Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Колокола о мире нам поют
Конкурсное музыкальное занятие в старшей группе:
« КОЛОКОЛА О МИРЕ НАМ ПОЮТ»
Муз руководитель МДОУ
«Ясли сад № 294 г. Донецка»
Плечкова Татьяна Викторовна
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с колокольным звоном – одним из видов народного творчества.
2. Показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.
3. Развивать в детях духовное начало.
4. Способствовать развитию тембрового слуха, памяти, мышления, воображения.
5. Воспитывать у детей уважение к русским народным традициям.
6. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
ОБОРУДОВАНИЕ:
сундучок, картинки (цветок «колокольчик», колокол), разные по величине и тембру колокольчики, карточки для распевания, осенние листочки,
магнитная доска, мультимедийное оборудование, магнитофон.
Слайд № 1 Титульный
Слайд № 2 Тропинка в лесу
Под песню Усачева «Тропинка» дети вбегают в зал. Правая рука лежит на плече у впереди идущего ребенка, левая – на боку. Дети идут по кругу и останавливаются в две шеренги, лицом к зрителям, кружатся парами «лодочкой» и останавливаются.
Муз. рук.
Здравствуйте, ребята. Я рада, что тропинка привела вас ко мне в музыкальный зал. Посмотрите, сколько у нас гостей сегодня в музыкальном зале. С ними обязательно нужно поздороваться. Но так как у нас музыкальное занятие, значит, и здороваться мы с ними будем песенкой.
Муз приветствие «Здравствуйте, мальчики»
- Здравствуйте, мальчики.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, девочки.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте, гости.
- Здравствуйте.
Муз. рук.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему осеннему городу. Готовы? (ответы детей) Тогда в путь.
Ритмическое упражнение «Мы любим наш город»
Слайд № 3 Дети на прогулке
По Донецку мы гуляем ( идут на месте)Всё вокруг мы замечаем ( козырёк ко лбу)В центре парк тенистый ( руками показывают вперед)В парке дуб ветвистый ( руки над головой плавно качаются)Слайд № 4 Донецк - река
Есть и речка, площадь есть ( прав. рука в одну сторону, левая в другую)И дома большие здесь ( руки вверх, потягиваются на носочках) В нашем городе красивом (поднимают руки вверх и опускают через стороны вниз)Рынки есть и магазины, ( пересчитывают на пальцах)Школы, садики, аптеки, ( справа налево делают указку пальчиком)Есть музей, библиотеки.Мы в Донецке живем (пружинка вправо-влево)И танцуем и поем.
Муз. рук.
Да, ребята, наш город очень красивый. А расскажите, за что вы любите Донецк? (ответы детей) Все мы очень любим наш мужественный город. Сегодня мы приготовили сюрприз для наших гостей. Я написала песню, которая называется «Донецк – наш город родной», а дети выучили ее и сейчас мы подарим эту песню нашим гостям.
Песня «Донецк – наш город родной» Слова и музыка Т. Плечковой
Слайды № 5 – 12 Виды города Донецка
Муз. рук.
Присаживайтесь, ребята. Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, но я не могу его открыть. Ребята, вам интересно посмотреть, что в нем? (ответ)
Открыть его можно только отгадав загадки.
Что ж, сундучок, давай нам первую загадку-подсказку!
Первая загадка
В синей шапочке головка,
Вырос он хоть не велик,
На ветру кивает ловко,
Так прекрасен нежный лик.
Говорят, поет он звонко,
Но не слышен песни звук.
Он растет на ножке тонкой,
Украшая поле, луг.
Похож на музыкальный инструмент,
Но звука музыкального в нём нет. (Колокольчик)
(Дети отвечают)
Вторая загадка:
Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.
Из земли взяли,
Но огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули - стали бить,
Чтобы мог говорить. (Колокол).
(Дети отвечают)
Муз. рук.
Ребята, вы правильно отгадали загадки и наш сундучок должен открыться.
Сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок,
Ну-ка крышку подними,
Что лежит, нам покажи.
Посмотрим, что же в нем,
(Достает из сундучка картинки с изображением цветка колокольчика и колокола).
Муз. рук.
Ребята, вы правильно отгадали загадки. Вот цветок, который называется «колокольчик», а это музыкальный колокольчик, младший братец большого колокола. А почему же они оказались тут вместе?
Слайд № 13 Колокол и колокольчик
Помните, я вам рассказывала легенду о колокольчике. Что же их объединяет?
(Дети помогают отвечать)
- Похожее название: колокол, колокольчик
- Они похожи внешне – головки одинаковой формы.
