Классный час Конституции Российской Федерации 20 лет(9 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНЫЙ ЧАС
ПО ТЕМЕ
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОГО УРОКА,
ПОСВЯЩЕННОГО 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РФ).
Разработчик:
преподаватель русского языка
и литературы
МБОУ «Славгородская средняя
общеобразовательная школа»
Кучинская Г. В.
Цель: Способствовать формированию у учащихся убежденности в демократическом характере Основного закона РФ, продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом; воспитывать уважительное отношение к законам своей страны и символике государства.
Задачи:
Образовательная:
Способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации как Основного закона страны; осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны; пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей.
Развивающая:
Развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации; характеризовать смысл основных понятий. Воспитательная:
развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов.
Оборудование:
Символика Российской Федерации и Алтайского края
Мультимедийное оборудование,
Тематическая презентация;
Аудиоаппаратура.
Эпиграф занятия:
«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей».
(Карл Поппер)
Ход классного часа:
Перед началом звучит Гимн Российской Федерации
Краткое вступительное слово учителя
I. Организационный момент.
– Объяснить эпиграф классного часа.
II. Сообщение темы и целей классного часа.
III. Гимн, герб, флаг России – это символы государства.
(Поочередный рассказ учителя и учеников с демонстрацией тематических слайдов презентации).
IV.Викторина
Звучит Гимн России.
-Ребята, что сейчас прозвучало, и почему все мы встали?
- Правильно, прозвучал Гимн Российской Федерации.
-И я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о нашем государстве - России, о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ.
- Гимн России, герб России, флаг России – это символы Родины. За символами любого государства стоит многовековая история народа. Поэтому символы страны отражают и историю народа, и его устремления, особенности, национальный характер.
СООБЩЕНИЕ 5-ГО УЧАЩЕГОСЯ
Государственный гимн (торжественная песнь) так же, как и Государственный флаг, герб, являются официальными символами Российской Федерации.
Во времена Петра Великого и Елизаветы II в качестве гимна исполнялся полонез И.А. Козловского «Гром победы раздавайся». При Николае I гимном было произведение «Боже, царя храни». Его «отцами» были В.А. Жуковский (автор слов) и А.Ф. Львов (композитор). Этот гимн был написан на мелодию английского королевского гимна (автор музыки неизвестен). Впервые гимн был исполнен 11 декабря 1833 г. в Москве, в большом театре, затем – 25 декабря в Санкт-Петербурге. Гимн «Боже, царя храни» просуществовал почти век. Он был торжественным и самым кратким в мире.
Боже, царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный,
Боже, царя,
Царя храни.
Государственный гимн был священным национальным символом. Он обязательно исполнялся на военных парадах, при освящении знамён, на утренних и вечерних молитвах в армии и на флоте, во время принятия присяги, на всех официальных церемониях.
Исполнение гимна было олицетворением независимости, целостности и величия России. С пением гимна защитники Родины шли в свой последний бой (например, исполняя гимн, умирали в бою с японцами матросы крейсера «Варяг»).
В 1917 г. Государственный гимн был упразднён. Первоначально его роль выполняла «Русская Марсельеза», а затем – международный пролетарский гимн «Интернационал» (текст Э. Потье, А.Я. Конца, муз. П.Дегейтера).
В 1944 г. был утверждён новый гимн СССР «Союз нерушимый республик свободных» (текст С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова).
В 1993 г. Государственным гимном РФ утверждена мелодия, созданная на основе патриотической песни М.И. Глинки. Был объявлен конкурс гимнов. Однако в 2001 г. Государственным гимном России снова становится гимн на музыку А.В. Александрова с обновлённым текстом С.В. Михалкова.
В Положении о Государственном гимне РФ сказано, что он исполняется во время торжественных церемоний и других мероприятий: при поднятии Государственного флага, при вручении государственных наград, при встречах и проводах глав государств и правительств зарубежных стран и т.д. Допускается исполнение Государственного гимна на спортивных соревнованиях.
Дети слушают Государственный гимн России. Им раздают слова, и они разучивают гимн вместе с учителем. Текст гимна вывешивается на стенд.
