Конспект урока по обществознанию Основы конституционного строя в РФ

Тема: Основы конституционного строя России.
Цель урока:
Обучающая: восприятие обучающимися и первичное осознание Конституции как документа, определяющего принципы развития общества.
Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, работы в группах.
Воспитывающая: воспитание осознанного уважения к праву, к основному закону государства.
Задачи урока: обеспечить усвоение основных принципов конституционного строя России, осуществлять нравственное воспитание учащихся: уважение к закону, патриотизм, гуманизм, развивать самостоятельность мышления (умение анализировать информацию), познавательные умения (составление схем, формулирование выводов).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Вид урока: урок-путешествие по страницам Конституции РФ.
Оборудование: учебники «Боголюбов Л. Н. Обществознание», тексты КРФ, тематические карточки с заданиями для групп, листы ватмана, фломастеры, скотч, разноцветные самоклеящиеся листы, оформленная доска.
План изучения нового материала:
Понятие конституционного строя.
Основные принципы конституции.
Принципы гуманизма, демократизма, федерализма. Социальное и светское государство.
Основные понятия урока: Конституционный строй, принципы конституции.
Ход урока:
I Организационный этап
- Сегодня урок по изучению Конституции России. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Мы работаем по следующему плану (план записан на доске, по ходу урока учитель обращается к записи). Вы получите оценку за устные ответы и за работу в группе.
Урок построен с применением технологии проблемного обучения.
II Мотивационный этап.
Фронтальный опрос
-Что означает термин «конституция»? (устройство, постановление)
-Когда была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г.)
-Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? (все законы в нашей стране ориентируются на Конституцию и принимаются в порядке, установленном Конституцией, она обладает прямым действием, т. е. на ее статьи можно ссылаться, обращаясь в суд)
Обсуждение проблемной ситуации.
Чтение ситуации, изложенной в задании №3 §34 учебника.
- Что вы знаете о событиях, происходивших в 90-х годах в Чечне. Какова причина этих событий? Выскажите свое мнение.( Определенные группы населения хотели добиться выхода республики из состава РФ. В Чечне происходили военные действия, погибло много людей: мирных жителей, солдат. Я думаю, что нельзя было этого допустить, ведь не все чеченцы – бандиты). События на Украине, в Крыму.
- Каким же образом решить этот вопрос? (Я думаю, что жители должны сами решить как им жить – отдельно от России или вместе, но решать это нужно мирным путем.)
- Как узнать законный путь решения вопроса? (Законный путь указан в Конституции России, как основном законе страны.)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Изучить основные положения конституции, чтобы уметь применять их в жизни.)
III Информационный этап
-Сегодня вы познакомитесь с основами конституционного строя. Слово «строй» означает определенное устройство общества.
Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции (на доске). Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, государственно-территориальное устройство, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Конституционный строй имеет свой фундамент – основные принципы. Давайте с ними познакомимся.
Задание (разноуровневое).
Прочитайте в параграфе учебника стр.217 принципы конституции,. Используется прием технологии СОУ «жужжащее чтение». Выделите основные принципы. Оцените значение этих принципов (те, кто смогут сформулировать).
Учитель записывает их на доске, дети записывают в тетрадях (гуманизм, демократизм, федерализм, социальное и светское государство).
Ответы: -Эти принципы – основа нашего государства. -Они регулируют все стороны нашей жизни
3. Работа в группах.
Подготовка к работе в группах. Группы формируются учителем с учетом знаний о личностных особенностях и их уровня развития учебных навыков. В каждой группе заранее определены ролевые позиции: докладчик, секретарь, теоретик, практик.
