Конспект урока по географии на тему Географическое положение Австралии.doc
МОУ Инзенская средняя
общеобразовательная школа № 4
учитель географии
Суркова Елена Викторовна.
Тема: «Географическое положение Австралии».
Цель урока: Создать образ уникального материка Австралии
Задачи урока: 1. Рассмотреть особенности ФГП материка.
2. Доказать уникальность материка на основе его географического положения.
3. Продолжить формирование умений и навыков работы с картами атласа.
Оборудование к уроку:
1. Физическая карта Австралии
2. Интерактивная доска.
3. Презентация урока.
4. Атласы и контурные карты для учащихся.
5. Раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. Сейчас я Вам раздам каждому вот таких смешных человечков со стрелочкой, отметьте, пожалуйста, на стрелочке своё настроение на начало урока чёрточкой. А теперь отложите их на край парты.
I. Изучение темы.
Ребята, вспомните, какой материк Вы изучили? (Африка)
А сегодня я приглашаю Вас в удивительное путешествие по Австралии. Итак, тема нашего урока – географическое положение Австралии.
Презентация
- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать? (Постановка целей и задач вместе с учащимися)
Начинаем наше путешествие. Мы отправляемся в 17.00 из Шереметьевского аэропорта Москвы, и на третий день нашего путешествия с небольшими пересадками мы приземляемся в один из самых красивейших городов Австралии – Сиднее.
Так что же такое Австралия?
- Она располагается под нами, там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год, там, в октябре, а не в июле лето,
Там реки протекают без воды, они в пустыне пропадают где-то.
Давайте же, определим географическое положение материка. Вспомните, что для этого нужно? (ответы детей)
Самостоятельная работа с атласом по плану определения Ф.Г.П.
Давайте проверим.
Что же делает Австралию Австралией? Во многом Австралия и вправду самый, самый.
Самый, какой спросите Вы?
Презентация (с комментариями)
- Это самый маленький материк Земли, вместе с островами он занимает 6% суши.
- Это самый плоский материк. Лишь 13% суши лежит выше уровня моря на 500 метров.
Это самый засушливый материк, территории не имеют достаточного увлажнения.
Это является причиной засухи. Засуха в Австралии случается регулярно один раз в 12-15 лет. Именно она является причиной пожаров. Пожар очень страшное явление. Огонь не щадит ничего вокруг. В 2002 году огонь чуть не уничтожил крупные города.
- Вдоль восточных берегов Австралии протягивается Большой коралловый риф. Длиной 2300 км. Это самое большое сосредоточение кораллов в мире. Ширина этого рифа 2 км. На подводных глубинах можно увидеть розовые, голубые, зелёные кораллы. А также рыб разнообразной окраски, от безобидных рифовых акул до опасных мурен.
- Австралийские Альпы единственное место на материке где можно увидеть снегопады. Горные вершины прекрасное место для занятий горнолыжным спортом.
Гора Косцюшко в Австралийских Альпах это самая высокая точка материка. Её высота 2230 метров на уровне моря.
- Озеро Эйр – самая низкая точка материка. Оно лежит ниже уровня моря на 16 метров. Границы озера постоянно меняются. Вода в озере появляется только после сильных дождей один раз в 8-10 лет. Поэтому австралийцы называют его «мёртвым сердцем материка».
Удалённость Австралии от других материков повлияла на растительный и животный мир материка. Здесь очень много сумчатых животных.
- Кенгуру является национальным символом Австралии.
- Коала (сумчатый медведь). Большая голова, круглые уши, приплюснутый нос, пушистый мех делают его одним из самых симпатичных зверьков планеты.
- Утконос. Это удивительное млекопитающее, в котором совместилось несовместимое. Это млекопитающее, которое откладывает яйца и выкармливает детёнышей молоком.
- Дикая собака Динго, это одичавшая домашняя собака, завезённая европейцами на материк 5 тысяч лет назад.
Очень много птиц, в том числе нелетающих, например, страус Эму.
- Отдалённость материка сказалась и на его заселении. Это самый малонаселённый материк Земли. Здесь проживает 20000000 человек. Большая часть населения проживает на востоке материка.
