Урок ИЗО для 7 класса по теме «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета)
Урок изобразительного искусства
на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета)
по программе Б.Н. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Выполнила:
Михайлова Светлана Викторовна, преподаватель I категории МКОУ «СОШ №12 с углубленным изучением английского языка
2012г.
Методическая часть:
Урок на тему: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого Завета) проводится в 7 классе в III четверти. На изучение данной темы отводится три часа. Библейские темы интересовали художников не только в эпоху Возрождения (XVII-XVIII века), но и в наше время не потеряли своей актуальности. Через изображение сюжетов, взятых из библии, появляется возможность выразить сложные человеческие взаимоотношения, а также отношение художника к окружающему миру.
Цель: Работа над умением видеть и понимать произведения искусства (живописи).
Задачи:
учиться видеть и чувствовать «прекрасное» в произведениях живописи;
совершенствовать навыки анализа живописных произведений;
сформировать собственную точку зрения;
сравнить изображения библейских персонажей с образами героев из библейских сюжетов.
Оборудование: видеоматериал, презентации с изображением икон, картин на библейские темы, музыка эпохи Возрождения.
Предварительное задание: выбрать из числа учащихся “ведущих” и аналитическую группу для разъяснения по ходу урока предлагаемого материала, чтения фрагментов подготовленного заранее литературного текста.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Уверена, что все подготовили к уроку необходимый материал: альбом, простой карандаш для изображения зарисовок.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы будем изучать новый материал, но прежде постарайтесь вспомнить и перечислить темы уроков изобразительного искусства, которые, на ваш взгляд, показались наиболее важными.
(ответы детей)
Тема урока - «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого завета). Ветхий завет – первая, часть христианской [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вторая – Новый завет. В период с III в. до н. э. по I в. н. э. Ветхий Завет был переведён на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Мы рассмотрим произведения, основанные на сюжетах, взятых из библии, а также познакомимся с великими мастерами-художниками. Рассмотрим представленные работы, проанализируем, а также постараемся соотнести прочитанный текст с увиденным изображением.
3. Изложение нового материала, показ репродукций.
С древнейших времен люди относились к библии с особенным трепетом. Не случайно многие художники, великие мастера, обращались к сюжетам древнейшей книги на протяжении всей своей жизни не только для иллюстрирования эпизода, но и для решения некоторых жизненных проблем.
Для начала обратим внимание на древнейшие русские иконы, особо почитаемые на Руси.
Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Начнем знакомство с образами с иконы «Владимирской Богоматери»
Демонстрация №1. (см. приложение)
Икона Владимирской Богоматери издавна почиталась как покровительница и защитница Руси. Начиная с XII века, наши предки свято верили в чудотворную силу иконы и взывали к заступничеству Богоматери в самые трудные моменты истории. По преданию, первая икона была написана евангелистом Лукой во время жизни Богородицы.Ученик:
1238 год - Татаро-монголы под предводительством хана Батыя захватили Владимир, разорив город и уничтожив в огне Успенский собор. Как гласит легенда, икона осталась невредима в отличие от других храмовых святынь.
Ученик:
В 1395 г. к Москве подошел завоеватель Тамерлан. Московский князь Василий упросил митрополита Киприана послать за Владимирской Богоматерью и доставить ее в столицу. Икону торжественно встретили в Москве и внесли в главный храм России – Успенский собор Кремля. Перед Образом Владимирской Богоматери молились о заступничестве и покровительстве. Легенда гласит, что в ночь на 26 августа 1395 г. Тамерлан видел во сне Богородицу и святых. Завоеватель принял это за неблагоприятный знак и ушел из России.
С того времени Церковь празднует Сретение, т.е. встречу Владимирской иконы Богоматери 8 сентября. Ученик:
В 1480 г. во время знаменитого "Противостояния на реке Угре" русские войска под покровительством иконы Владимирской Богоматери обратили в бегство войска хана Ахмата. Ведущий 2 1521 г. чудотворная икона спасает Москву от вторжения казанских татар, явившись в видении нескольким людям. По мнению предков, эти видения были следствием заступничества Божьей Матери.До XVII века икона считалась главной святыней русского государства. Перед ней произносили клятвы верности своему Отечеству, перед ней российские монархи венчались на царство, она играла заметную роль в обряде избрания всероссийских митрополитов и патриархов. Ее называли "палладиумом" (т.е. защитой, оплотом) русской государственности.
