Эффективная организация воспитательного процесса в начальной школе

ВВЕДЕНИЕ

С незапамятных времен люди мечтали о гармоничном человеке. Ещё в древнегреческом государстве Афины в условиях прогрессивного для своего времени строя рабовладельческой демократии конечная цель воспитания определялась понятием «калокагатия», обозначавшим единство красоты внешней и внутренней. При этом внешняя красота трактовалась прежде всего как совокупность физических данных, необходимых для несения воинской службы, а критерием внутренней красоты являлась готовность к исполнению гражданских обязанностей в классовом государстве.
На основе обобщения педагогического опыта Афин древнегреческий философ Платон сделал вывод о том, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будет полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане. Самоотверженность, решительный отказ от личных интересов, бескорыстность, преданность общему делу, - все это входило в созданный Платоном эталон гражданина, в котором, считал он, должны сочетаться готовность к подвигу и физические данные, необходимые для его совершения.
Аристотель, продолжая идеи Платона и Гераклита, конкретизировал само понятие гармонии как единства многообразного и согласования противоположного. Разъясняя это понятие, Аристотель обращал внимание своих читателей на то, что живопись создается в результате смешения красок, музыка – путем слияния звуков высоких и низких, протяжных и коротких, речь – соединением гласных и согласных звуков. Подобным образом и в человеке, Подчеркивал Аристотель, заключено единство двух начал – телесного и духовного, его красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве, гармонии, - она-то и является основой прекрасного.
Для существенного улучшения работы по формированию гармоничного развития личности каждого школьника созданы все предпосылки. Всеобщее среднее образование позволяет каждому молодому человеку выйти на высокий уровень культуры и общественного сознания. Учителя вместе с семьей, общественностью осуществляют реформу общеобразовательной и профессиональной школы, что позволяет поднять уровень обучения и воспитания молодежи, улучшить ее подготовку к взрослой жизни.
Развивать личность – задача трудная. Многих учителей она ставит перед необходимостью коренным образом перестраивать свою работу.
Учитель бережно формирует внутренний мир каждого своего ученика, дает толчок мысли, чувств, а не набивает его жизнь, как пустой мешок, мероприятиями, которые ничего не оставляют у детей, кроме скуки. Течение внутренней жизни ребенка – вот объект наблюдения учителя и предмет его забот. Педагогу необходимо видеть не только то, каким он выпустит ребят из начальной школы, но и то, какими будут его воспитанники, вступив в большую жизнь. Ибо чем младше ребенок, тем больше сила влияния на него со стороны взрослых. Именно задержавшись на старте своего развития, многие школьники не успевают наверстать упущенное за все последующие годы обучения.
Учитель начальных классов стоит у истоков формирования личности, дает направление всему процессу ее дальнейшего развития.


1. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО БОГАТСТВА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Единство и взаимосвязь различных сторон духовного развития.
Начнем с показа того, как формируется духовное богатство личности младшего школьника. Понятие «духовное богатство личности» применительно к младшему школьнику включает в себя следующие компоненты. Это оптимальный для данного возраста уровень развития интеллектуальной, эмоциональной, деятельно-практической сферы личности, потребность в знании и широта кругозора, доступная младшему школьнику, развитое воображение, чувство прекрасного, стремление к творчеству.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время учения, труда, игры, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент их жизни так же активно они мыслят, действуют, переживают события. У ребенка все впервые и все оставляет неизгладимые впечатления, настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения. Весь образ его жизни, весь строй его мыслей и чувств формирует его личность, причем в силу особой восприимчивости детского возраста формирует активнее, чем это будет происходить, когда он станет взрослым.
Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянно чувствовать внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем он живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Необходимо постоянное внимание и к собственному поведению, словам и поступкам: ведь дети смотрят на жизнь прежде всего глазами своих родителей и учителей.
Воспитателям важно знать, чем наполнена внутренняя жизнь ребенка: чем заняты его мысли, сердце, куда уходит его энергия, о чем он думает, что чувствует, переживает, что движет его поступками, к чему он стремится. Потому что, думая, чувствуя, желая, ребенок привыкает и в последующем думать, чувствовать и желать именно так, а не иначе.
В детстве все оставляет след. К.Д.Ушинский в свое время обращал внимание взрослых на такой факт: если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенок – это разные ступени единого процесса развития.
Итак, ребенок развивается, хотим мы этого или не хотим, заботимся мы об этом или не заботимся. Развитие может идти и вне нашего воздействия, стихийно, под влиянием случайных факторов. Каждая встреча, разговор, книга, впечатление, все, что побуждает работу сознания, чувств, и прежде всего практическая деятельность ребенка, его труд, - все это формирует личность. Но случайные, разрозненные воздействия не ведут к гармоничному формированию всех сторон личности. Гармонично ребенок развивается в условиях не стихийных, а целенаправленных, последовательных, педагогически продуманных влияний. Только целостная система воспитания способна обеспечить гармоничное развитие личности каждого школьника.
Любые проблемы в развитии, пустоты имеют невосполнимые последствия для личности. Недопустимы односторонность в воспитании, невнимание к отдельным сторонам личностного развития. Среди различных сторон личности нет малосущественных, которые можно уделять меньше внимания, чем другим, потому что человек формируется целостно, и все в процессе этого становления находится во взаимном влиянии. Если педагог увлекается формированием одной из сторон личности учащегося и , сам того не замечая, ослабляет работу, связанную с формированием других ее сторон, он в результате не добьется успеха и в достижении той узкой цели, которую перед собой поставил.
Реформа школы предусматривает устранение учебной перегрузки школьников. Есть ли смысл давать детям знаний больше, чем они способны воспринять всем своим существом, превратить в материал для создания своей личности? Наспех воспринятые знания не переходят непосредственно в жизнь, не делают человека более способным и умелым, они бесполезны для его развития, потому что, получая слишком много, ребенок не успевает осмыслить, пережить, соотнести со своими предшествующими впечатлениями, перестроить что-то в своем мироощущении и поведении. Такие знания – не просто балласт, но и вредный балласт, потому что на них потрачено время, отнятое у развития важных сторон личности. Оказавшись перед необходимостью усвоить огромный объем знаний, добросовестный ребенок сникает , погружается с утра до вечера в учебники. Учения становятся тягостными. Под гнетом непосильного учебного труда гаснет душа ребенка, для него уже не существует ни звезд, ни утренней зари, ни роз, ни стихов – тех, которые не включены в школьную программу. Надо ему вернуть музыку, мечты, игры, спорт, радость творческого общения – без этого не может быть гармоничного развития.
Все в человеческой природе взаимосвязано. Развитие одного задатка способствует обогащению всех других положительных качеств и выводит личность на новую ступень становления. Упустив формирование хотя бы одной из сторон личности, мы обедняем все другие ее стороны, как бы много мы ни трудились над их развитием.
Сегодня недопустим односторонний подход к воспитанию – ориентация на воспитание дисциплины, показатели в труде, учение без учета сложности душевных движений ребенка, без развития его способности к творчеству.
Гармоническое развитие связано не только с уровнем формирования отдельной способности, а с полнотой развития всех сторон личности. Человек должен быть готов ко всем сферам жизнедеятельности: трудовой, общественно-политической , духовной, семейно-бытовой, культурно-эстетической. Ни в одной из этих сфер он не должен быть недоучкой.
Развитие человека – часть развития мира. Каждое поколение вносит в судьбу страны, в судьбу человечества свое, новое, чего раньше никогда не было. В этом - суть развития. И чтобы так оно и было , надо воспитывать людей, способных создать новое, творческих, мыслящих, эмоционально чутких, нравственно сформированных.
Нельзя рассматривать каждую из сторон воспитания как изолированный, самостоятельный процесс, а все эти стороны, взятые в совокупности, как сумма разрозненных качеств. Различные стороны воспитательного процесса взаимообусловлены. Если осуществлять их в комплексе, происходит взаимопроникновение и взаимообогащение различных качеств личности, что и повышает уровень воспитания в целом.
Гармоничное развитие личности осуществляется успешно, если продуманное, творчески организованно обучение детей соединяется с их активным, общественно значимым трудом, разнообразными видами деятельности, с их участием во всех сферах общественной жизни.
Воспитание активного участника всех сфер общественного процесса - основа формирования гармоничного развития личности. И опыт лучших педагогов показывает, что уже сегодня эта задача может успешно решаться. И вот здесь мы переходим к следующему важному положению теории гармоничного развития личности. Речь идет о качестве участия человека во всех сферах социального прогресса. Это участие должно осуществляться как творческое раскрытие всех сил и способностей школьника.
Гармоничное развитие личности предполагает не бесконечное разнообразие, не калейдоскоп видов деятельности, а включение учащихся в ее самые основные социально ценные сферы. Но при этом важно , чтобы участие в этих видах деятельности было заинтересованным, творческим, чтобы при этом находили применение , всесторонне развивались дарования и способности каждого учащегося: первостепенное значение приобретает то, как ребенок учится, участвует в общественно полезном, производительном труде, в жизни коллектива, умеет ли он во всем проявлять творческий подход, действовать самостоятельно, инициативно. Лишь в работе с полной отдачей сил – интеллектуальных, эмоциональных, физических – проходит гармоничное развитие личности.
Способности человека раскрываются и совершенствуются прежде всего в творческой деятельности, которая требует напряжения и выявления всех человеческих сил.
Развитие личности требует глубоко продуманного педагогического руководства.
Знания и умения, приобретенные детьми во время внеклассной работы, используются учителями в ходе уроков.
На уроках труда учителю большее внимание следует уделять развитию у детей фантазии, творческих способностей.
Труд становится важным фактором эстетического развития, формирования дисциплинированности , воли, упорства и достижения цели.
Дети испытывают перегрузку, если не владеют навыками научной организации труда, общественными навыками (медленно читают, пишут), если у них не развита настойчивость в учении. Надо устранить эту важнейшую преграду на пути к развитию творческой личности. Если мы дадим ребенку возможность оторваться от опыта прошлых неудач, он будет продолжать учения, ощущая себя не менее способным, чем все остальные ребята.
Нередко бывает так, что ученики присутствуют на уроке, а по существу отсутствуют на нем: мысли его далеки, он весь оцепенел от тягости и мучительного ожидания конца уроков. Неинтересный , не ориентированный на возрастные особенности детей урок – причина нарушения ими дисциплины, а в конечном счете – потери интереса к знаниям, любви и привязанности к школе, учителю.
Детям свойственно стремление к самоутверждению. Это важный стимул развития личности, надо его максимально использовать. Попытка ребенка самоутвердиться проявляется прежде всего на уроке, в учении, овладении знаний. Ему необходимо помочь в этом. Это предостережет его от грубых, неумелых попыток самоутверждения, которые проявляются, в частности, в нарушениях дисциплины, шалостях.
Уроки, не пробуждающие стремление к творчеству, инициативе, не дарящие детям радость, воспринимаются ими как вынужденная работа, как время, вычеркнутое из жизни. Они чувствуют себя пленниками учителя. Такой урок гасит познавательный интерес, а в результате и во внеучебной сфере стремление к познанию слабеет.
Активная мысль учащихся – одна из основных задач учителя. Детей нужно учить планировать время. Под руководством учителя составлять план на воскресные дни, на каникулы. Намечать, что надо увидеть, прочитать, где побывать. Учитель следит, чтобы в плане нашли место все занятия, необходимые ребенку для его гармоничного развития.
Важно так построить урок, чтобы каждый ребенок участвовал в нем с напряжением всех своих сил; это и значит сделать урок максимально развивающим личность каждого ребенка. К такому напряжению сил , сопровождающемуся родственным предвкушением успеха, способен только тот школьник, который владеет всеми приемами учебной деятельности, соответствующими данной возрастной ступени.
Надо продумать, как сделать каждый урок интеллектуально и эмоционально насыщенным. И не только урок, но и всю внеклассную работу. Чаще использовать упражнения, носящие игровой характер, при изложении нового материала опираться на жизненный опыт детей. Не забывать про юмор, чувством умора дети щедро наделены. Надо стараться, чтобы общение с вами было интересно детям. Все , что вы умеете, применяйте в работе с детьми, сделайте средством их личного развития.
Следует помнить, что ребятам как воздух необходимы праздники. Праздник – перерыв в повседневности, будничности. После хорошего праздника дети вновь охотно садятся за учебники с большим энтузиазмом, чем прежде.
Организация работы со школьниками в часы досуга очень важна: именно в эти часы нередко образуется педагогический вакуум, в бездуховной атмосфере которого гибнет в личности школьника то, что выращивалось в ней долгим и упорным трудом.