Государственный гимн Российской Федерации
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой.
Предками дана мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
- Что вы знаете о флаге нашей страны?
СООБЩЕНИЕ 1-ГО УЧЕНИКА
Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяющий суверенитет государства.
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на государственных зданиях, на Доме правительства, на зданиях дипломатических правительств и консульских учреждений, на жилых домах в дни праздников и памятных событий. Самый большой флаг (3-4 метра) развевается над Кремлём. Государственный флаг находится в кабинете президента и на его транспортных средствах, на морских судах и судах внутреннего плавания. Флаг приспускается в знак траура и понимается во время торжественных мероприятий.
11 декабря 1993 г. было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации, в котором говорится, что Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
СООБЩЕНИЕ 2-ГО УЧЕНИКА
Появление в России трёхцветного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича. Впервые флаг был поднят на отечественном корабле «Орёл».
Почти десятилетие бело-сине-красное полотнище служило боевым знаменем России, как на суше, так и на море. Народная молва связывает трёхцветный флаг с именем Петра I. Флаг был утверждён царским указом в 1700 г. Для военных судов в Петровскую эпоху был утверждён Андреевский флаг. Бело-сине-красный флаг был и при Александре III, и при Николае II. Белый цвет олицетворяет свободу, синей – Богородицу (покровительницу России), красный – державность (смелость и великодушие).
После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утверждён Государственный флаг России красного цвета. Первое время на красном полотнище была надпись «РСФСР». Государственный флаг был принят в 1923 г. В сознании людей красный цвет флага воспринимался как символ свободы.
В период перестройки, в 1991 г., России был возвращён её исторический трёхцветный флаг. 22 августа с 1994 г. считается Днём Государственного флага Российской Федерации.
Государственному флагу, как святыне, отдают высшие государственные почести. Достоинство флага подлежит защите как внутри страны, так и за её пределами, осквернение флага рассматривается как оскорбление чести нации и государства.
ВИКТОРИНА
Назовите дату празднования Дня Государственного флага Российской Федерации. (22 августа)
Где размещается Государственный флаг Российской Федерации?
О каком флаге можно сказать, что он трижды заново рождён? (О бело-сине-красном. В 17 в. – это торговый флаг, с конца 19 в. до 1917 г. – государственный флаг, с 1991 г. – флаг России.)
Почему морской флаг называется Андреевским? (Святой Андрей Первозванный считается покровителем мореплавателей, так как сам когда-то был рыбаком. Апостол Андрей отверг все посулы язычников, принуждавших его отречься от Христа, его распяли на кресте, как и его Учителя. Бывший рыбак лишь попросил распять его на кресте другой формы, так как считал себя недостойным взойти на крест, освящённый самим Господом.)
СООБЩЕНИЕ 3-ГО УЧЕНИКА
Известно, что герб России – двуглавый орёл. Этот символ пришёл в Россию из Византии при Иване III.
В статье 70 Конституции Российской Федерации закреплены символы государственной власти: герб, флаг и гимн.
В Положении о государственном гербе записано, что герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. Изображение помещено на красном геральдическом щите. Орёл увенчан тремя историческими коронами Петра Великого. На груди орла на красном щите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь дракона.
Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, прокуратуры, центрального банка, официальных правительств за границей, на гербовых печатях, на знамёнах и флагах Вооружённых сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.
СООБЩЕНИЕ 4-ГО УЧЕНИКА
Герб России – двуглавый орёл является эмблемой нашей страны уже более полутысячи лет (утверждён в 1497 г.) Появившись на Руси, он представлял символ освобождения. На печатях двуглавый орёл оставался до 1918 г. С Кремлёвских башен он был снят в 1935 г.
В 1923 г. был утверждён герб СССР, представляющий собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» В верхней части герба была пятиконечная звезда.
В 1993 г. по указа Президента Российской Федерации двуглавый орёл был вновь возвращён на российский герб. Он стал символом исторической преемственности культур.
ВИКТОРИНА
1.Что представляет собой герб Российской Федерации?
2. Какое значение он имеет для государства и человека?
3. Где используется Государственный герб РФ?
