Открытый урок на тему: Действия с рациональными числами


Тема урока: «Действия рациональных чисел»
Цели:
Отработка навыков действий с рациональными числами.
Развитие познавательного интереса к изучению математики.
Расширение знаний о растениях Восточного Казахстана, воспитание средствами математики бережного отношения  к природе  и понятия о здоровом образе жизни.
Выработка с помощью вычислений умений использования местных растений в питании человека.
Тип урока:  урок закрепления изученного материала.
План урока:
1. Постановка цели урока. 2. Логическое задание. 3. Устный счёт. 4. Повторение правил. 5. Решение задачи. 6. Работа по группам 7.Физ.минутка 8. Самостоятельная работа. 9. Лотерея.10. Повторение правил сбора растений. 11.Домашнее задание. 12. Итог.
Подготовка к уроку:
Дать учащимся задание подготовить рефераты о  лекарственных растениях Ярославской области, подобрать литературу, картинки, фотографии по данной теме. Создать презентацию к уроку. [Презентация.ppt]
ХОД УРОКА
1. Постановка цели
Отработка навыков действий с рациональными числами, расширение знаний учеников об окружающей их природе, воспитание бережного отношения к ней.
2. Логическое задание (вербальный тест)
На доске написано задание.
Вставьте пропущенное слово.
ЧИСЛИТЕЛЬ     (ТЕЛО)     ЧИСЛО
  ДРОБЬ                (     ?    )       ЗНАМЕНАТЕЛЬ
Пропущено слово: роль.
Сейчас каждый из вас попробует сыграть роль исследователя полей, лугов, лесов нашего Восточного Казахстана.
Высокомерие не к лицуНи великану,Ни мудрецу.В сосновом бору,В берёзовой роще,Где так многогранно желание жить.
3. Устный счёт
Это растение можно встретить, гуляя по лугу, полю. Узнать его  название мы сможем после того, как прокатимся на математической карусели.В кружках карусели записаны рациональные числа. На стрелках, соединяющих кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности. Выполняя последовательно действия по указанному маршруту,  ученик даёт ответ. Первая цепочка указана звёздочкой, двигаемся по часовой стрелке.

Рисунок1Ключ к ответу.
А В Е ЩЬ Л
–0,3 5 0 –1 0,5 –10
Получили слово: щавель.

Рисунок 2
Выступление ученика: Щавель кислый – растение высотой 30 – 100 см. Листья сочные, кислые на вкус. Листья щавеля содержат витамин С, щавелево – кислые соли, азотистые вещества. Используют щавель как в сыром виде, так и для приготовления щей, супов, зелёных борщей, приправ к мясным блюдам, начинок для пирогов и пельменей.
4. Повторение правил (фронтальный опрос)
В поле бескрайнем сестрички стоят,Жёлтые глазки на солнце глядят,У каждой сестрички – белые реснички.
Что это за растение?
Ромашка позволит повторить правила действий с рациональными числами.
На каждом лепестке с обратной стороны правило. Учитель подходит к ученику. Ученик отгибает один лепесток, читает правило и отвечает на него.

Рисунок 3

Рисунок 4
  
Выступление ученика:  Ромашка – это чудесное светолюбивое растение. Чаще всего ромашка растёт на лугах и полях. Многие люди собирают букеты из цветов, чтобы украсить дом. Эти белые цветы обладают целебными свойствами. Настой из ромашки не совсем приятный, но  очень полезный для организма. Сейчас на основе экстракта ромашки делают различные крема,  бальзамы для волос и шампуни.
Правила.
Сложение двух отрицательных чисел.
Сложение чисел с разными знаками.
Вычитание.
Умножение двух отрицательных чисел.
Умножение двух чисел  с разными знаками.
Деление двух отрицательных чисел.
Деление двух чисел с разными знаками.
5. Решение задачи