- 40000 тысяч лет назад на материке проживали племена аборигенов. В настоящее время европейцы их выселили в более худшие условия, лишив их пищи, воды, охотничьих угодий.
- Канберра- столица Австралии, построен как город- сад. В нём посажено около 12000000 фруктовых деревьев.
- В столице на искусственном озере находится известный во всём мире фонтан «Капитан Кук», который делит столицу на 2 части.
Самостоятельная работа
А сейчас повторим особенности географического положения и поработаем с контурной картой. Откройте атласы и контурные карты, подпишите в карте крайние точки, объекты береговой линии.
А теперь отложите карты.
-Итак, материк загадка, материк феномен.
Земля парадоксов, А что же дальше?
А дальше наше путешествие не заканчивается. Вы его продолжите на следующих уроках при изучении этого загадочного материка.
Домашнее задание: стр. 184-185
Рефлексия
А теперь ребята возьмите своих человечков и на стрелочках отметьте кружочком свое настроение в конце урока, передайте мне их.
Урок окончен, всем спасибо.
Самоанализ урока географии по теме «Ульяновская область. Географическое положение».
Урок географии проводился в 8 «а» классе. В классе обучаются 25 человек, из них 17 девочек и 8 мальчиков. Географию ребята изучают с 6 класса, поэтому в классе сложились благоприятные отношения между учителем и детьми. Учащиеся класса обладают высоким уровнем обученности и имеют высокое качество знаний. Все дети класса не имеют отклонений в развитии, являются психически здоровыми, уравновешенными.
Хотелось придумать интересный и необычный урок, и за его основу я взяла урок – с использованием презентации к данной теме.
Выбор темы урока не случаен. В соответствии с программой эта тема изучается после физико-географического района Восточно-Европейская равнина, так как наша область является частью этого района.
Урок является первым в теме «Ульяновская область». Урок построен по принципу продуктивности, потому что я придерживаюсь этого принципа и стараюсь проводить так все уроки.
Исходя из возрастных и индивидуальных особенностей, содержания учебного материала, принципов коммуникативного и продуктивного обучения я сформулировала главную цель урока –
Организовать деятельность учащихся по формированию образа территории Ульяновской области.
Главными задачами урока являлись:
- в обучающем аспекте: Изучить главные черты географического положения Ульяновской области; на основе этого доказать его влияние на природу и хозяйственную деятельность человека;
- в воспитательном аспекте: Формировать коммуникативно-речевой такт, активную познавательную деятельность учащихся; воспитывать любовь к своей малой Родине;
- в развивающем аспекте: Продолжить формирование умений и навыков работы с картами атласа, контурными картами, развивать географическую культуру учащихся.
На уроке использовалась физическая карта России, контуры Ульяновской области, атласы для 8 класса, интерактивная доска, презентация урока.
Основной метод обучения на уроке – исследовательский. Дети весь урок выполняли работу на контуре, определяли географическое положение области.
Ход урока.
1. Организационный момент.
В начале урока была создана благоприятная атмосфера и положительный настрой на весь урок.
2. Актуализация знаний
Во время актуализации знаний с учащимися была проведена фронтальная беседа по вопросам, индивидуальный опрос у доски.
2. Изучение новой темы урока.
При сообщении темы урока дети помогают определить цели и задачи нового урока. Это помогает активизировать учащихся и настроить их на работу. Наиболее подходящей формой организации педагогической деятельности я сочла – комбинированную. В течение урока дети постоянно работают с картами атласа, презентацией, были подготовлены сообщения о истории формирования нашего края.
На следующем этапе дети самостоятельно определяли географическое положение области по плану, находили крайние точки, определяли протяжённость, соседей, отношение к столице, морям, крупным городам. Ребята работали с контурами области, на которые наносили крайние точки, протяжённость, соседей области.
В третьем учебно-воспитательном моменте мы постарались доказать влияние географического положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей и сделать выводы.
В четвёртом моменте были заслушаны сообщения об истории формирования территории нашего края.
Пятый момент урока – заключительный.
Учащиеся подводят итог изучения новой темы. Выполняют небольшую тестовую работу. Получают оценки за работу на уроке и дифференцированное домашнее задание.
