Цикл уроков по теме Конституция Российской Федерации
Цикл уроков, посвященных изучению Конституции РФ
Автор:
Грачева Наталия Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия»
г. Арзамас Нижегородской области
Арзамас 2016
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме "Конституция России" 5
2. Конспект урока обществознания в 6 классе
по теме «Конституция РФ основной закон страны» 9
3. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме "Основные права человека и гражданина,
зафиксированные в Конституции РФ" 14
4. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме «Конституция – Основной закон государства» 18
5. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме «Конституция Российской Федерации» 25
Список литературы 31
Пояснительная записка
За последние годы в России произошли значительные изменения в оценке роли права в обществе: оно приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.
Основы правовых знаний и правовой культуры закладывает школа: она формирует у учащихся глубокие и устойчивые представления о праве, правовых отношениях, модели поведения, мотивацию установок, которые способствуют участию индивидов в управлении страной, решении задач различного уровня. Одним из приоритетных и актуальных направлений развития школьного образования становится гражданско-правовое образование.
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Последние исследования показывают, что лишь 20-25% российских школьников готовы жить в соответствии с правовыми нормами. Эта цифра весьма настораживает, в Европейских странах этот показатель значительно выше - 75-80%. Сегодня правовое образование все более уверенно входит в жизнь школы. Последний вариант государственного образовательного стандарта существенно увеличил объём правового материала, как в обязательном минимуме содержания образования, так и в требованиях к выпускникам основной и полной средней школы. Сегодня, воспитывая будущих граждан России, мы должны воспитать, прежде всего, граждан, способных в дальнейшем реализовать свою активную жизненную позицию на благо общества и государства.
Главная задача уроков по данной теме - способствовать образованию гражданина демократического правового государства, поэтому предпочтение в процессе реализации образовательных задач отводится тем методам, которые предполагают активную позицию ученика: лекции с проблемным изложением, эвристическая беседа, дискуссии, дебаты, конференции, деловые игры, семинары. Большое внимание уделяется интерактивным технологиям. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации.
Одним из видов интерактивных технологий сегодня является проектный метод. Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
Данные методические разработки знакомят обучающихся с основными положениями Конституции РФ, основами государственного строя, национально-государственного устройства, принципами формирования государственных органов власти и т.д.
1. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме "Конституция России"
Цель урока: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, дать общую характеристику основного закона РФ;
развивать умение анализировать статьи Конституции, высказывать собственную точку зрения, отстаивать ее;
воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.
Оборудование урока: учебник «Введение в обществознание. 8-9 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, тексты Конституции, карточки с заданиями, презентация
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с правовым государством, его характерными признаками. Давайте вспомним, какое государство мы называем правовым?
Ответы детей.
Любое правовое государство в своей деятельности руководствуется Конституцией. Это слово всегда пишется с большой буквы. Почему?
Ответы детей.
Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об этом. Тема нашего урока – «Конституция России». Мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа и проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.
II. Актуализация опорных знаний.
А теперь давайте посмотрим, что вы уже знаете по этой теме. Ответьте на такие вопросы: (слайд 2)
Кто или что является источником власти в нашем государстве?
Каково государственное устройство нашей страны?
Какими правами и обязанностями мы обладаем?
С какого возраста мы можем приобрести свои права?
Принимаются любые ответы детей.
На некоторые вопросы вы не смогли ответить. Для этого надо познакомиться с текстом Конституции. Вот сегодня мы этим и займемся.
III. Изучение новой темы (слайд 3)
План
Исторический путь России к демократической Конституции.
Общая характеристика Основного закона страны.
1. Рассказ учителя.
- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4)
В переводе с латинского понятие «Конституция» означает установление, учреждение, устройство.
Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы, правовые акты, принимаемые в государстве, должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить.
Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.
В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века (слайд 5)
Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.
Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.
Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.
Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.
Потом были четыре советские Конституции (слайд 6):
1918 г. – Конституция РСФСР
1924 г. – Конституция СССР
1936 г. – «сталинская» Конституция
1977 г. – «брежневская» Конституция.
Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.
Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2) (слайд 7)
Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.
Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.
Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.
А сейчас давайте поближе познакомимся с тестом Конституции.
2. Групповая работа по изучению Конституции РФ.
У нас сформированы три группы. Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями Конституции и выступает с результатами своей работы.