Рисунок 5
Зреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливы.   (Фет А.А)
Задача. (1 ученик к доске).
Рожь выдерживает зимнюю температуру без снежного покрова (–25°), что составляет  температуры, выдерживаемой рожью под снежным покровом. Определите, какую температуру выдерживает рожь под снежным  покровом?
Решение:
–25 :  = – = – 40
Ответ: рожь выдерживает температуру (–40°).
6. Работа по рядам
Информация учителя: О важности правильного питания ещё более 100 лет назад говорил мудрый врач Авиценна. В настоящее время люди едят мало растительной пищи: овощей в 3 раза меньше нормы, фруктов   – в 4 раза.Вам предлагаются рецепты блюд из местных растений,  которые можно приготовить уже ранней весной.Каждому ряду свой рецепт. Все работают на местах, по 1 человеку от каждого ряда к доске.
Задание. Определите массу каждого компонента в рецепты.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Салат из одуванчиков 200 г Суп из листьев лопуха 640 г Биточки из  крапивы 340 г
Листья одуванчика 50% Листья лопуха 40% Крапива 34%
Зелёный лук 30% Репчатый лук 15% Пшеничная каша 59%
Петрушка 12% Рис 10% Жир 5%
Растительное масло 8% Жир 5% Петрушка 2%
По желанию, добавить яйцо   Картофель 30%    
Выступления учеников:
1 ученик
Одуванчик лекарственный  – растёт на лугах, в полях и садах, около дорог. Цветёт в апреле – мае. Листья одуванчиков содержат витамины С и Е, каротин. В пищу используют почти всё растение. Чтобы удалить горечь, их вымачивают в солёной воде        20-30 минут. Цветочные почки маринуют, заправляют винегреты, блюда из   дичи. Из жареных корней готовят заменитель кофе.

Рисунок 6
2 ученик
Крапива  – многолетнее растение высотой до 1 метра, с листьями, усаженными жгучими волосками. Листья крапивы содержат витамины С и А, каротин, по питательности не уступают бобам и гороху. Используют для приготовления салатов, супов, щей, соусов, пюре.

Рисунок 7
3 ученик
Лопух паутинистый  – многолетнее растение высотой до 1,5 метров. Молодые листья и стебли содержат витамины С, эфирные масла и дубильные вещества. Корни лопуха употребляют в сыром, печёном или жареном виде, как заменитель картофеля.

Рисунок 8
7. Самостоятельная работа
4 варианта на карточках (1 вариант для слабых учащихся).
Выполняя задания, учащиеся получат названия растений.
1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Ответы:
1 вариант: ландыш2 вариант: чабрец3 вариант: ноготки4 вариант: зверобой

Рисунок 9
Путешествуя, мы нашли ещё 4 растения: ландыш, чабрец, ноготки, зверобой.
Показать ребятам рисунки или фотографии этих растений.
8. Лотерея с использованием блок-схемы
right0Каждому ряду задаётся число. Результат выполнения действий соответствует названию растения.
1 ряд:   22;      2 ряд:   –3;        3 ряд:   2
Ответы: 1 ряд:   8 подорожник2 ряд:   240 шиповник3 ряд:   190 иван-чай
Иван-чай: На лугу расцвёл кипрей.Вот семья богатырей!Крепки, статны и румяны,Встали братья – великаны.Славный выбрали наряд – Куртки пламенем горят.
Рисунок11

Рисунок 10
9. Повторение правил сбора растений
Нельзя вести заготовку в одних и тех же местах.
Нельзя вырывать корневища,  луковицы, корни.
Нельзя срывать листья на концах побегов.
Подземные части следует собирать только после созревания и опадания семян.
Не рекомендуется собирать в черте населенного пункта и вблизи дорог.
Заготавливайте только те травы, которые вы хорошо знаете и которые вам действительно необходимы.

Рисунок 12

Рисунок 13
Ученики могут дополнить ещё правила сбора.
10.Домашнее задание
№ 1214 (в; г) (вычислить удобным способом)№ 1233 (в)  (выполнить действия)№1224 (2)   (повторение – задача на движение)
11.Итог урока
Сегодня на уроке мы повторили правила действий с рациональными числами, расширили знания о растениях нашего края.
Немецкий философ К. Маркс сказал: «Человек живёт природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек   должен оставаться на всю  жизнь в процессе постоянного общения,  чтобы не умереть».