Герб Алтайского края представляет собой щит французской геральдической формы, основание которого равно восьми девятым высоты, с выступающим в середине нижней части щита острием. Нижние углы щита ·закруглены. Щит разделен горизонтальной полосой на 2 равные части. В верхней части герба на лазоревом фоне, символизирующем величие, изображена дымящаяся доменная печь ХVIII! века, как отражение исторического прошлого Алтайского края. В нижней части герба на красном (червленом) фоне, символизирующем достоинство, храбрость и мужество, помещено изображение колыванской «Царицы ваз» (яшма с преобладанием зеленого цвета), которая хранится в Государственном Эрмитаже. Щит герба обрамлен венком золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сельское хозяйство, как ведущую отрасль экономики Алтайского края. Венок перевит лазоревой лентой.
Закон «О гербе Алтайского края» принят 25 мая 2000 г. сессией Краевого Совета народных депутатов. Законом определены места воспроизведения герба (в частности, на административных зданиях, первой странице газеты «Алтайская правда», транспортных средствах милиции общественной безопасности и др.), права использования изображения герба края в коммерческих целях, порядок регистрации, хранение и экспозиция его эталонов, а также ответственность за нарушения Закона «О гербе Алтайского края».
Флаг Алтайского края представляет собой полотнище красного цвета с полосой синего цвета у древка, и стилизованным изображением на этой полосе колоса желтого цвета - как символа сельского хозяйства. В центре флага воспроизведено изображение герба Алтайского края. Закон «О флаг Алтайского края» принят 29 июня 2000 г. сессией Краевого Совета народных депутатов.
Герб является символом городского статуса, власти и самоуправления.
Славгород - славный город. Символ славы - лавр - венок или ветвь. Лавровая ветвь, помещенная на рассеченном геральдическом щите, правое поле которого зеленое, левое - золотое. Лавровая ветвь расположена в обоих полях вертикально, имеет 4 пары листочков и 3 пары семян. Имеют цвет финифти и цвет металла.
Семена на зеленом поле цвета золота, а на золотом - красного цвета. В геральдике зеленый цвет обозначает надежду, радость, изобилие, красный - мужество, храбрость, неустрашимость, а золото - символ богатства.
Главное место в системе законодательства государства занимает конституция. Конституция (лат. сonstitutio) – установление, учреждение, устройство. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции. Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.
- Гражданин- это тот, кто обладает:
чувством собственного достоинства
внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину
уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти
способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности как права.
- Итак, мы граждане России. Государство и его граждане связаны между собой правами и обязанностями.
- Ведь гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности.
- Ощутить роль Гражданина в государстве поможет знание прав и обязанностей. Права дают нам возможность чувствовать себя защищёнными от произвола и насилия.
Право человека предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество (свою собственность), распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое.
Государство обязано создать условия, чтобы каждый гражданин мог пользоваться своими правами. - Одним словом, вы имеете свой правовой статус.
Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус
- Почему же рядом с правами всегда есть обязанности?
Вот некоторые из обязанностей:
- Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на не граждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.
- Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
- Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст. 38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.
- Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).
- Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).
- Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
- Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58).
- Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.
- Права и обязанности граждан России записаны в основном законе РФ – Конституция РФ.
- Конституцию называют основным законом потому, что все остальные законы должны следовать принципам, провозглашённым в ней. Конституция – это своеобразный договор между гражданами и государством.
Сообщение учащегося. История российской Конституции.
Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие. Однако ещё до этого в России велись конституционные искания. В Российской Империи не было документа с названием "конституция", но существовал Свод основных государственных законов, а в нем раздел "Основные государственные законы", который в усечённом виде выполнял некоторые функции конституции.
