Методические рекомендация Игровые технологии на уроке истории по теме Конституция Российской Федерации
Игровые педагогические технологии.
Игра наряду с трудом и учением является одним из основных видов деятельности человека.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-ракреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, являясь развлечением, отдыхом, соревнованием она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовали с древности.
В современной педагогике, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже разделов учебного предмета;
- как элементы ( иногда весьма существенные) более обширных технологий;
- в качестве урока, занятия или его части.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуют учебно-познавательную направленность.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые являются средством побуждения деятельности учеников.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учениками в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры – соревнования, учебный материал используется в качестве ее средства.
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профессионально-ориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные игры, конкурсы. Игра- соревнование используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, формирования общих учебных умений, дает возможность ученикам понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Технология игры-соревнования состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Определяется тема, разрабатываются вопросы, оговариваются условия соревнования, критерии оценки участников. Составляются команды участников, выбирается жюри.
Этап проведения – само соревнование.
Этап анализа – награждение, обсуждение и оценка результатов конкурса.
Подборка игр для уроков
по теме «Конституция Росссийской Федерации»
Задачи:
учебная: повторить и обобщить знания ребят о правах и обязанностях граждан Российской Федерации; закрепить понятия о разделении властей в государстве, выявить их уровень владения хронологией, терминами;
воспитательная: воспитывать уважение к закону, государственным символам Российской Федерации;
развивающая: развивать мыслительную деятельность, навыки самостоятельной работы, стремление к успеху. Викторина на знание Конституции РФ.
Кто принял действующую Конституцию РФ (многонациональный народ)
По Конституции Российская Федерация является…(демократическим, федеративным, правовым, с республиканской формой правления государством)
Президентом РФ может быть избран ….(гражданин РФ, не моложе 35 лет, проживающий не менее 10 лет в РФ)
Кто в России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина? ( Президент Российской Федерации)
Кто временно исполняет обязанности Президента России, во всех случаях, когда он не в состоянии выполнять свои обязанности? (Председатель Правительства Российской ФедерацииКто в Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации ( Президент Российской Федерации)
Законодательным органом власти в РФ является (Федеральное собрание)
Россия светское государство – это значит что….(Церковь отделена от государства)
Кто может распустить Государственную Думу? ( Президент Российской ФедерацииКакие нормативные правовые акты издаёт Президент Российской Федерации? ( указы и распоряжения)
Государственная власть в РФ разделена на Три ветви власти, какие? –законодательную, исполнительную и судебную)
Что является представительным и законодательным органом Российской Федерации?( Федеральное Собрание, состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума)Кто должен заботиться о нетрудоспособных родителях ( трудоспособные дети, достигшие 18 лет)
Кто может присваивать власть в Российской Федерации?(Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Статья 3 Конституции РФ.
15. Кто осуществляет Государственную власть в Российской Федерации?
- Президент Российской Федерации;
- Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); - Правительство Российской Федерации;
- Суды Российской Федерации
Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства?(Президент Российской Федерации )
Назовите правильное расположение полос на Российском триколоре?
(Белая, синяя, краснаяЧто означают цвета нашего флага, по мнению российских геральдистов?
( Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.Синий – верность и честность
Красный – мужество, отвагу, героизм.
Что символизирует двуглавый орел на гербе Российской Федерации и что означают короны, над его головами?( двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной
Какие институты гражданского общества вы знаете?
- производственные организации, потребительские и профессиональные союзы;
- семья, образовательные и научные учреждения, церковь, творческие союзы, спортивные общества;
- политические партии и движения
Исторический диктант по датам.
1.Когда было положено начало конституционного строя в России?
17 октября 1905 г. манифестом.
2. Когда была принята Первая конституция РСФСР?
Первая конституция в нашей стране была принята 10 июля 1918 года на заседании V Всероссийского съезда Советов под названием «Конституция (Основной закон) РСФСР»
3. Сколько Конституций было принято в России?
* 31 января 1924 г., была утверждена по причине вхождения РСФСР в состав Союза ССР
* 5 декабря 1936 г.,
* 7 октября 1977 г.,
4. Когда по Конституции были приравнены права женщин и мужчин в России?
В Конституции РСФСР 1918 года (пункт 64 главы 13).
5. Когда и каким способом была принята Конституция Российской Федерации, которая действует до сих пор?
всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
6. С какого года День Конституции России причислен к памятным датам и является рабочим днем для всех граждан РФ?
С 2005года
«Гонка за лидером», вопрос- ответ:
Кто быстрее поднимет сигнальную карточку- получает право ответа
(по 1 баллу). Количество баллов равно количеству правильных ответов
1.Как называется Родина, в которой ты живешь? (Россия)
2. Как называется столица России? (Москва)
3. Кто является Президентом РФ (В.В. Путин)
4.Какие Государственные символы страны ты знаешь? ( герб, гимн, флаг)
5. Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми. (закон)
6. Основной закон страны.(Конституция)
7. Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)
8.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.(Гражданство)
9.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)
10.Когда принята ныне действующая Конституция РФ?(12 декабря 1993 года).
11.Вступление к Конституции.(преамбула)
12.Сколько глав в Конституции?( 9 глав)
13. Как называется 2 глава Конституции?(Права и свободы человека и гражданина)
14. Как называется парламент в нашей стране?(Федеральное собрание)
15.На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет)
16. Во сколько лет можно стать Президентом РФ?(35 лет)
17. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?(21 год).
18. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?(Президент).
19.В каком году в России была принята первая Конституция?(1918 год)
20.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять все свои права и обязанности? (с 18 лет).
Недописанный тезис.
Дописать тезис- это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи.
Наилучший вариант - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает:
«Я горжусь государственными символами РФ, потому что………..»
Дописать…….и выписать.
1. Вставьте пропущенные слова: «Российская Федерация - Россия есть ……… демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Вставьте пропущенные слова: «Российская Федерация -…… социальное……. государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих…….. достойную жизнь и ……. свободное развитие человека».
Вставьте пропущенные слова: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления………. не входят в систему органов государственной власти».
Вставьте пропущенные слова: «Российская Федерация -………. светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Вставьте пропущенные слова: «Конституция Российской Федерации имеет ……….высшую юридическую силу» Закончите предложение: «Президент Российской Федерации является главой государства. Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет».
Закончите предложение: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы».
Закончите предложение: «Государственная Дума избирается сроком на 5 лет».
Из статей 20 – 27 выпишите личные права человека.
(право на жизнь, на честь и достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, национальную принадлежность, выбор места жительства)
Из статей 43, 44, 57, 58, 59 выпишите конституционные обязанности граждан. (получать общее образование, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, платить законно установленные налоги и сборы сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации).