Открытый урок Образование слов при помощи суффиксов

Тема урока:Образование слов при помощи суффиксов

Цели урока: закрепить и систематизировать знания учащихся о составе слова;
Научить учащихся образовать слова при помощи суффиксов;
Познакомить учащихся с суффиксами- чик:-щик и правилом написания букв ч и щ в суффиксах с использованием элементов критического мышления:
Повышать орфографическую зоркость, развивать логическое мышление, речь,память
развивать любовь к профессиям
Обогатить словарный запас учащихся, пробудить интерес и уважение к языку.
Тип урока:
комбинированный
Межпредметные связи:
литература,география,история.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический
Девиз урока: Тот кто знает части слова
Тот напишет их толково

Лексическая тема урока: Книгу переворошив
Намотай себе на ус
Все работы хороши-
Выбирай на вкус

Оборудование: таблица, карточки


Ход урока.
1.Организационный момент урока.
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга,улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым

II. Проверка домашнего задания
Чтобы проверить ваши знания, давайте поработаем по таблице.
Проведём небольшой опрос.

III. Фронтальный опрос
1.Какая главная часть в слове? Корень
2.Как называется часть слова перед корнем и для чегоона служит?
Приставка служит для образования слов
3.Как называется часть слова после корня и для чего она служит?Суффикс тоже служит для
образования новых слов.
4.Что такое основа? Часть слова без окончания
5. Какие части могут входить в основу слова? Корень,приставка,суффикс.



IV. Объяснение нового материала
После
д, т, з,с, ж
-чик

Работа по таблице
Суффиксы сущесствительных
–ЧИК и ЩИК
Когда пишутся суффиксы чик,щик?
В остальных случаях пишется суффикс -щик
/смазчик ,бетонщик/

V.Вступительная беседа учителя

Ребята! Сегодня мы прочитаем рассказ о том, как надо строить дом. Давайте вспомним, как строится дом. Чтобы построить дом, сначала мы чертим план дома. Затем строим фундамент. Затем из кирпича строим стены.
- Какие профессий связанные со строительством вы знаете?
-Строитель, бетонщик, плотник и т.д.
Правильно, ребята!. Чтобы построить дом, работают строители, архитектуры, плотники.
А теперь, давайте прочитаем текст «Как строим дом»

VI .Чтение текста «Как строили дом»

Как строили дом Первыми пришли планировщики. Они наметили границы котлована. На другой день прибыли экскаваторы. Экскаваторщики вырыли котлован.Через несколько дней бетонщики заложили фундамент. Каменщики строили стены, кровельщики сделали крышу. Затем за работу взялись плотники, стекольщики, водопроводчики, шкукатуры, маляры.

Выпишите в начальной форме слова, обозначающие названия, лиц по роду их профессии, и выделите суффиксы.
Каменщик, экскаваторщик, водопроводчик,стекольщик,кровельщик.
VII.Словарная работа

Планировщики - жоспарлаушылар
Плотник - балташы
Штукатур - сылакшы

VIII. Стратегия «Инсерт»
V
Это я уже знал
+
Узнал новое
?
Есть вопросы
-
Я думал иначе







IX. Творческая работа.
Образуйте новые слова при помощи данных приставок и суффиксов
 -По поехать, пошёл, посмотрел, поговорил
- при прибежать, прилетел, приехал
-тель учитель, воспитатель, строитель
–чик переводчик, смазчик, лётчик,
-ник плотник, ученик, школьник.
X.Игра
«Кто быстрее?" За минуту придумать слова с суффиксами.
На интерактивной доске демонстрируется слайд «Кто изображён на рисунках?»
Писатель, певица, лыжник, спортсмен


XI.Самостоятельная работа
Разноуровневые задания.
1 уровень
Подобрать однокоренные слова к словам школа, строить и разобрать их по частям
(Школа, школьник, пришкольный)
(Строить, строитель, построить)
2 уровень
Написать слова в таком порядке
1) слова, обозначающие предмет
2) слова ,обозначающие признак предмета
3) слова ,обозначающие действия
1.чистенький,чистота,чистый,очищать,
вычистить.

2.варить,вареный,повар,варенье,сварить,
отварной.
(варенье, чистота, повар )
(чистенький, чистый, вареный)
(варить, сварить, очищать)
3 уровень.
Заменить словосочетания одним словом с приставкой
пре-при-
Площадка при школе-(пришкольный)
Чуть открыть окно(приоткрыть)
Перестать делать что-либо(преостановить)

XII.
Эссе «Кем я хочу стать»

Читает 1 ученик:
Я хочу стать врачом. Мне нравится профессия врача, потому что
профессия врача самая нужная и полезная на свете.
Сейчас у нас в Казахстане очень многие люди болеют многими болезнями и я хочу лечить их.
Читает 2 ученик
Мне нравится профессия строителя. Когда я вырасту, хочу построить много высоких и красивых домов. Хочу, чтобы наш Казахстан процветал и становился самым красивым страной.

XIII.
Синквейн.
Суффикс
Образовательный, интересный
Образует, составляет, строит
Суффикс стоит после корня
Морфема

XIV.
Рефлексия.
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Я затруднялся
Моё настроение

XV.
Домашнее задание: Упражнение 13 страница 74
Выучить стихотдворение «Доброта» и выделите суффиксы.