Демонстрация №2: “Рождество Богородицы” (см. приложение)
Ученик:
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сейчас это территория Мусульманского квартала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], около Львиных ворот. На православном месте построен [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.
Далее вашему вниманию представляется не менее почитаемая икона «Рождества Христова»
Демонстрация №3. Икона. «Рождество Христово» (см. приложение)
Ученик:
Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Основными источниками иконографии Рождества Христова являются Евангелие и церковное предание. Самые ранние сохранившиеся изображения Рождества Христова можно увидеть в катакомбах древнего Рима и на христианских саркофагах, которые относят к IV веку.
Ученик:
Преподобный Андрей Рублёв (XVв.), Феофан Грек (конец XIV- начало XV в.), Дионисий (ок. 1440-1505) – знаменитые иконописцы не только Русской Церкви, но и всего Православия, оставили замечательные примеры иконографии Рождества Христова, которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре, Троице-Сергиевой лавре.
Икона Рождества написана яркими красками. Это всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступеньках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, ведь Христос – Солнце правды, Свет, просвещающий мир.
Демонстрация №4. Иконы. «Рождество Христово» (см. приложение)
Ученик:
В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем, склонились, осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богу-младенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу. На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Русские иконописцы следовали византийской традиции, но дополняли её различными подробностями: славословящие Христа ангелы, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет.
Демонстрация №5. Икона. «Рождество Христово». Фрагмент. Бегство в Египет. Фрагмент иконы Рождества. Монастырь св. Екатерины на Синае. (см. приложение)
Ученик:
Одной из сцен иконы Рождества является Бегство Святого семейства в Египет от царя Ирода. Богородица с Младенцем едет верхом, идут Иосиф и его сын от первого брака. У городских ворот их встречает фигура, олицетворяющая Египет. Византия. Константинополь. 12 в.
Демонстрация №6. Картина Якопо Тинторетто «Бегство в Египет» (фрагмент) 1583. Скуола ди Сан-Рокко, Венеция. (см. приложение)
Ученик:
«Эта картина производит особо сильное впечатление. Всё исполнено тревоги и беспокойства. Святой Иосиф, согнувшись, понукает осла, на котором восседает Богородица, держащая на руках младенца. Чередование светлых и темных пятен, живая, темпераментная живопись, соединение разнообразных мазков – всё образует живую, динамичную картину. Ярко-малиновое пятно одежды Богоматери сразу приковывает к себе внимание и создает гармоничный контраст сотням оттеков зеленого, из которых соткан холст.»
(«Искусство, №22 2005 стр.7)
Следующий сюжет – явление Христа народу. Картина великого мастера.
Демонстрация №7. А.А. Иванов. Явление Христа народу. Не позднее 1855г.
(см. приложение)
Ученик:
Замысел большого полотна, изображающего явление народу Мессии, долгое время увлекал Иванова. В 1837, художник приступил к созданию картины. Он работал над ней в течение 20 лет. На первом плане картины изображена группа апостолов во главе с Иоанном Крестителем. Иоанн (в его руках крест) указывает на Христа. Справа изображена группа людей, спускающихся с холма во главе с фарисеями. В картине воплощены раздумья художника о преображении человека при соприкосновении с возвышенным, будь то величие человека или красота природы.
Вопрос учителя:
- Чем отличается икона от картины?
- Какие сцены из Библии представлены на просмотренных иконах, картинах?
- Какую цветовую гамму используют иконописцы и художники?
Ответы учащихся.
Учитель:
Дева Мария с младенцем – одна из самых интересных тем в творчестве многих художников мира. В многочисленных своих Мадоннах они воплощали свое представление о земной женской красоте. Но, в то же время они показывали на своих полотнах Богоматерь с младенцем Иисусом.
Демонстрация №7 «Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. 1513.Картинная галерея. Дрезден.» (см. приложение)
Ученик:
Картина, изображающая богоматерь с младенцем, святой Варварой и святым Сикстом. В гармоничной классической композиции величественное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги.
