева характер есть, настроение, да еще частичка мудрости спрятана. Таким образом, мы человека с деревом сравниваем.
VI. МИРОВОЕ ДЕРЕВО
- Как вы думаете, давайте пофантазируем, можем ли мы наш большой многообразный мир представить в виде дерева.
- Если мы представим, что весь наш общий дом, наш мир, - это дерево, тогда мы люди, заселяющие эту землю, кем мы себя представим на этом древе жизни? (Плоды, цветы, листья этого дерева).
- Ребята, посмотрите, ведь мы, люди, живущие на планете Земля, все такие разные, с разными характерами, с разными национальностями, вероисповеданием, разным цветомкожи, как нам всем вместе уживаться в нашем общем доме, чтобы наш дом процветал, был ярким и красивым, как это дерево?
(Мы должны быть терпимы друг к другу, любить друг друга, уметь сострадать, принимать чужую боль как свою и служить людям, жить ради других людей, а не ради себя).
- Ребята, но, к сожалению, наш мир несовершенен и рядом с добром существует зло. И человек - это не идеальное существо природы, и есть люди, которые обладают отрицательными чертами характера.
- Какое бы качество души вы посоветовали воспитать в себе человеку, в чьем сердце живет
грусть радость
злоба доброта
грубость нежность
трусость мужество
скупость щедрость
безобразное поиск прекрасного
Красота
- И если каждый человек поместит в свое сердце эти качества, тогда на нашей Земле будет мир, радость, счастье.
VII. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На доске появляется большое дерево без листьев.
- И так, мы представили «дерево мира», а давайте теперь украсим «дерево жизни» вашего класса. И каким оно будет, зависит от вас.
- А украсим его нашими сердцами. В своем сердце нарисуйте дерево, которое вы выбрали себе в друзья. Приступайте к работе. Желаю вам творческих успехов.
VIII. ОБСУЖДЕНИЕ. ВЫСТАВКА РАБОТ
- Я вижу, как расцвело дерево вашего класса, стало нарядным, праздничным, красивым. Я вижу добрые ваши сердца и ваших друзей - деревья.
- Ребята, кто нарисовал березку? Почему вы ее выбрали?
- Вижу, что у многих ребят в сердце живет дуб. Почему вы его нарисовали?
- Ивушка покорила сердце ребят. Почему вы иву нарисовали?
- А это мое сердце. И живет в нем рябинка. Вы догадались, почему я выбрала рябинку?
Ценю в людях щедрость и доброту.
- Ребята, чтобы дерево вашего класса было всегда таким радостным, цветущим, какими вы должны быть? (какие качества будут жить на лучиках вашего сердца).
IX. ИТОГ
-Как мы можем назвать нашу выставку?
(«Дерево в сердце человека», «Сердце нашего класса»)
- Наш урок заканчивается. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших сердцах всегда жила любовь, любовь к миру, любовь друг к другу, к природе и к нашим друзьям деревьям.
Желаю вам всего самого доброго. До свидания. Наш урок закончен
13PAGE 15
13PAGE 14615
Береза
Ель
Ива
Рябина
Дуб