Повседневная ориентация на развитие творческого потенциала каждого школьника.
Где бы ни работал в будущем сегодняшный школьник , сама жизнь потребует от него, чтобы он стал рационализатором, новатором, исследователем, чтобы смело и инициативно находили пути развития творческой атмосферы в коллективе, активно содействовали улучшению окружающей жизни.
Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать – продуктивность мышления, т.е. способность создавать новое, то, чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной. Свежий взгляд на привычное, высказанный школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение – все это результаты продуктивности мышления.
Разбудив у школьников стремление к творчеству, создав условия для его проявления, вы увидите, на сколько интереснее им будет учиться, как повысить их общеобразовательный уровень. Нельзя пускать дело на самотек: стихийно, само по себе творческое отношение к делу не формируется. Ведь творчество, как известно, требует от человека огромного напряжения, большой работоспособности, настойчивости. Лишь постепенно, шаг за шагом можно привести учащегося к творческой самоотдаче. И только тогда он почувствует вкус к такой работе, добьется в ней успеха.
Стремление к знаниям, к творчеству может зажечь в детях только тот учитель, который сам работает творчески. У такого учителя каждый урок – вдохновенная деятельность, мобилизация всех ресурсов своей личности для достижения успеха в выявлении потенциальных возможностей каждого ученика. Детям часто не хватает яркого, точного, емкого слова. Надо найти время для того, чтобы рассказать ребятам о своем детстве, поделиться с ними своими раздумьями о литературе, о кинофильмах, а главное – о жизни. Пусть идут от нас к ним живые токи нашей мысли и нашего чувства. Размышляем в слух, чтобы дети учились такому размышлению, видели наши глаза, наполненные светом мысли, наше лицо, озаренное воодушевлением. Творчество вдохновляется творчеством, как огонь зажигается от огня.
Что же это за черты творческой деятельности, которые необходимо освоить школьникам? Во-первых, творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию ( предлагаем размыслить над тем как опустить 7-и метровое здание из кирпича в яму без использования подъемного крана) Естественно на такой вопрос дети вряд ли ответят самостоятельно. На примере этой задачи им важно познакомиться с самим приемом мышления, о котором пойдет речь. После долгих раздумий одному человеку пришла в голову идея наполнить яму льдом, подтянуть сооружение с помощью веревок и поставить его на поверхность льда. По мере таяния льда сооружение медленно опускалось , а вода выливалась наружу.
Все знают, что лед таит, но важно эти знания перенести в новую ситуацию, поставить рядом, казалось бы , несовместимое: свойства льда и необходимость опустить сооружение из кирпича на глубину. Следует придумывать подобные ситуации и предлагать детям подумать над правильным ответом.
Вторая черта – видение новой функции знакомого объекта. Например, карандаш можно использовать не только по его прямому назначению, но и как дырокол.
Третья черта творческой деятельности – ведение новых предметов в знакомых ситуациях. Специалисты провели исследование, свидетельствующее, что 90-95% учащихся на уроках вообще не задают вопросов. Если учитель не побуждает их к этому, глушится умение видеть проблемы, а это одна из важнейших характеристик творческой личности.
Четвертая черта творческой деятельности – видение структуры объекта, подлежащего обучению. Предлагается детям определить принцип, по которому построено число 13579111315. Если ребята воспринимают его как ряд цифр, задание выполнить не удается. Тому же, кто сумеет охватить части, элементы в их соотнесенности друг к другом, станет ясно, что это совокупность не цифр, а чисел, разность между которыми постоянная - каждое новое число на 2 единицы больше предыдущего:1-3-5-7-9-11-13-15.
Творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрения предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный, необычный способ решения. Творчество – это прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, подходов к делу, только в этом случае можно создать что-то новое. Естественно, что ребенок создает субъективно-новое, т.е. новое для него самого, но это созидание имеет важное общественное значение, потому что в ходе его проявляются и формируются способности личности, представляющие собой огромную социальную ценность.
Важно сохранить присущую детям жизнерадостность – вот одно из необходимых условий развития у них стремления к творчеству. Жизнерадостные дети проявляют больше любознательности, более скоры на догадку, вымысел. А жизнерадостными их делает уверенность в том, что их любят, что они оправдывают надежды взрослых. Радостные воспоминания детства остаются с человеком и навсегда они для него – светлый источник творческого отношения к жизни.
Творчество не должно быть редким праздником в классе. Всю жизнь ребят нужно пронизать им. Нужен настрой на творчество в познании, труде, общении, любых коллективных делах, в организации свободного времени учащихся.
Велики потенциальные возможности человека. Но для того чтобы они были реализованы в делах на благо общества, важно научить каждого школьника упорно трудиться.
Если творческие способности человека не находят выхода, не реализуются, его постоянно преследует тоска по неосуществленному, по делам и свершениям, которые были ему по плечу, но он упустил время, пожалел труд, предпочел несущественные, второстепенные занятия, увлекся малосодержательными формами развлечений.
Неизменный спутник творчества – дисциплина, трудолюбие. Не воспитав этих качеств у школьников, невозможно добиться максимального развития их личности, сформировать людей, чей творческий потенциал будет максимально реализован в общественно полезных делах .
Каждый из учителей замечал, что школьники любят дела, требующие эмоционального, интеллектуального, физического напряжения. У них пользуются авторитетом учителя, которые включают их именно в такие дела, им интересен коллектив, в котором такие дела – основное содержание жизни. И это понятно, ибо мобилизация всего потенциала личности требует только творческая деятельность. Она порождает и интерес, и чувство глубокой удовлетворенности делом, способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Вот почему необходимо пронизать всю жизнь детей творчеством.