На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 2526 октября 1917 г. принимаются некоторые декреты, имеющие значения конституционных законов. Через пару месяцев, на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. принимается "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая, по сути, являлась "малой конституцией", так её и воспринимали современники. "Декларация" сумела сыграть в истории очень важную роль. Большевики предложили ратифицировать этот документ собранному 5 января 1918 г. Учредительному. Однако одобренная III Всероссийским съезде Советов "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" была, всё же, ещё не полновесной конституцией. Её подготовка активно началась несколько позже, а именно в апреле 1918 г. и закончилась летом того же года. По Конституции Россия провозглашалась федеративной республикой всех трудящихся города и деревни. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов. На время между съездами этими функциями обладал ВЦИК высший законодательный, распорядительный и контрольный орган республики. СНК должен был заниматься вопросами общего управления т.е. фактически являлся высшим органов исполнительной власти. На местах власть так же принадлежала Советам. Система Советов формировалась по принципу делегирования. Это означало, что население непосредственно выбирало только депутатов Советов самого низового звена. Все вышестоящие Советы, вплоть до съезда Советов, формировались из представителей нижестоящих Советов. В соответствии с духом эпохи решались и экономические вопросы. Конституция провозглашала задачу уничтожение эксплуатации, отмену частной собственности на землю, подтверждала декрет о рабочем контроле и переход банков в собственность государства, вводила всеобщую трудовую повинность. Конституция на демократических основах регулировала национальные, конфессиональные и социальные вопросы . Оценивая значение Конституции 1918 г. некоторые исследователи подчёркивают её переходный характер.
В годы гражданской войны выполнение очень многих конституционных норм было фактически невозможно. Но никто не подвергал сомнению сами основные положения Конституции. Даже оппозиция уже в те годы выдвигала в качестве одного из своих требований к большевистским властям соблюдать Конституцию.
После образования СССР появилась потребность в принятии новой конституции, учитывающей реалии восстановления государственного единства братских народов. Конституционное закрепление нового государства произошло 31 января 1924 на II Всесоюзном съезде Советов. По своему содержанию Конституция 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договоре об образовании. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношению прав союзного центра и республик, а так же системе высших органов власти и управления союзного государства. Конституция 1924 г. так же регулировала соотношения прав и обязанностей союзного центра и республик. В отличие от других конституций, в ней не содержится характеристики общественного устройства, прав и обязанностей граждан, конструкции местных органов власти, избирательной системы. Все эти вопросы были закреплены позже в новой Конституции РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие государства, превращение его в единое, мощное, централизованное государство, серьёзные сдвиги в экономике, социальной и политической сферах потребовало закрепить произошедшие перемены в Основном законе. Новая Конституция была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как свобода совести, слова, собраний, союзов и пр., добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. Теперь избирательная система строилась по принципу один один голос, т. е. на основе равного избирательного права. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти.
В последующие годы не раз предпринимались попытки создания новой конституции. Такая работа велась после Великой Отечественной войны, а так же в годы правления Хрущёва. В основе этих попыток лежало понимание необходимости расширения прав советских граждан при конкретизации их обязанностей. Однако всякий раз, из-за изменений в руководстве страной, эти попытки сворачивалась. Принята новая конституция была только в 1977 г., когда в годы правления Л.И. Брежнева происходит определённая стабилизация советской политической системы и политическая борьба в руководстве партии не приобретает таких размахов, как это случалось прежде. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло свыше 140 млн. человек, т.е. 80% взрослого населения страны. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции. В целом, Конституция 1977 г. сохраняло преемственность с более ранними конституциями, но в ней были существенно расширены права и обязанности граждан, формы государственного, повышалась роль законности в деятельности государства.
В 1991 г. СССР как единое государство прекратил своё существование. В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции РФ. Россия провозглашалась демократическим федеративным государством. Наибольший вес по новому основному закону получала исполнительная власть и в стране устанавливалась президентская республика. В Конституции провозглашались основные демократические права.
С 1994 года 12 декабря отмечается как День Конституции, является государственным праздником
Выводы
- Таким образом, подводим итог нашего мероприятия: Являемся ли мы гражданами России? (ответы).
- В России люди живут многих национальностей, которым свойственны свои обычаи и традиции, свой язык и культура. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордиться ею. Вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.
Соблюдение Конституции Российской Федерации обеспечивает возможность каждому человеку в стране жить свободно и уверенно в завтрашнем дне.
МБОУ «Славгородская средняя общеобразовательная школа»
Кучинская Галина Владимировна
учитель русского языка и литературы
13PAGE 15
13PAGE 14115
15