Задание для 1 группы:
Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия «демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская форма правления»?
Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?
Каково устройство РФ?
Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.
Задание для 2 группы.
Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и гражданина.
Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.
Как государство гарантирует равенство прав и свобод?
Задание для 3 группы:
Могут ли быть права без обязанностей? Почему?
Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.
С какого возраста мы приобретаем свои права?
В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?
Выступление групп с результатами работы. (слайды 8-12)
Закрепление изученного на уроке.
Мы не знали в начале урока ответы на некоторые вопросы. Как теперь мы на них ответим?
Ответы детей.
При наличии времени можно провести тестирование (слайды 13-18)
Тест по теме «Конституция России»
Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
а) в 1977 г.; б) в 1918 г.; в) в 193 6 г.
Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?а) 12 июня 1993 г.; б) 12 декабря 1993 г.; в) 12 декабря 1995 г.
3.Конституция – это:
а) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека;б) юридический акт, содержащий все законы страны;в) текст законов.
4.Какова связь между Конституцией и остальными законами страны?а) между нормами Конституции и остальных законов существует равенство;б) Конституция ориентируется на содержание всех законов страны;в) все законы страны ориентируются на содержание Конституции.
Как характеризуется наше государство в статье 1 Конституции РФ?
а) демократическое; б) общенародное; в) федеративное; г) союзное; д) конфедеративное; е) правовое; ж) с республиканской формой правления;з) с конституционно-монархической формой правления.
Согласно Конституции высшей ценностью в РФ является:а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
Домашнее задание: параграф 33 , задание 4 на с. 211
2. Конспект урока обществознания в 6 классе по теме «Конституция РФ основной закон страны»
Цели урока:
Образовательная - сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа. Объяснить новые понятия: принцип разделения властей, права и обязанности, парламент и правительство РФ.
Развивающая - развитие навыков и умений работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
Воспитательная - продолжить работу по формированию чувства гордости и уважения к своей Родине.
Ход урока
Учитель формулирует цель урока - познакомить учащихся с Конституцией РФ, познакомить со структурой документа, обратить особое внимание на новые понятия: Конституция, Федерация, Президент, Федеральное Собрание, правительство.
Урок начинается с организационного момента - фронтальной беседы:
1. Как называется наша Родина?
2. Какие символы государства вы знаете?
3. Как вы думаете, что означает - Российская Федерация? (далее идёт расшифровка слова "федерация" - значит - договор, союз.)
Учитель: Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения - русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в Федерацию - добровольный союз равноправных народов нашей страны. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны (прочитать вслух ст. 19 Конституции РФ). У каждого ученика текст Конституции РФ.
Обратимся теперь к истории возникновения Конституции в нашей стране. В дореволюционной России не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г.
2-я в 1925 г.
3-я в 1937 г.
4-я в 1978 г.
Ныне действующая 12 декабря 1993 г.
(прочитать вслух преамбулу)
Ребята, откройте и вслух прочитайте ст. 10 Конституции РФ, которая говорит о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную.
(выясняем - в чьих руках законодательная власть - парламента; исполнительная - правительства, судебная - в руках судов) (5 мин.)
Далее идёт работа по карточкам 3-х уровней сложности (30 мин.)
(Карточка №1 наименее сложная, желательно дать её менее сильным ученикам, но так, чтобы они не догадались об этом. Вероятнее всего, что дети выполнят это задание)
Карточка №1.
Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций (расставь даты принятия Конституций в нашей стране)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Используя Конституцию РФ, проставьте в схему номера соответствующих статей.
Экономические права
Политические права
право на частную собственность и её наследование;
право на предпринимательство;
право на свободное распоряжение своими способностями к труду;
право на равную оплату за равный труд;
право создавать и вступать в профсоюзы для защиты своих интересов.
право выбирать и быть избранным в органы власти и самоуправления;
право непосредственного участия и через представителей в управлении страной;
право на участие в референдуме;
право на политическое убежище.
2. Конституционные обязанности граждан РФ.
Допишите в свободные столбики обязанности граждан РФ, пользуясь статьями Конституции - 44, 57, 58, 59.
Уважение прав и свобод других лиц
Забота о детях и нетрудоспособных родителях
Соблюдение Конституции и законов
3. Какие формы собственности признаются в РФ? Используя ст. 8 Конституции РФ, заполните кластер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Карточка №2.
Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.
Конституция в переводе с латинского - это «устройство».
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций.
(расставь даты принятия Конституций в нашей стране)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Составьте кластер "Президент РФ", используя ст. 80 Конституции РФ.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Прочитав ст. 81, 82 Конституции РФ, ответьте на вопросы:
1. Кто может быть избран Президентом РФ?
2. На какой срок избирается Президент РФ?
3. Какие ограничения предусматриваются в Конституции относительно срока пребывания Президента в должности?
3. Используя ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89 Конституции, определите полномочия Президента
А. при формировании правительства;
Б. полномочия президента по отношению к Государственной Думе;
В. при проведении внешней политики.
А.
Б.
В.
Карточка №3.
Конституция - это основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека. Конституция в переводе с латинского - это устройство.
В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций.
(расставь даты принятия Конституций в нашей стране)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. Статья 10 Конституции: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Федеральное Собрание - парламент РФ. Используя ст. 95, 96, 102, 103, заполните схему.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Статья 110 Конституции РФ: " Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации".
Пользуясь ст. 111-114, заполните таблицу "Полномочия правительства РФ"
Правительство РФ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
За 10 мин. до конца урока проводим выборочный опрос и вместе с учениками пишем синквейн на тему "Конституция", например
Конституция
Российская, важная
Обязует, защищает, охраняет
Закон суров, но это закон
Всем нужна.
Домашнее задание: параграф 18, написать синквейн на тему "Парламент".
3. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме "Основные права человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ"
Цели:
1. Образовательные:
изучить основные права гражданина России;
внедрение использования проектной технологии в изучении предмета "Обществознание";
2. Развивающие:
развитие самостоятельности учащихся при добыче знаний по теме урока;
развитие умения составления краткосрочных проектов;
развитие навыков работы с законодательными актами, нормативными документами;
умение доказательно излагать мысли.
3. Воспитательные:
продолжать формировать основы правовой культуры;
продолжать содействовать воспитанию уважения к закону, патриотизма, гражданской позиции, уважение к правовым и социальным нормам.
Основные понятия и термины:
Конституция, политическое право, правовой статус человека, социальное право, проект, культурное право, гражданское право, экономическое право.
Форма урока:
Изучение новой темы с составлением проектной работы.
Оформление классной доски:
Эпиграф к уроку
"Право существует для пользы человечества" (латинское изречение)
Таблички:
Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.
Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.
Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.
Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.
Ход урока
I.
А. Повторить с учащимися этапы проведения проектной работы.
Б. Повторить виды прав: гражданские, экономические, культурные, социальные, политические.
II. Изучение нового материала.
1 этап: подготовительный
Учитель делит учащихся класса на пять групп.
Учитель объясняет проблему урока:
Изучить главу 2 Конституции РФ - составить и защитить проектную работу по теме: "Мои права".
Учитель мотивирует деятельность учащихся:
Знание прав человека - это необходимость реальной жизни каждого человека. Знание прав необходимо важно для каждого человека, чтобы уметь правильно адаптироваться и жить в современном обществе.
Каждая группа получает задание: изучение Конституции РФ, главы 2 "Права и свободы человека и гражданина".
1 группа: получает задание изучить политические права человека.
2 группа: получает задание изучить экономические права человека.
3 группа: получает задание изучить гражданские права человека.
4 группа: получает задание изучить социальные права человека.
5 группа: получает задание изучить культурные права человека.
Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу. Далее учащиеся должны презентовать свою группу прав.
III этап: Исследование.
Учащимися происходит изучение и отбор необходимой информации.
При изучении статей Конституции каждая группа заполняет свой раздел в следующей таблице:
Гражданские права
Политические права
Экономические права
Социальные права
Культурные права
Учащиеся работают в своих группах: читают, обсуждают, дискутируют, спорят и вносят записи в таблицу по своему направлению изучения проблемы. Учащиеся готовятся к выступлению для защиты своей группы прав, им необходимо сделать свои выводы.
На данном этапе учитель наблюдает степень самостоятельности учащихся и оказывает лишь необходимую помощь (консультацию) учащихся.
IV этап: представление результатов исследования, отчет.
Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.
Формы представления результатов могут быть разными.
На данном уроке учащимся представляется оформить и защитить проектную работу.
