Технологическая карта урока по ботанике Лист, его строение и значение (6 класс)


Урок изучения нового материала «Лист, его строение и значение»
Цель урока: изучить строение листа, выполняемые им функции и роль в жизни растений.
Задачи:
Ознакомиться с многообразием листьев, особенностями внешнего строения листа.
Рассмотреть внутреннее строение листа.
Описать процессы жизнедеятельности растений, протекающие в листьях: питание, дыхание, испарение, накопление питательных веществ и энергии.
Сделать вывод о важности роли листа в жизни растения и в жизни планеты (космическая роль зеленых растений)
Формируемые УУД:
Предметные: учащиеся овладеют понятиями о внешнем и внутреннем строении листа, выполняемых им функциях: питании, дыхании, испарении воды, накоплении питательных веществ и энергии; научатся устанавливать взаимосвязь между строением листа и выполняемыми им функциями
Метапредметные: учащиеся продолжат формирование умений высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, ставить цели, планировать задачи для достижения цели, вести диалог, слушать другого и задавать вопросы; переводить информацию из текстовой в графическую-создавать схемы и модели
Личностные: учащиеся получат возможность осознать великую важность зеленых растений на планете, как источников атмосферного кислорода и главного запаса питательных веществ и энергии, с которого начинаются все пищевые цепи в природе.
Этап урока Действия учителя Действия учащихся Примечания
Повторение пройденного материала 1.Из каких органов состоит растение?
Какой из этих органов самый важный?
2.Назовите уже изученные органы растений и их функции. 1.Называют органы растения, в споре или нет приходят к тому, что все органы растения одинаково важны.
2. Семя-генеративный орган размножения, корень-орган, с помощью которого растение поглощает воду и минеральные вещества из почвы, стебель-орган, которые держит на себе все наземные части растения, проводит растворы по организму растения, почка-орган, из которого образуется либо соцветие (генеративная), либо лист (вегетативная). Беседа с классом
Постановка цели урока и определение задач Когда вы смотрите на растения, по каким внешним признакам вы в первую очередь их различаете?
О листе и поговорим сегодня.
Предлагаю вашему вниманию утверждение «Лист-орган питания растений» согласны вы с этим или нет?
Как мы можем проверить верность этого утверждения?
Форма и размер листьев
Некоторые соглашаются, некоторые опровергают, приводят свои доводы в пользу суждения.
Надо изучить строение листа и какие функции он выполняет, какие процессы в нем протекают.
Формулируют цель урока и последовательность задач:
1)Ознакомиться с многообразием листьев, особенностями внешнего строения листа.
2)Рассмотреть внутреннее строение листа.
3)Описать процессы жизнедеятельности растений, протекающие в листьях Беседа с классом с демонстрацией растений с разными по форме листьями (например, пеларгония и папоротник).
Не все задачи сразу могут быть определены учащимися, потому, как, например, космическая роль растений вытекает из способа их питания, о чем ребята не могут думать на момент определения главных задач урока.
Изучение нового материала «По стопам великих исследователей» 1.Используя описания опытов Ван Гельмонта, Дж. Пристли и Юлиуса Сакса опишите процесс питания растений и что образуется в результате него.
2. Что еще растение делает с помощью листа? (дыхание, испарение воды, накапливание вещества и энергии) 1.Образованные учителем малые группы (не более 4-х человек) изучают опыт одного из исследователей, фиксируют, что исследовал ученый, как исследовал, какого результата достиг.
2. Дыхание: как и когда?
Испарение воды: зачем?
Накопление вещества и энергии: роль в природе. Групповая работа 3 группы (опыты- работа с текстами описания опытов) + 3 группы (процессы жизнедеятельности, происходящие в листе-работа с текстами о дыхании, испарении, накоплении вещества и энергии в учебнике).
Демонстрация проделанной работы и создание кластера «Лист-строение и значение» Координирует порядок выступления Выступая со своей информацией и слушая других, учащиеся разрабатывают кластер, где схематично указывают особенности строения листа в связи с выполняемыми им функциями. Регламент выступления группы 5 минут, группе могут задавать вопросы на уточнение.
Соотнесение полученного результата с целью Теперь, изучив, все, что происходит в листе, как вы относитесь к утверждению? Соглашаются, что лист-действительно орган питания растений, а также дыхания, транспирации и накопления питательных веществ и энергии. Рефлексия Раздает листы рефлексии 1.Что показалось наиболее важным, значимым?
2.Что было новым, удивительным?
3.Что я знал и раньше? Регламент 3 минуты
Домашнее задание
Повторить материал, найти в интернет-источниках удивительные факты о листьях растений