В конце урока была проведена рефлексия и дети оценили полученные знания, интерес на уроке, свою работу и работу учителя. Соединив линиями самые отмеченные баллы, вы видите фигуру, чем больше площадь фигуры, тем больше эффективность проведённого урока.
На протяжение всего урока осуществлялось управление учебной деятельностью школьников ( похвала за ответ, организационная деятельность, контроль знаний на разных этапах урока).
Для проведения урока были созданы учебно-материальные условия (карты, контуры), психологические (положительный настрой), гигиенические, проведена минутка здоровья.
Данная форма учебно-познавательной деятельности обеспечила сотрудничество учителя и учащихся, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели и задач урока.
Считаю, что структура урока полностью соответствует его цели и задачам.
Цель и задачи урока были оптимально достигнуты. Считаю, что урок удался.
Системный анализ урока (по Симонову В. П.)
1.Личные качества учителя.
- знание предмета, общая эрудиция, уровень педагогического мастерства.
- культура речи её эмоциональность, демократичность во взаимоотношениях с учащимися, внешний вид, мимика, жесты.
2. Особенности учебной деятельности учащихся.
-познавательная активность, самостоятельность, уровень развития умений и навыков.
- проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности.
3. Содержание учебного материала.
- научность, доступность изучаемого материала, актуальность и связь с жизнью
- новизна, привлекательность учебной информации
- оптимальность объёма материала предложенного для усвоения.
4. Эффективность преподавания
- рациональность использования времени урока, темп, смена деятельности.
- характер обратной связи с учащимися, контроль над работой учащихся.
- соблюдение правил охраны труда на уроке
5. Цели и результаты проведённого урока.
- конкретность, чёткость, лаконичность формулировки целей урока.
- реальность, сложность, целесообразность, достижимость цели урока.
- обучающий эффект занятия (научились ли чему-нибудь учащиеся)
- воспитательный эффект, воздействие урока на учащихся.
Системный анализ урока (по Симонову В. П.)
1.Личные качества учителя.
- знание предмета, общая эрудиция, уровень педагогического мастерства.
- культура речи её эмоциональность, демократичность во взаимоотношениях с учащимися, внешний вид, мимика, жесты.
2. Особенности учебной деятельности учащихся.
-познавательная активность, самостоятельность, уровень развития умений и навыков.
- проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности.
3. Содержание учебного материала.
- научность, доступность изучаемого материала, актуальность и связь с жизнью
- новизна, привлекательность учебной информации
- оптимальность объёма материала предложенного для усвоения.
4. Эффективность преподавания
- рациональность использования времени урока, темп, смена деятельности.
- характер обратной связи с учащимися, контроль над работой учащихся.
- соблюдение правил охраны труда на уроке
5. Цели и результаты проведённого урока.
- конкретность, чёткость, лаконичность формулировки целей урока.
- реальность, сложность, целесообразность, достижимость цели урока.
- обучающий эффект занятия (научились ли чему-нибудь учащиеся)
- воспитательный эффект, воздействие урока на учащихся.
Системный анализ урока (по Симонову В. П.)
1.Личные качества учителя.
- знание предмета, общая эрудиция, уровень педагогического мастерства.
- культура речи её эмоциональность, демократичность во взаимоотношениях с учащимися, внешний вид, мимика, жесты.
2. Особенности учебной деятельности учащихся.
-познавательная активность, самостоятельность, уровень развития умений и навыков.
- проявление дисциплинированности, организованности, заинтересованности.
3. Содержание учебного материала.
- научность, доступность изучаемого материала, актуальность и связь с жизнью
- новизна, привлекательность учебной информации
- оптимальность объёма материала предложенного для усвоения.
4. Эффективность преподавания
- рациональность использования времени урока, темп, смена деятельности.
- характер обратной связи с учащимися, контроль над работой учащихся.
- соблюдение правил охраны труда на уроке
5. Цели и результаты проведённого урока.
- конкретность, чёткость, лаконичность формулировки целей урока.
- реальность, сложность, целесообразность, достижимость цели урока.
- обучающий эффект занятия (научились ли чему-нибудь учащиеся)
- воспитательный эффект, воздействие урока на учащихся.
15