А в чем разница? Давайте вместе подумаем.
- Один колокольчик молчит, а другой – звучит.
Кто создал обоих братцев?
- Цветочек вырос из земли, его создала природа, а колокол сделал человек из природных материалов.
А какой век у каждого из них?
- Колокольчик живет только лето, потом вянет, засыхает, чтобы следующей весной снова расцвести. А колокол может служить долго, даже столетия, пока сам не заржавеет, и люди не отправят его на переплавку.
В любом случае, получается, что оба братца могут заново родиться!
А в чем их предназначение?
- Цветок колокольчик радует нас своей красотой, пчелы собирают с него нектар.
А вот семейство колоколов очень большое! У нашего колокольчика много родных братьев. У каждого из них свое предназначение.
Давайте посмотрим на экран. Он поможет нам понять, какие бывают колокола и колокольчики и где они звучат сегодня.
Сначала поговорим о колокольчиках
Слайд № 14 в школе
Слайд № 15 на кораблях
Слайд № 16 для животных, чтобы звон отпугивал хищного зверя. А еще заблудившееся животное легче найти по звуку колокольчика.
Слайд № 17 для лошадей, весело прокатиться зимой в санях, запряженных в резвую тройку лошадей с колокольчиками
Слайд № 18 на дверях вместо звонка
Слайд № 19 сувенирные
Слайд № 20 музыкальные
Муз. рук.
Посмотрите, какие колокольчики есть у меня (показывает большой школьный, сувенирный, глиняный, валдайские и маленькие)
Как вы думаете, у них одинаковый звук или разный?
(Ответ детей.)
У каждого колокола или колокольчика свой звук, Послушайте.
(Дети слушают звучание разных колокольчиков)
А давайте с вами поиграем. Мальчики будут колокольчиками с низким звучанием, они синие, а девочки – с высоким, они желтые. Большие колокольчики это длинные звуки, а маленькие – короткие.
(На магнитной доске находится запись распевки из нарисованных колокольчиков).
Послушайте свои звуки. Девочки будут петь «динь, динь», пропойте. (поют)
Мальчики – «дон, дон», пропойте свой звук. (поют)
Распевка «Дин – дон»
Муз. рук.
Молодцы, ребята. Ваши голоса звучали как колокольчики.
А сейчас послушайте вступление у песне и постарайтесь отгадать как она называется.(ответ детей) Да, эта песня называется «Веселые колокольчики»
Сейчас мы будем петь эту песенку и играть на колокольчиках.
Слайд № 21 Колокольчик улыбается
Песня «Веселый колокольчик», сл. В.Татаринова, муз. В.Кикты
(во время проигрыша дети играют на колокольчиках)
Муз. рук.
Ребята, песня получилась очень веселой и красивой, вы молодцы. Но давайте продолжим нашу беседу о колоколах и колокольчиках.
Скажите, а чем отличаются колокола от колокольчиков.(ответ детей)
Слайд № 22 Колокола
Да, колокольчики маленькие, а колокола большие.
Колокола появились очень-очень давно. Тогда еще не было ни телевидения, ни радио, ни телефонов. Поэтому колокольный звон созывал всех людей для того, чтобы оповестить их о каких-либо событиях: о хороших или плохих, о радостных или печальных.
Ребята, а где находятся колокола? (в храме )
Слайд № 23 Колокольни
Да, в храме на колокольне. Колокольня по-другому называется звонница, потому, что оттуда лился колокольный звон. Звонницы очень высокие и поэтому, кажется, что колокольный звон льется с неба.
Слайд № 24 Храм в Донецке
Посмотрите, это Свято-Покровский храм, который находится у нас в Донецке. Слышали ли вы как звонят его колокола.
Человека, который звонит в колокол, называют звонарь.
Слайд № 25, Слайд № 26 Звонари
Для любого человека звон колокола означал многое. Люди могли по характеру звука понять, о чем он говорит.
- Торжественный звон означал, что войска уходят на битву.
- Звон радостный – значит вернулись с победой.
- Звон праздничный напоминал о наступившем празднике.
- Звон веселый – о свадьбе.
- А вот тяжелый, скорбный звон говорил о том, что пришла беда, он оповещал о пожарах и нападении врагов.
Разные виды колокольной музыки имеют свои имена: красный звон, праздничный трезвон, будничный звон:
благовест (т.е. благая, радостная весть, звон в один колокол) призывал в церковь на богослужение;
трезвон (звон во все колокола) оповещал о большом празднике;
малиновый звон - очень красивый, радостный звон;
перезвон – самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол.
Сейчас вы послушаете разный колокольный звон и попробуете определить его характер.