Демонстрация 8. Леонардо да Винчи. «Мадонна в скалах». 1483-1486. Лувр. Париж. (см. приложение)
Ученик:
«Заказчики картины хотели, чтобы Леонардо написал композицию с большим количеством фигур, но художник решил ограничиться четырьмя. В мягком полумраке пещеры с небольшими просветами на далекий, окутанный дымкой пейзаж, разворачивается загадочное действо, наполненное сложной жестикуляцией. Леонардо использует пирамидальную композицию. Центром картины является Мадонна – одну руку она простирает над своим сыном, как бы стараясь благословить и уберечь его, а второй обнимает маленького Иоанна Крестителя, преклонившего колено перед Христом. Нежный пленительный ангел смотрит с картины на зрителя, указывая пальцем на Иоанна. Благословение, защита, поклонение – такой разнообразной игры рук итальянское искусство еще не знало.
В этой небольшой картине Леонардо удается объединить мир мистический и реальный. Базальтовые глыбы, растущие среди них фиалки, ирисы, анемоны выписаны довольно подробно. Однако многие исследователи замечают, что эта самая обычная пещера напоминает материнскую утробу, символизируя, таким образом, начало новой жизни. Мальчик же Иоанн, которого Мадонна так бережно укрывает полой своего плаща, олицетворяет собой всё человечество.» («Искусство» №2 (410)2009, стр.11)
Демонстрация №9. “Мадонна Бенуа” Л. да Винчи. (Эрмитаж) (см. приложение)
Ученик:
Есть второе название у этой картины – “Мадонна с цветком”. Название “Мадонна Бенуа” эта картина получила по имени ее последней владелицы Марии Александровны Бенуа (дочери купца из Астрахани Сапожникова Л.П.), которая продала ее Эрмитажу в 1914г.
Это не обычная флорентийка изображена на картине. Во-первых, над головами матери и ребенка нимбы – символы святости; во-вторых, на картине автор использует четырехкратное перекрещивание: ноги матери и младенца, их руки, их взгляды и цветок-крестоцвет, к которому тянется ребенок, - символ крестных мучений Христа.
Учитель: На некоторых картинах с изображением святых нет нимбов над головами Марии и Христа, но мы понимаем, кто перед нами. Об этом говорит символика цвета одежды Мадонны. В одежде Мадонны преобладают красный и синий цвета. Что могут символизировать два цвета?
Подсказка (если учащиеся затрудняются с ответом) красное платье и синий плащ – традиционные цвета, означающие жертвенность и вечность.
Ученик (читает фрагмент литературного произведения)
Легенда из книги «Дьявол и сеньорита Прим» писателя П.Коэльо
«При создании этой картины Леонардо столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощенное в образе Иисуса, и Зло – в образе Иуды, решившего предать его в этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. Полотно было почти завершено, однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечающий за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? – недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-т о художник написал с меня Христа»
Ученик (вопрос классу): Что это за произведение?
Демонстрация №10. Леонардо Да Винчи. «Тайная Вечеря». 1495-1497. Монастырь Санта-Мария деле Грацие, Милан. (см. приложение)
Ученик:
«Картина была написана по заказу для трапезной монастыря Санта-Мария деле Грацие в Милане. В композиционном отношении Леонардо не отступил от традиционной схемы – тринадцать человек сидят фронтально за столом. В самом центре – Христос, руки его разведены в стороны и лежат на столе, образуя треугольник, вершиной которого является голова Иисуса. Темный силуэт Христа отчетливо выделяется светом, льющимся из окна на заднем плане. Двенадцать апостолов разбиты на две равные группы, в свою очередь, подразделяющиеся на две подгруппы – по три фигуры в каждой. Причем внутренние группы как бы сближаются между собой, а внешние – расходятся. Возникающее при этом волнообразное движение подчеркивает драматизм ситуации. Леонардо изобразил Иуду среди других апостолов. Мрачный и отстраненный, предатель отпрянул от Христа, прижимая к себе мешочек с 30 серебрениками. Лицо его – единственное, скрывающееся в тени. Апостолы еще не подозревают, о ком говорит Иисус, но зритель видит это сразу. Художник придумал специальную смесь из темперы и масляной краски, которая казалась совершенно идеальной, но с течением времени красочный слой стал отставать от грунта и осыпаться. Только лишь в XX веке картину отреставрировали, но в первоначальном виде её восстановить так и не удалось. (Я.Белошапкина. «Искусство» №2 (410), 2009, стр. 14).
