Урок математики в 6 классе Все действия с рациональными числами


Тема урока: Действия с рациональными числами. Температура.
Цель урока: повышение мотивации школьников к изучению предмета; создание условий для исследовательской, творческой деятельности, ознакомление с современными информационными технологиями; расширение кругозора учащихся, развитие вычислительных навыков.
Задачи урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знание правил арифметических действий с положительными и отрицательными числами ;провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий; закрепить умения обучающихся вычислять среднюю температуру воздуха в заданных пунктах, закрепить навыки работы по алгоритму; содействовать рациональной организации труда;
Развивающие: развивать основные психические процессы: память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность и сообразительность; способствовать повышению интеллектуального уровня обучающихся.
Воспитательные: содействовать развитию творческого сотрудничества, взаимоуважения, трудолюбия;
Тип урока: комбинированный урок, интегрированный урок.
Оборудование и оформление: компьютер, раздаточный материал с заданиями, таблицы температур, карта климатических поясов и областей России, учебники по географии и математике, тетрадь, презентации к уроку.
Ход урока:
Мультфильм «Кем стать?»
-Итак, ребята, как вы поняли сегодня на уроке мы снова поговорим о применении математики в различных профессиях . Мы с вами уже выполнили два больших проекта:
«Математика в профессии моих родителей»
«Применение математики в других науках»
И сегодня урок математики у нас будет не совсем обычным. Во-первых, мы будем заниматься математикой, используя географические знания …ну …или наоборот.
Во-вторых, я хочу вас познакомить ещё с одной очень редкой, но очень нужной профессией. Но, об этом чуть позже.
Фильм про погоду
Тема погоды является самой актуальной и популярной в среде человеческого общения. От погоды зависит многое, и наше настроение, и самочувствие, наши планы и, конечно, их осуществление. С давних пор человечество интересуется погодой.
Каждое утро любой человек интересуется погодой. В лучшем случае мы смотрим на градусник, а чаще всего просто выглядываем в окно, чтобы понять, брать с собой зонт или нет, надевать куртку или шубу, обувать сапоги или туфли.
- Итак, давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках математики?
- Какие числа называют рациональными?
- Какие действия вы умеете выполнять с рациональными числами?
Применив нужные правила, и найдя правильный ответ вы узнаете с какой профессией я хочу вас познакомить.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний.
Примеры с шифром.
М -7-(-7) С -30-3
Е -33:3 И -320
Т -20-(-3) Н 4 -5
Е -5,1 (-3) О 44: (-0,4)
О -1,2 + 4 П-9,2-3,2
Р39: (-3) Т -16:4
О -2,1-7,9 И -13 +4
Л -3 (-1,1) К 1,5 : (-3)
О 0,3-1,8 4 -19
Г 4-19 Вот голову даю на отсечение, большинство людей не знают, чем синоптик отличается от метеоролога. А некоторые граждане считают, что это одна и даже профессия. Причём скучная бумажная, какие то цифры, графики, устрашающие термины.
Метеоролог (от греч. meteoros, атмосферные и небесные явления) - занимается наблюдениями за погодой, собирая данные приборов. Проводит первичный анализ полученных данных.
Сино́птика (от греч. sinopticos- обозревающий всё вместе) – раздел метеорологии, наука, изучающая физические процессы в атмосфере Земли, определяющие будущее состояние погоды.
Синоптик – метеоролог, который специализируется на анализе атмосферных процессов. Если метеорологи занимаются наблюдением и первичным анализом, то основная функция синоптиков — это составление прогнозов.
Но вернёмся к синоптикам и метеорологам! Метеоролог это общее название профессии, а синоптик это специализация. Также как есть врачи, а есть врачи терапевты.
Задание 1: Нарисуй красным цветом столбик термометра, показывающий заданную температуру. Заполните таблицу.
(Взаимопроверка по готовому решению)
Задание 2: Температуру измеряли в течение суток через каждые 2 часа. По результатам составили таблицу
Время, ч0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
Температ, -6 -7 -6 -4 -4 -1 0 2 5 3 0 -2 -4
- Назовите, какая температура была в 6,16,24 часа?
- В котором часу температура была 0°,-4°,5°
- Назовите промежутки времени, в которы температура понижалась?
- Повышалась?
- Была постоянной?
- Назовите максимальную температуру,
- Назовите минимальную температуру
Задание 3: Используя данные таблицы измерения температур в течение дня, постройте график суточного изменения температуры.
(на доске и в тетрадях)
Задание 4: Посчитайте среднюю суточную температуру и амплитуду воздуха.
Из курса географии вспомните, что такое среднесуточная температура воздуха и как её найти?
Какое математическое правило здесь подходит?
Алгоритм нахождения средней температуры (среднесуточной, среднемесячной, среднегодовой)
1. Сложить все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
2. Сложить все положительные показатели температуры воздуха;
3. Сложить сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
4. Значение полученной суммы разделить на число измерений температуры воздуха за сутки.
Что такое амплитуда воздуха? Как её найти)Амплитуда- разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха ( в течение суток, месяца, года)
Ас = Т max – Т min
Задание 5: Зная среднесуточную температуру каждого дня, можно найти срднемесячную температуру и месячную амплитуду воздуха. Как?
(работа в парах. По результатам работы учащиеся заполняют таблиц месячных температур, заготовленную на доске)Заполните таблицу.
Показатели Месяцы
я фм а м и и а с о ндСредние температуры Назовите самый теплый месяц года? Самый холодный?.Сколько месяцев в году преобладала отрицательная температура? Преобладала положительная температура?
Назовите температуру самого теплого месяца года и самого холодного ?Найдите годовую амплитуду температур?
Сравним наши полученные данные за 2015 год с данными из сети интернет. Какой вывод можно сделать?
Задание 6: Зная все среднемесячные температуры, можно построить график годового хода температуры, найти годовую амплитуду температуры воздуха
(если времени мало, воспользоваться атласом стр.9)
Назовите самый теплый месяц года? Самый холодный?.Сколько месяцев в году преобладала отрицательная температура? Преобладала положительная температура?
Назовите температуру самого теплого месяца года и самого холодного ?Найдите годовую амплитуду температур?
Найдите среднегодовую температуру и сравните её со средней температурой на Земле? (+14°)
Средняя месячная температура в одном и том же пункте постоянно меняется. В один год, например, июль очень жаркий, а в другой – дождливый и прохладный. Для сравнения температуры воздуха за месяц в разных пунктах используют среднюю многолетнюю температуру за месяц. Её определяют путем деления суммы средних месячных температур за много лет на количество этих лет.
Подведение итогов урока.
Как вы заметили, очень трудоёмкая работа наблюдать и записывать показания погоды, а на метеорологических станциях она проводится систематически, ежедневно. И не зная математических правил, вы не сможете получить правильный результат.
Мультфильм «Все профессии важны»
Выбор профессии задача непростая, тем более, что на свете так много интересных важных и полезных занятий, но как понять какое подходит именно тебе?
Надеемся, мы сегодня помогли разобраться в особенностях одной из них.
Все. А решать быть метеорологом или синоптиком вам!!!

Друзья, берегите минуту и час    Любого из школьных дней!    Пусть станет профессором каждый из вас    В профессии нужной своей.