При демонстрации проектной работы (оформленная таблица, содержащая права человека) учащимся необходимо перечислить права и доказать, что данное право из данной группы прав.
Здесь от учащихся требуется кратко изложить свои мысли, логически выстроить сообщение, изготовить наглядность, выработать стройную манеру изложения сообщения.
В ходе выступления каждой группы возможны комментарии, исправления и доказательства предоставленной информации учащимися.
На данном этапе роль учителя заключается в обобщении результатов. Учитель резюмирует, дает оценку деятельности каждой группы учащихся, а затем работы группы в целом.
Этот этап требует от учителя особого внимания, так как здесь важным является научить учащихся преподнести добытые знания: рассказать, доказать, подвести итоги.
В ходе защиты проектной работы учащимися организуется временная творческая группа учащихся, которые оформляют итоговый проект всего класса.
Проект является кратковременным, исполненным в ходе одного урока, в рамках изучения одной темы.
Домашнее задание:
пр.11, стр.90-96.
изучить Конституцию (главу II - обязанности человека)
4. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме «Конституция – Основной закон государства»
Цели:
познакомить учащихся с Конституцией России;
объяснить основные обществоведческие понятия;
воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Конституция России;
портреты Путина В. В., Ельцина Б. Н.;
таблица “Права и обязанности граждан России”;
толковый словарь
Термины:
Конституция – устройство государства.
Федерация – договор, союз.
Демократия – народ и власть, народовластие.
Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом.
Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом.
Правительство – исполнительная власть.
Ход урока:
Учитель: - Сегодня мы продолжим наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.
Как называется наша Родина?
Как называют людей, живущих в России?
Почему к Москве у нас особое отношение?
Какие символы государства вы знаете?
Что представляет собой Государственный герб России?
Опишите российский флаг.
Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
Ответы учащихся.
Наша Родина называется – Россия.
Людей, живущих в России, называют россиянами.
Москва – это столица нашей Родины.
Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.
Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В. Михалков и А. В. Александров.
Учитель: - Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Так что же такое Конституция?
Ответы учащихся: Конституция – это основной закон государства.
Учитель: - Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с заглавной буквы.
(Учащимся показывается Конституция Российской Федерации).
А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?
Ответы учащихся: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года.
Учитель: - Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?
Ответы учащихся: - Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.
Учитель: - В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия”. А что значит слово “федерация”?
Ответы учащихся.
Учитель: - И вновь обратимся к словарю. “Федерация” в переводе с латинского означает “договор, союз”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
А как вы понимаете выражение “демократическое государство”? Что такое демократия?
Ответы учащихся.
Учитель: В толковом словаре написано, что “демократия” в переводе с греческого языка - “народ” и “власть” или “народовластие”. Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?
Ответы учащихся: Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.
Учитель:
Кто такой Президент? Какими полномочиями он наделен?
Кто является Президент в России в настоящее время?
Что такое Государственная Дума? Чем она отличается от Правительства?
Кто может ответить на мои вопросы?
Ответы учащихся.
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6 лет. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который сменил на этом посту Дмитрия Анатольевича Медведева. Первым Президентом РФ был Борис Николаевич Ельцин.
(Ученикам показываются портреты Путина В. В., Медведева Д.А., Ельцина Б. Н.)
Государственная Дума выбирается народом сроком на 5 лет, она выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот Правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.
Учитель: - Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.
Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о том, что
“Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет”.
В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно на 5 лет. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?
Ответы учащихся: Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.
Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
Ответы учащихся: - Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Учитель: Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как “права” и “обязанности”.
Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?
Ответы учащихся: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
Учитель: - Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу “Права и обязанности граждан России”. Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.
Права и свободы граждан
Обязанности граждан
право избирать и быть избранным,
равенство прав и свобод,
право на жизнь,
право на личную неприкосновенность,
право на защиту своей чести и доброго имени,
право на свободное передвижение,
право на жилище и его неприкосновенность,
право на труд,
право на отдых,
право на образование,
право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
право на получение юридической помощи,
право на получение социальной помощи,
свобода мысли и слова,
свобода совести, свобода вероисповеданий,
свобода информации,
свобода творчества.
обязанность защищать Родину,
обязанность соблюдать законы,
обязанность сохранять природу и окружающую среду,
обязанность платить налоги.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.
Ответы учащихся: - Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
Учитель: - Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?
Ответы учащихся: - Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами.
- Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Учитель: - Молодцы!
Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
5. Конспект урока обществознания в 9-м классе
по теме «Конституция Российской Федерации»
Тип урока: урок-диспут.
Цель: формирование у учащихся представлений о Конституции Российской Федерации и государственной символики России, развитие патриотических чувств и любви к своей родине.
Задачи:
Образовательная – ознакомить и расширить представление учащихся о Конституции и государственной символике России.
Воспитательная – содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции РФ, к законам и символике государства.
Развивающая – развивать у учащихся познавательный интерес к основному закону РФ и содействовать развитию общих представлений о государственной символике.
Оборудование:
Политическая или географическая карта современной России карта.
Изображение государственного герба и флага.
Звукозапись гимна России.
Термины:
Конституция – от лат. слова constitutio – устройство, постановление; это юридический документ, который должен обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить неотъемлемые права, сбалансировать интересы всех слоёв общества.
Герб – это главный символ государства, в нём в образной форме выражена государственность страны и её государствообразующие нации.
Флаг – с греч. Означало «сжигать, озарять, гореть», на древнерусском «стяг».
Гимн – с греч. – торжественная песнь.
Оформление доски:
Даты: 10 декабря 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека.12 декабря 1993 г. – принята Конституция РФ.
Тема: Конституция Российской конституцииПлан:Вопросы: Зачем нам нужна Конституция России? Какую роль играет государственная символика России?
ТерминыКонституция, Герб, Флаг, ГимнСхемы
План:
Конституция РФ:а) история принятия конституции в России.б) Конституция РФ (общая характеристика).в) всеобщая декларация прав человека
Государственная символика РФ:а) Герб. История принятия герба России.б) Флаг. История принятия флага.в) Гимн. История принятия гимна в России.
Ход урока
Объяснение нового материала.
I. Конституция РФ.
А) История развития и принятия конституции в России
Первые попытки предпринял Александр I (проект Сперанского М. М.).
Первые документальные конституции были созданы декабристами П. Пестелем и Н. Муравьевым.
Попытка провозглашения конституции путём реформаторской деятельности Александра II.
Предпосылки к созданию конституции – Манифест 17 октября 1905 г. Николаем II.
Вопрос: Почему мы говорим о манифесте как о документе предшествующем конституции?
В Советской России было 4 конституции:А) 1918 г.Б) 1924 г.В) 1936 г.Г) 1977 г.К сведению: Последняя – это одна из демократических конституций базирующихся на Хельсинском акте, подписанном СССР 1 августа 1975 г.
12 декабря 1993 г. – на всенародном референдуме была принята Конституция РФ.
Б) Конституция РФ (общая характеристика).
Общая характеристика: 9 глав; 137 статей – 9 положений.
Конституция основной закон России, так как он имеет высшую юридическую силу.
Гарантирует права и свободы человека (говорящиеся во Всеобщей декларации прав человека).
Основные ценности нашей конституции:А) нравственные ценности;Б) ценности демократии;В) ценности патриотизма;Г) ценности международного сотрудничества;Д) ценности социального мира;Е) человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Главные задачи:А) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;Б) упорядочить государственную власть (схема);В) утвердить правосудие.
6. Подведение итогов.
В) Всеобщая декларация прав человека
Принята 10 декабря 1948 г.
Конституция основана на этом документе.
Причина принятия этого документа.
Всеобщая декларация – идеал современного права.
Охарактеризовать: у каждого человека на земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира.
Группы, на которые делится декларация.
1 группа – ограждающие права: право на жизнь, на неприкосновенность жилища, личности и т.д.
2 группа – право на свободную активность самого человека: право на свободу творчества и т.д.
3 группа – права обязывающие государство и общество заботится о человеке, создать ему социальную защиту: право на охрану здоровья, на достаточный жизненный уровень и т.д.
Вопрос: Почему декларацию называют – идеалом права?
Итог: Всеобщая декларация прав человека – это общечеловеческий идеал (образец) права к которому должны стремиться все народы и все государства.
II. Государственная символика России
А) Герб
Герб России был принят при Иване III, в тот период, когда он женился на Зое (Софье) Палеолог.
В периоды правления следующих российских правителей он постепенно дополнился.