Расширение и углубление деятельности – основа гармоничного развития личности школьника. К.Д.Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности для развития личности будет исчерпана. Нужен новый , более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.
Советский психолог Выгодский Л.С. ввел понятие «зона ближайшего развития». Такой «зоной» является отрезок пути развития, который предстоит пройти ребенку , чтобы то, что раньше он делал с помощью других людей, теперь он мог делать самостоятельно. Очередной , новой для него высоты ребенок достигает в результате обучения и воспитания, многократных, последовательно усложняющихся упражнений.
Чтобы ребенок прошел этот новый для него отрезок пути личностного развития, надо выдвинуть перед ним задачу овладеть новым видом деятельности, усовершенствовать уже имеющиеся навыки. Возникает противоречие между новыми задачами и прежними, недостаточными для выполнения этих задач опытом. Это противоречие устраняется в результате труда, упражнения, тренировок. В итоге количество переходит в качество: то, что раньше ребенок не умел делать, сегодня он умеет. Это значит, что у него появились те внутренние силы, которые нужны для более сложного труда. Его мозг развился, потому что стал органом управления еще одним видом деятельности. Вот почему каждое новое умение – это не просто сноровка, ловкость, богатство физических навыков: это еще и новый шаг в умственном развитии. Приобретая новое умение, ребенок делает шаг вперед в развитии многих своих способностей. Поставьте перед ребенком цель – и в процессе продвижения к ней разовьются все качества и все силы,
необходимые для осуществления этой цели.
Ребенок проходит сложный путь от следования указаниям, исходящим извне, руководящим его действиями, к самостоятельному управлению своим поведением. Каждый шаг по пути к самостоятельности, каким бы он ни был малым, и является шагом вперед в личностном развитии.
Учебный процесс необходимо строить так, чтобы поддержать оптимальное соотношение между сложностью и доступностью материала.
Внутренне протекающая работа ума, чувств, возникающая по воздействием слова учителя, чтения текстов учебника, книг, - все это важные средства развития личности. Но наиболее интенсивное развитие идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, опредмечивается в собственных действиях ребенка – высказываниях, сочинениях, рисунках, различных поделках. В этих действиях слиты воедино мысль, чувство и практическая деятельность.
Мысли и чувства в процессе деятельности проходят проверку, критически оцениваются и самим ребенком, и окружающими. Вне включения в практическую деятельность развитие не может быть полноценным.
Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга самостоятельных действий – всем этим обеспечивается продвижение школьника вперед в его становлении.
Отработка уже приобретенных знаний , навыков труда и приобретение новых – все это нужно не только для того, чтобы у человека были золотые руки, но и для того, чтобы у него была умная голова. Ведь для развития ума нужны не пассивные знания, а способность умело пользоваться ими в практической жизни.
Ребенок отметает все, что ему неинтересно. В этом проявляется потребность в постоянном и неуклонном следовании по пути развития личности. Необходимо постоянно занимать внимание растущего человека, чередовать его эмоции. Человек по природе – существо деятельное. Отсутствие нагрузки для психики ведет к разрушению личности.
Главная задача учителя- организация жизни детей, их деятельности, в которой будут активно развиваться творческие силы каждого. Лишь в процессе неустанной, постоянной работы создается личность.






ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГ ПРОЦЕССА.

Эффективная организация воспитательного процесса невозможна без сообщения школьникам базовых моральных знаний и усвоения ими основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой общего среднего образования. Изменившиеся условия жизни общества требуют и новых подходов к организации, психологическому обоснованию нравственного воспитания учащихся и . конечно же, разработки его иного содержания в самой школе.
Один из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течении всего периода обучения в школе (с 1 по 12 класс).
Психолого – педагогические исследования показывают, что развитие у ребенка нравственных представлений является основой осмысленного поведения, построения отношений как со сверстниками, так и со взрослыми.
Начальный этап нравственного образования строится на ведущем педагогическом принципе гуманизма. Норма морали, господствующие в обществе, трансформируются в правила, доступные и понятные детям, призванные служить им в качестве руководства к действию, основы для выбора тех или иных форм поведения.
Для каждой ступени начального этапа обучения разработана программа, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности детей. Данный предмет предполагает также обобщение , систематизацию, интеграцию материала, который можно найти в содержании разных учебных дисциплин, включая и практические задания, основанные на наблюдениях за поведением детей, манерой их общения. Безусловно, учащиеся первых классов уже имеют определенный уровень нравственного развития. Но попадая в новую, непривычную для них среду , они в первую очередь ориентируются на учителя, обращают пристальное внимание на его поведение, манеру общения. Поэтому в начальной школе особенно велико значение личности учителя, его профессиональной компетенции.
Школьники первого года обучения отличаются психологическими особенностями: эмоциональностью, преобладанием наглядно –образного мышления, его конкретностью. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Урок в первом классе должен быть эмоциональным, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать наглядность. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполняет задание, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное – отметить тех, кто домашнюю работу принес или выполнил. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях. Это уроки разъяснения , объяснения, обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель подобных уроков – сформировать у детей отношение к своему поведению, представления об определенных нравственных понятиях, которые в дальнейшем станут ориентиром в различных жизненных ситуациях и понимании людей.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»

1. Правила поведения в школе. Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе.
2. О добром отношении к людям. Что такое «добро» и «зло». Волшебные (добрые) слова. Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.
3. Как стать трудолюбивым. «Ученье – свет, а неученье – тьма». (О добросовестном отношении к учебе.) Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд дома.
4. Правила аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи – свое место. Обещал – выполни. Умей ценить время – свое и чужое.
5. Правила поведения на улице и дома. Правила поведения на улице. Правила поведения дома.
6. Школьный этикет. Знакомство со взрослыми. Правила общения с окружающими. Поведение за столом (в гостях и дома).

ПОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ
Правила поведения на уроке и на перемене. Занятия 1-2.
Цель: способность усвоения младшими школьниками круга обязанностей и правел поведения во время урока и перемены.
В начале урока учитель знакомит с понятиями «урок» и «перемена», показывает, в чем отличие одного от другого. Важно, чтобы дети это усвоили, так как от отличий зависит разница в правилах их поведения на уроке и перемене. Построение урока диктуется их возрастом. Занятие лучше проводить в форме беседы с опорой на детские знания, их опыт. Хорошо также использовать игровые ситуации, которые позволяют детям лучше усвоить правила поведения (это могут быть сценки, включающие фрагменты урока и перемены). Полезно показать соответствующую видеозапись с тем, чтобы дети смогли дать свою оценку правильного или неправильного поведения школьников, высказали свое мнение о том, как надо себя вести в той или иной ситуации, почему необходимо соблюдать правила поведения на уроках.
На уроках могут помочь педагогу сюжетные картинки, видеозапись, инсценировки, детская литература. Например , после прочтения в классе стихотворения С.Я. Маршака «Школьнику на память» можно предложить детям (разбив класс на группы) придумать к сюжетным картинкам соответствующие подписи. Выполненные задания обсуждаются в классе.
Используя формулу диалога, необходимо подвести детей к мысли, что на перемене тоже следует соблюдать определенные правила поведения. Какие это правила? Нужны ли они? Почему? Ответы детей в ходе обсуждения корректируются учителем с помощью наводящих вопросов. Таким образом, все вместе приходят к выводу, что перемена – это отдых между уроками, который предполагает более свободное, раскованное поведение, но при этом нельзя создавать неудобства окружающим. Дети должны осознать необходимость соблюдения определенных правил поведения. Полезно использовать традиции в организации отдыха на перемене. Так, можно дать детям задание расспросить дома старших, как они любили проводить перемены, удавалось ли им при этом не нарушать общий порядок, не мешать другим.
В процессе такой работы у детей формируется представление о поведении на уроке и перемене. К правилам поведения и сюжетным картинкам можно подобрать соответствующие цитаты из книг. Правила вместе с рисунками детей рекомендуется поместить на стенде , распределив в две колонки.
Примерные правила поведения на уроке.
- В школу надо приходить вовремя, не опаздывать.
- Если ты опоздал по уважительной причине (например был с мамой у врача) , то надо попросить у учителя разрешения войти в класс.
- Утром , придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, назвав его по имени и отчеству, а затем с ребятами.
- Если в класс входит твой учитель или взрослый (директор, учитель другого класса), надо встать. Так дети здороваются. Встать надо дружно, но при этом соблюдать тишину. Сесть можно только после разрешения учителя.
- Если хотите ответить или спросить, поднимите руку. После разрешения учителя встань и говори.
« Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь»
(С. Маршак)

Примерные правила поведения на перемене.
- Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.
- В коридоре можно поиграть, не мешая другим, не толкаясь.
- Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя.
- На перемене побывать в туалете, чтобы не отпрашиваться на уроке.
- На большой перемене следует позавтракать.


Поведение в школе. Правила поведения на уроке и перемене. (дидактический материал) Занятие 3-4.

УДИВИТЕЛЬНЫЙ БУКЕТ
Посмотрите! Посмотрите! -
Удивляется народ, -
По дорожке сам собою,
Сам собой букет идет!
Удивительный букет
В форму школьную одет,
Ранец новый за спиной,
Белый бант над головой
Это наша шестилетняя Наташа!
Улыбается народ:
В школу девочка идет!
Кто же это?
С. Пшеничных
Вопросы для обсуждения со школьниками:
- Чем необычен удивительный букет?
- Почему он всех удивил?
- Что это за букет?
- Какой праздник у девочки Наташи, с чем он связан?

ПРИГЛАШЕНИЕ В ШКОЛУ
Дети! В школу собирайтесь, -
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь,-
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь и пташка –
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит
Л.Н. Модзалевский
Вопросы:
- Почему детям нужно собираться в школу?
- Какими делами заняты все: человек, зверь, пташка?

В ШКОЛУ
Сегодня маленький народ Смотреть за младшим братом.
Встречает новый школьный год. Да он и сам еще не раз
С утра по тротуарам, по улице любой К своей сестренке в пятый класс
Идут ребята парами, Заглянет непременно
Цепочкою, гурьбой. В большую перемену!
Кто тащит на занятия Идут гурьбою школьники
Приемник – самоделку, С портфелями в руках,
Кто бабочек засушенных, Нетронуты тетради,
А кто живую белку. Чисто в дневниках.
С братом- первоклассником Они к звонку торопятся
Сестра шагает рядом. И весело галдят.
Девочке поручено А взрослые из окон
С улыбкою глядят.
Я. Аким
Вопросы:
- Про какой новый год говорится в стихотворении?
- Что ребята несут в школу?
- А где их родители, что они делают?

РАЗГОВОР С ПЕРВЫМ КЛАССОМ
Первый класс! Первый класс! - Кто из вас, кто из вас
Сколько грамотных у вас? Опоздал сегодня в класс?
Тридцать три! Тридцать три! - Тридцать три ученика
Все раскрыли буквари! В класс явились до звонка!
- Кто из вас, кто из вас Кто из вас, кто из вас
Нынче в школе первый раз? Не пришел сегодня в класс?
- Наши все ученики Иванов! Иванов!
В первом классе новички! Он сегодня нездоров!
- Первый класс, первый класс! Про него, про него-
Есть ли лодыри у вас? Про лентяя одного –
- Есть один, есть один! Вы услышите рассказ,-
Это – Вася Чеклдин. Только в следующий раз.
С. Маршак
Вопросы:
- О чем шел разговор автора с первым классом?
- Часто ли первоклассники опаздывают на уроки?
- А есть ли в классе лодыри?