Дети слушают аудиозапись колокольных звонов
Муз. рук.
Колокольный звон – это старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя свое искусство, мастерство. Ведь колокола звучат по-разному. Как вы думаете, а почему колокола звонят по-разному?
(Ответы детей: из-за разного размера, материала из которого они сделаны, тембра).
Правильно, но еще колокола звучат по-разному: от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона.
Чтобы играть на колоколах нужно учиться, ведь это очень сложно. Сейчас мы посмотрим как это делает звонарь.
№ 27 ВИДЕО
(Дети смотрят видеозапись колокольного звона).
Муз. рук.
Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только в России звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам людей. Звучание колоколов наполняло людей силой и уверенностью, гордостью за свою Родину, за свой народ. Колокол для русского человека, всегда был голосом Родины, символом величия государства.
Муз. рук.
А теперь, ребята, я хочу рассказать вам сказку, которая называется «Война колоколов»
Слайд № 28 Генерал
Шла однажды война, большая и ужасная война между двумя странами. Очень много солдат тогда полегло на поле боя. Стрельба шла день и ночь, но война все никак не кончалась, и стало не хватать бронзы для пушек, кончилось железо для пулеметов.
Тогда командующий Сверхгенерал приказал снять колокола со всех колоколен и отлить из них одну огромную пушку – только одну, но такую большую, чтобы можно было выиграть войну с одного выстрела.
Чтобы поднять эту пушку, нужно было сто тысяч подъемных кранов, а чтобы отвезти ее на фронт – девяносто семь поездов. Сверхгенерал потирал от удовольствия руки и говорил:
– Стоит только выстрелить из этой пушки, как враги пустятся наутек и докатятся до самой Луны!
Слайд № 29 Пушка
И вот настал торжественный момент. Сверхпушку нацелили на врагов. Все заткнули уши ватой, а Сверхгенерал скомандовал: – Огонь!
Артиллерист нажал на пусковой рычаг. И вдруг по всему фронту, с одного края в другой, прокатился оглушительный колокольный звон:
– Дин! Дон! Дин! Дон!
Солдаты вынули вату из ушей, чтобы лучше слышать,
– Дин! Дон! Дин! Дон! – гудела сверхпушка.
И сто тысяч эхо повторяли по всем городам и селам:
– Дин! Дон! Дин! Дон!
– Огонь! – снова закричал Сверхгенерал. – Огонь!
Артиллерист снова нажал на пусковой рычаг, и снова величавый колокольный перезвон поплыл над траншеями. Казалось, будто зазвонили сразу все колокола в стране. Сверхгенерал рвал на себе волосы от злости и отчаяния.
Затем наступила тишина. И вдруг с другой стороны фронта, словно по команде, тоже раздался громкий и радостный перезвон:
– Дин! Дон! Дин! Дон!
Потому что, командующему другой страны генералу Фон-Бабаху тоже пришло в голову отлить одну большую пушку из всех колоколов, что были в его стране.
– Дин! Дон! – гудела сверхпушка.
– До-он! – отвечало ей вражеское орудие.
Тут солдаты обеих армий выскочили из траншей и побежали друг другу навстречу. Они бросились обниматься, стали смеяться и танцевать от радости.
– Колокола! Колокола звонят! Праздник! Войне конец! Ура! Да здравствует мир!
Слайд № 30 Колокола
Сверхгенерал и генерал Фон-Бабах забрались в свои автомобили и пустились наутек! Они умчались так далеко, что у них даже кончился весь бензин, но колокольный звон еще долго преследовал их. – Дин! Дон! Дин! Дон! Войне конец! Да здравствует мир!
Слайд № 31 Нам нужен мир
Так пусть же колокола сообщают нам только о хороших, радостных событиях. Пусть поскорее сообщат нам о мире на Донбассе, ведь всем людям нужен мир.
Песня о мире Муз А. Филиппенко
Муз. рук.
А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик зазвони». Послушайте слова:
Мы идем, идем, идем,
Звоном всех ребят зовем,
Весь Донецк слышит звон
Колокольный перезвон.
(Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг, после игры дети садятся на стулья).
Муз. рук.
Вот и закончилась наше увлекательное занятие.
Скажите, ребята, что особенно вам сегодня запомнилось?
Что нового вы узнали сегодня?
Что вы можете рассказать своим родителям?
Как называют человека, умело звонящего в колокола?
Ребята, я желаю вам, чтобы вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!
Позвоните на прощанье в колокольчики и пусть они принесут всем радость и счастье.
Дети звонят в колокольчики, потом выходят из зала.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15