В советском государстве иной герб (описать герб).
Характеристика герба: сам орёл благородная птица, символизирующая силу, быстроту и многие другие характеристики; две головы – символизируют то, что страна состоит из двух частей; то, что стране необходимо оборонять Россию с Запада и Востока; короны над головами символизируют:
А) единое братство и историю 3-х славянских народов – русских, украинцев и белорусов;
Б) современное толкование – союз 3-х ветвей властив когтях орел держит скипетр и державу – символы царской власти; на груди мы видим щит с изображением Святого Георгия Победоносца – свидетельствующий о преемственности России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских.
Итог: Недаром в XXI веке двуглавый орел стал символом России.
Б) Флаг
Флаг в древней Руси – стяг.
Триколор (белый, синий, красный) был принят Петром I и находился на торговом флоте.
Государственный флаг – чёрный – цвет орла – державногожёлтый – фон гербабелый – цвет одежды Георгия Победоносца как символа жертвенности в борьбе с врагами Отечества.В России существовали споры о том, какому флагу быть:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Много казусов происходило с существованием – двух флаговПример: Александр II, попав во Францию, после крымской войны увидел сочетание цветов российского и французского флагов.
В советской России – красный флаг с серпом и молотом.
В XXI в. президент принял решение о триколоре – бело-сине-красном.
Итог.
В) Гимн
(прослушивание аудиозаписи с современным гимном – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Императорская Россия
1812-1815 гг. «Хор для кадрили» композитор: О.А. Козловский; Текст: Г.Р. Державин
1833-1917 гг. «Боже, царя храни» композитор: А.Ф. Львов; Текст: В.А. Жуковский
Советская Россия
1917-1943 гг. «Интернационал» композитор: П. Дегейтер; Текст: Э. Потье
1944-1990 гг. «Гимн СССР» композитор: А.В. Александров; Текст: С.В. Михалков
Современная Россия
1991-2001 гг. «Жизнь за царя» музыка из оперы М.Н. Глинки
с 1 января 2001 г. «Государственный гимн России» композитор: А.В. Александров; Текст: С.В. Михалков (измененные слова)
Итог.
Заключение
Ответы, на вопросы, отмеченные на доске.
Список литературы для учителя при подготовке к урокам по теме «Конституция РФ»
Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. Учебник 8-9 классы. М., 2005 г.
Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание». Издательство «Просвещение» 2005 год.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Проспект, 2006.
Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: учеб. пособие / В.В. Комарова. - М., 1998.
Конституция Российской Федерации: Официальный текст.
Конституция СССР 1924 г.; Конституция РСФСР 1925 г.; Конституция СССР 1936 г.; Конституция РСФСР 1937 г.; Конституция СССР 1977 г.; Конституция РСФСР 1978 г. // Образование и развитие Союза Советских Социалистических Республик (в документах) / сост. Н.Т. Савенков. М., 1973.
Комментарий к Конституции РФ. - М., БЕК, 2001
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник 9 класс. Русское слово 2007.
Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации / В.О. Лучин. - М., 2002.
Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание 8 – 9 классы». ТИД «Русское слово – РС» 2000 год.
Федосеева Н.Н. Демократия в информационном обществе / Н.Н. Федосеева // Журнал российского права. 2007. № 6.
Конституция РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.constitution.ru/
13PAGE 15
13PAGE 14515
vITAR-TASS 62: ST. PETERSBURG, RUSSIA. JUNE 10. Russian Deputy Prime Minister Sergei Naryshkin attends the signing of an agreement to build a plant by the PSA Peugeot Citroen car maker and Russis Economic Development and Trade Ministry at the 11th St. Petersburg International Economic Forum. (Photo ITAR-TASS / Yuri Belinsky)
62.РРоссиO.РСанкBЭПетербур3. 10РиюнO.РВиц5Эпремье@РР$РСерге9РНарышки=Рн0Рцеремони8РподписаниOРпротокол0Р>РнамеренияEРмеждCРкомпание9РПС [Пеж>ЭСитрое=»Р8РМинистерство<Рэкономическог>РразвитиOР8Рторговл8РР$Р2РрамкаEР%IРПетербургског>Рмеждународног>Рэкономическог>Рфорум0.РФот>РИТА ЭТАС!/РЮри9РБелински9
·о
·
·
·
·АЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 315