УГОМОН
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс
И бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!
Тише! – Крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.
Тише, тише! – закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.
Тише – тише- тише! –Крикнул Игорь у укна.
Тише, тише! Не шумите! – заорали Витя, Митя.
Замолчите! – на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон
Вдруг явился Угомон.
Оглядел он всех сурово и сказал ученикам:
Не учи молчать другого,
А молчи побольше сам!
С. Маршак
Вопросы:
- Что случилось в первом классе?
- Почему расшумелся первый класс?
- Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе?
- Это помогло? Почему?
- Какой совет дал всем Угомон? Вы с ним согласны?

ДВА КОТА
Жили- были два кота –
Восемь лап, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись у них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.
С. Маршак
Вопросы:
- Кого вам напоминают своим поведением коты?
- Почему коты подрались?
- Правильно ли поступили коты, когда начали драться?
- Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?
- Придумай, как им надо было поступить.

ПЕРЕМЕНА
«Перемена, перемена!»- заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, продремавший весь урок?
Неужели это Вова пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то несомненно, с ним –большая перемена!
Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый!
Он за пяти минут успел переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком, на перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил, подзатыльник получил,
С ходу дал кому –то сдачи, -
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок
Вовка в класс поплелся снова.
Бедный! Нет лица на нем!
Ничего, - вздыхает Вова,- на уроке отдохнем!
Б. Заходер
Вопросы:
- Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?
- А как нужно?
- Как ведет себя Вова на перемене?
- Расскажите , как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит?

О ДОБРОМ ОТНОШЕНИИ К ЛЮДЯМ
Час общения «Добро. Зло. Терпимость»
Цель: разделить в представлении учащихся понятие «добро», «зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи.
1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
2. Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
3. Учить задумываться о своем месте в жизни.
4. Формировать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности.
5. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Подготовка:
- мультимедиа
- наглядность (название темы на доске, цель, эпиграф, основные понятия)
- домашние творческие задания (рисунки, сочинения – рассуждения)

Ход занятия:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло твориться без труда,
Добро творить трудней.
Учитель: Добрый день ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро. Зло. Терпимость». Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?
Послушайте индийскую сказку «Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее. (Чтение ученицей сказки «Награда», ответы на вопросы).
Награда.
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
- Сжалься надо мной , человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
- Вот уже много дней не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
- Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда , которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
- Она и-есть, - ответил тигр.
- Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
- Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет?
Недалеко росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
- Скажи нам , дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
- Злом! –ответило дерево.- Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
- Ну теперь –то я тебя и съем! –обрадовался тигр.
- Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
-Эй, корова! – окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
- Злом! – отвечает корова, - Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
- Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
- Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня

Вопросы.
1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли его помощь назвать бескорыстной?
2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
3. Так нужно ли платит за добро? А чем платят за зло?
4. Как закончиться сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
- Скажи нам , птица, чем награждают тебя за добрые дела?
- Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаются, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда холодно и голодно, люди делают кормушки и насыпают туда корм, тем самым н давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

Учитель: Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками.
Добро – все положительное, хорошее, ласковое, приветливое, доброе дело, поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Зло – все дурное, плохое, вредное, беда, несчастье, неприятность, злое чувство, гнев, досада.
Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный , сердечный.
Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.
Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?
В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное . Твои действия?
Обсуждения.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
Священное писание
Учитель. Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды» и ответьте на вопросы.

Юноша и морские звезды.
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
- Но ведь побережье тянется на многие километры . Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша посмотрел на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:
- Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
1. Что побуждало юношу бросать в воду морские звезды?
2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?.
Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали:
«Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

Проверка домашних творческих работ.
Задание 1.
А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на лучиках те качества, которые включают в себя понятие «добро».
Б. Представте, что злоба – это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «зло».
(Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Зло – чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо, желание причинить зло).

Задание 2.
Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.
«»Кода кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы.»

Задание 3.
Напишите сочинение на тему «Что значит быть добрым, злым?» Аргументируйте свои утверждения, используя собственный жизненный опыт.

Задание 4.
Прочитайте и выучите стихотворение. Какова его главная мысль? Напишите сочинение на эту тему, используя свой жизненный опыт.
БЫТЬ ДОБРЫМ НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ
Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,
Исподтишка разит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,
Не по расчету. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке –
Пусти ее из клетки ввысь.

Учитель. Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое «терпимость». (Ответы детей).

Терпимость – способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к ком-либо, чему-либо; терпимое отношение.

А как следует вести себя, чтобы не провоцировать человека?
Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всем ли в окружающем нас мире надо относиться примирительно, терпимо?
Ученик: Я думаю, что каждый из нас должен проявить терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию.
Учитель: В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых вы научитесь понимать друг друга. Их перечень вы видите на экране. Прочитайте их в слух поочередно.
Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь верен и надежен.
Уважай других, уважая себя.
Терпимо относись к другим точкам зрения.
Воспринимай людей как равных себе.
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь уверен в себе.
Будь свободен от лжи и обмана.
Умей контролировать свои желания и поступки.
Упорно иди к цели, не взирая на препятствия.
Стремись делать все как можно лучше.
Учитель. Понравилось ли вам наше занятие? Спасибо за внимание.