Далее – не менее знаменитая картина другого художника:
Демонстрация №11. Джотто. «Поцелуй Иуды» 1304-1306. Росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. (см. приложение)
Ученик:
Одна из самых сильных картин цикла. Полыхающий свет факелов выхватывает из тьмы толпу, устремляющуюся на апостолов. В центре – Иисус и обнимающий его Иуда. В образе предателя Джотто как бы воплотил всё зло толпы: низость, жадность, вероломство. И ещё более светлеет лик Христа, и ещё сильнее отражаются в нём нравственная чистота и благородство. Фигура Иуды расширена раздвинутым плащом, повторяющим жест объятия. Это один из ярких примеров пластического дара Джотто, как и впечатляющий контраст двух образов – светлого и тёмного, который станет объектом подражания и изучения в искусстве последующих веков.» («Искусство» №15 (327), 2005, стр.14)
Демонстрация № 12. Питер Пауль Рубенс. «Снятие с креста». Центральная часть триптиха. Ок. 161-1614. Собор Онзе-ливе-Врауэкерк, Антверпен. (см. приложение)
«Это полотно отразило интерес художника к передаче бурного движения, типичного для стиля барокко. Для усиления динамики Рубенс использовал диагональную композицию. Диагональ образует линия креста. Внешнее напряжение создается за счет усложненных ракурсов фигур, изогнутых фигур и светотеневых контрастов.» (Елена Ермолаева, «Искусство» №22 (334), 2005, стр.9)
Демонстрация №13 . Джотто. «Оплакивание Христа». Росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. (см. приложение)
Ученик:
«Один из бесспорных шедевров Джотто. Поражает композиция фрески: скала, будто летящая вниз из правого верхнего угла, сразу указывает на главное – тело мертвого Христа. Сухое дерево наверху скалы символизирует скорбь, охватившую всех участников события. Группа слева, как бы нависшая над телом Христа, еще более усиливает беспомощность распростертого тела Спасителя. Поразительны фигуры двух апостолов, в знак скорби набросивших на головы капюшоны, что сделало их похожими на трагические скульптуры. Их массивность и монументальная мощь должны ещё более подчеркнуть контраст между ними и бесплотными, летящими в небесах рыдающими ангелами, символизирующими вселенское значение происходящей трагедии.» («Искусство» №15 (327) 2005, стр.14)
Учитель: Прежде, чем перейдем к демонстрации художественных произведений на темы библейских притчей, рассмотрим еще одну картину русского художника.
Демонстрация №14
И.Н.Крамской. «Христос в пустыне». Холст, масло. 1872 год. Третьяковская галерея. (см. приложение)
После крещения Иисус отправляется в пустыню, где проведе 40 дней и ночей. На картине мы видим Иисуса в момент раздумий. Автор писал Гаршину, что он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится делать выбор. Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует, скорее всего - собирание внутренних сил. Эта картина о нравственной предопределенности человеческого существования.
Учитель: После возвращения из пустыни Иисус Христос совершает добрые дела во благо человека, рассказывает притчи, в которых заключена мудрость человечества, наставления.
Иллюстрацией одной из притч Иисуса служит картина Рембрандта Харменса Ван Рейна “Возвращение блудного сына”, хранящаяся в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Ученик:
О блудном сыне
Библейская притча
У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу:
Отче! Дай мне следующую мне часть имения.
И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал:
Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наёмников твоих».
Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему:
Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим:
Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле, и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование, и, призвав одного из слуг, спросил:
Что это такое?
Он сказал ему:
Брат твой пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу:
Вот, я столько лет служу тебе, и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.
Он же сказал ему:
Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся.
(Лук.15:11-32)
Демонстрация №15. «Возвращение блудного сына» Ок. 1667. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. (см. приложение)
Ученик:
«Чувством теплой радости веет от этой поразительной картины. Все предельно просто и внутренне значительно. Тема прощения и радости встречи составляет её содержание. Покой и безмолвие царят во всем. И только цвет – от напряженно оранжево-красного до постепенно сгущающегося тепло-коричневого – воспринимается как выражение чувства радости, объединяющего всех участников сцены. В картине торжествует та мудрая простота, к которой художник приходит в последние годы жизни» (Лев Дьяков, «Искусство», №18 (330), 2005, стр.11)
Ученик: Соломоново решение
Библейская притча
Пришли две женщины-блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина:
О, господин мой! Я и эта женщина живём в одном доме. И я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина. И были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме. И умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его. И встала она ночью, и взяла сына моего от меня, когда я, раба твоя, спала, и положила его к своей груди, а своего мёртвого сына положила к моей груди. Утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мёртвый. А когда я всмотрелась в него утром, то это был не мой сын, которого я родила.