-Сейчас вы совершите путешествие по страницам КРФ. При работе с документами нужно учитывать, что каждое слово является значимым, если что-то непонятно – нужно обратиться к словарю. Навык работы с документами будет вам необходим при подготовке проектов. У вас есть путеводитель – карточка-задание (выдается ответственному в группе), время путешествия – 10 минут, на презентацию – 3 минуты. В ходе работы вы можете выполнять ту часть задания, которая вам наиболее интересна: искать информацию в словаре или учебнике, анализировать ее, чертить схему, готовить выступление. Это даст вам возможность развить свои личные качества: мышление, речь, коммуникативные навыки. Секретарь в вашей группе организует работу группы, планирует ход работы, контролирует время. Напоминаю, что в ходе работы каждый участник имеет право высказать свое мнение и быть выслушанным.
Работа в группах. В случае необходимости учитель оказывает направляющую помощь. Используется частично-поисковый метод.
Карточка-задание №1. Используя информацию §34, ст.2, 6 КРФ, учебного словаря объясните принцип гуманизма. Составьте схему «Права и свободы человека и гражданина»
Карточка-задание №2. Используя информацию §34, ст.1, 3,10,11,13 КРФ, учебного словаря объясните принцип демократизма. Составьте схему «Государственная власть в России»
Карточка- задание №3. Используя информацию §34, ст. 4, 5 КРФ, учебного словаря объясните принцип федерализма. Составьте схему «Типы субъектов РФ»
Карточка- задание №4. Используя информацию §34, ст. 7,14 КРФ, учебного словаря объясните понятия «социальное государство», «светское государство». Составьте схемы «Признаки социального государства», «Признаки светского государства».
Выступления групп.
- Мы возвращаемся из путешествия и делимся своими открытиями. В ходе выступлений представители групп вывешивают на доску схемы, докладчики рассказывают, объясняют составленную схему.
Учитель следит за правильностью речи, в случае необходимости уточняет и корректирует информацию.
IY Аналитический этап.
- Итак, мы рассмотрели принципы, составляющие основу нашего конституционного строя (учитель еще раз обращает внимание на вывешенные плакаты).
Вернемся к проблемной ситуации, которую рассматривали в начале урока. Как бы вы теперь решили существующую проблему? Найдите в тексте главы I КРФ статьи, указывающие законные пути решения вопроса.(-По ст. 5 п.3 федеративное устройство России основано на самоопределении народов РФ, а по ст.3 п.3 выражением власти народа является референдум. Значит, жители могли провести референдум и решить судьбу республики. На основании статей КРФ в Чечне был проведен референдум, и большинством голосов республика осталась в составе федерации.
Задание 1 на закрепление полученных знаний.
Устно заполните пропуски в тексте, если трудно, еще раз просмотрите ст. 1,2,5,6 КРФ.
Российская Федерация – Россия – есть демократическое, __________, правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита ____________________ - обязанность государства. Российская федерация состоит из республик, краев, городов федерального значения ___________, __________ - равноправных субъектов федерации. В РФ охраняются труд и ___________ людей, гарантируется минимальный размер ______________.
Y Рефлексивный этап.
Задание 2 на «свертку» полученных знаний.
Подведем итоги урока.
- Достигли ли вы цели, поставленной на уроке? (Мы запомнили основные положения нашей конституции, принципы, на которых основывается конституционный строй государства: гуманизм, федерализм, демократизм. Знаем, что Россия светское и социальное государство). - Как полученные знания пригодятся вам в жизни? (Мы знаем, что у нас есть права, и за их защитой нужно обращаться в государственные органы. Мы можем управлять своим государством: участвовать в референдумах, выборах. Если я попаду в трудную ситуацию, например, останусь без работы или заболею, государство мне поможет, т. к. наше государство – социальное.
Учитель, комментируя, выставляет оценки за работу на уроке.
YI Домашнее задание.
Ответить на вопросы для самопроверки к §34. Кому будет трудно – еще раз просмотрите текст параграфа. На выбор. Вы можете подготовить проекты и принять участие в научно-практической конференции.
Примерные темы проектов (вывешиваются в классный уголок):
Как были приняты конституции РФ и США.
Конституции РФ и стран Запада (сравнительный анализ).
Какие права мне гарантирует КРФ.








13PAGE 14115


13PAGE 14115




Заголовок 215