ОРГАНИЗОВАННОСТЬ В ТРУДЕ
Ознакомление с правилами организации своего и коллективного труда.
Цель: ознакомить детей с правилами организации своего и коллективного труда, позволяющей получить результат и способствующий формированию межличностных и коллективистских отношений.
Занятие можно начинать с анализа любого общего трудового дела, оценки его результатов. Например, детям предстоит привести в порядок класс после уроков. Учитель обращается к школьникам, предлагая представить , как они будут действовать.
Обобщая ответы детей, педагог подводит итог, который можно сформулировать так: «Организовал свою деятельность – организуй деятельность других: только вместе можно добиться хорошего результата в коллективном труде». Для этого важно научиться правильно определять объем работ, уметь равномерно распределить труд между детьми, составлять план работы (планирование). Учитель обсуждает с детьми, как разделить работу. В качестве словесной иллюстрации может быть зачитан рассказ В.Осеевой «Разделите так, как делили работу». Обсуждая этот рассказ, дети с помощью учителя формулируют следующие правила: распределяя работу, надо учитывать силы и умения детей. Одни дети смогут хорошо подмести пол, другие – полить цветы, третьи – все аккуратно и красиво расставить по местам.
Мальчики смогут выполнить более тяжелую работу, а девочки – менее тяжелую, но более тонкую.
После окончания работу нужно оценить. Учитель предлагает всем вместе подумать, все ли делали свою работу добросовестно; кто отвлекался и работал недостаточно хорошо; кто проявил умение (или неумение) работать; кто слишком много времени затратил на нее и, главное, дружно ли работали, помогали ли друг другу (когда эта помощь действительно была нужна).
Учитель должен заранее написать на доске вразбивку основные операции труда и попросить детей определить нужную последовательность их выполнения.
Затем можно обсудить, кого мы называем коллективистом.
Выслушивая высказывание детей , которые могут быть не всегда правильными, а иногда своеобразными, учитель путем их сопоставления выбирает более подходящие.
Учитель может предложить учащимся продумать и записать «Правила организованной и дружной работы». В качестве примера недружной и безрезультативной работы можно привести ту, что описана в басне И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

Дидактические материалы.
Словарик для учителя.
Организованность в труде - умение планировать свою работу (труд).
Планирование труда- умение правильно определить объем работы и наметить последовательность действий.
Трудовые навыки - отработанные до автоматизма умения в трудовой деятельности.
Трудовые умения - комплекс знаний, который реализовывается в трудовой деятельности.

ТЕКСТЫ
Разделите так, как делили работу.
(по В. Осеевой)
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:
- Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.
Учитель попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Один мальчик взял большое железное ведро, другой – легкое игрушечное ведро .
Много раз ходили к колодцу мальчики. Один часто останавливался и вытирал пот со лба. Другой бежал легко, вода выплескивалась из его ведерка.
Мальчики наполнили кадку. Учитель поблагодарил их, поставил на стол большой кувшин и стакан с медом – подарки матерям мальчиков.
Никто из мальчиков не протянул руку . Они не могли разделить подарок учителя.
- Разделите так, как делали работу, - сказал учитель.

Вопросы и задания.
Как относились к учителю его бывшие ученики? Почему мальчики оказались у старого учителя? Какую работу им поручил старый учитель? Расскажите, как работали мальчики. Как учитель оценил работу мальчиков?


Лебедь, Щука и Рак.
И.Крылов
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука
тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав –
судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Вопросы.
Почему Лебедь, Рак и Щука не смогли сдвинуть с места воз? Что они делали не так? Можно ли сказать, что кто-то из них виноват?
В чем же их ошибка? Как они должны были поступить?

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Не учись безделью, а учись рукоделью.
- Умение везде найдет применение.

ЗАДАНИЕ
1. Запиши правила коллективного труда.
2. Подумай и расскажи: у тебя команда из пяти человек, надо организовать работу по уборке класса. Как ее распределить?
3. Вспомни и расскажи случай, похожий на тот, что описали в басне «Лебедь, Щука и Рак».
4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы ученики старались беречь школьное имущество?



ЛИТЕРАТУРА


«Гармоничное развитие личности младшего школьника» Кузнецова Л.В. Москва., Просвещение, 1988г.
«Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками» Богданова О.С., Калинина О.Д., Москва, Просвещение, 1989г.
«Педагогическое наследие» Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Москва., Педагогика 1989г.
«Воспитание школьника» - научно-методический журнал.№8, 2005г., №8, 2007г., №1,4,6,7, 2008г. Издательство «Школьная пресса» Авторы: Петрова В., Хомякова И., Стульник Т., Карпова Е., Чепикова В., Козлов Э.








13PAGE 14715


13PAGE 14215