И сказала другая женщина:
Нет, мой сын живой, а твой сын мёртвый.
А та говорила ей:
Нет, твой сын мёртвый, а мой живой.
И говорили они так пред царём.
И сказал царь:
Эта говорит: «Мой сын живой, а твой сын мёртвый»; а та говорит: «Нет, твой сын мёртвый, а мой сын живой». И сказал царь, подайте мне меч.
И принесли меч к царю. И сказал царь:
Рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой.
И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему:
О, господин мой! Отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.
А другая говорила:
Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите.
И отвечал царь и сказал:
Отдайте этой живое дитя и не умерщвляйте его. Она его мать.
И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нём, чтобы производить суд.
(3Цар.3:16-28)
Учитель: Рассмотрим две картины на один библейский сюжет «Соломоново решение».
Демонстрация №16. Рафаэль Санти. Суд Соломона. Фреска.1509-1511. Станца делла Сеньятура. Ватикан. (см. приложение)
Ученик: «Суд царя Соломона» - довольно распространенный сюжет в мировом искусстве. Художник изобразил самый драматичный момент суда: слуга царя готов взмахнуть мечом над младенцем, мать же всем телом бросается на защиту малыша. Соломон, на лице которого написано удовольствие от очевидности открывшейся истины, отменяет свой приказ и поднимает над матерью в успокаивающем жесте руку.
Демонстрация №17. Н.Н. Ге. Суд царя Соломона. 1854 год. Холст, масло. Киевский музей русского искусства. (см. приложение)
Ученик: Картина написана в ярком, красочном стиле. Классическая композиция, выразительные позы, характерные «говорящие» жесты.
Вопросы для обсуждения с учащимися:
Напишите названия картин, которые по вашему мнению соответствуют содержанию библейских сюжетов, а также авторов-художников. Дайте обоснование своему выбору.
Какое впечатление произвела на вас картина Н.Н. Ге. «Суд царя Соломона». Как вы понимаете высказывание художника:
« Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека». (Н.Н.Ге.)
Икона и картина – в чем отличие?
Какие цвета наиболее часто используют художники в своих шедеврах, что символизируют красный и синий цвета, используемые художниками при изображении святых?
Какие жизненные ситуации «показаны» в притчах и картинах великих мастеров, актуальны ли они в наше время?
Итог урока. У каждого художника свое отношение к одному и тому же сюжету, тем не менее все произведения заставляют невольно задуматься о смысле жизни, поступках и никогда не оставляют людей равнодушными.
Обобщение практического опыта:
На тему «Портреты библейских персонажей» в седьмом классе отводится три часа. В тематическом планировании на эту тему 1 час отводится на теоретические сведения (знакомство с полотнами известных мастеров), и два часа – на практическую работу. Для того, чтобы учащимся легче было усвоить материал желательно дать возможность каждому принять участие в раскрытии сложной темы, дать дополнительный материал, чтобы ребенок мог сам дать какою-либо информацию на уроке. При создании иллюстрации на библейский сюжет желательно начать работу с выполнения изображения иконописного пейзажа. Библейские сюжеты безусловно сложны, но интересны. Учащиеся с увлечением изображают природу: реки, горы, скалы, деревья, цветы – получаются хорошие композиции. Не все ученики могут сразу изобразить лики Святых, поэтому на первом практическом уроке работает самостоятельно некоторая часть учащихся. Остальные - по мере освоения техники и правила изображения портрета. Важно создать на уроке творческую атмосферу, используя не только видеоряд, но соответствующие музыкальные композиции.
Список литературы:
Притчи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://pasxa.eparhia.ru/ikony/ikrozhxr/
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы» М.; Просвещение, 2010
Искусство, №22 2005 стр.7
Искусство, №2 (410)2009, стр.11
Я.Белошапкина. «Искусство» №2 (410), 2009, стр. 14
Искусство №15 (327), 2005, стр.14
Елена Ермолаева, Искусство №22 (334), 2005, стр.9
Искусство №15 (327) 2005, стр.14
Лев Дьяков, Искусство, №18 (330), 2005, стр.11
Изобразительное искусство. Занимательные материалы. Кроссворды. Тесты. Викторины. 5-7 классы. Автор-составитель О.В.Павлова. Волгоград. 2010г.
Большая энциклопедия живописи. Шедевры мировой живописи. DVD.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012. DVD.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115