Разработка практического занятия пот генетике Биохимические основы наследственности
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Керченский медицинский колледж имени Г.К.Петровой»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №2
по теме: «Биохимические основы наследственности»
по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики»
для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»,
34.02.01 «Сестринское дело»,
31.02.02 «Акушерское дело»
Керчь, 2015
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям:
- 31.02.02 Акушерское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 969 от 11.08.2014 г., зарегистрированным в Минюсте России от 26.08.2014 № 33880
- 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 514 от 12.05.2014 г., зарегистрированным в Минюсте России от 11.06.2014г. № 32673
- 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., зарегистрированным в Минюсте России от 18.06.2014г. № 32766
Организация-разработчик: ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»
Разработчик:
Путинцева Г.И – преподаватель-методист высшей категории, преподаватель дисциплины
ОП.05 «Генетика человека с основами медицинской генетики» ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»
Методическая разработка практического занятия рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии естественнонаучного цикла ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой», протокол №____от_____
Председатель предметной (цикловой) комиссии _________ Зиятдинова Ф.А
Пояснительная записка
Данная методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине (ПМ) «Генетика человека с основами медицинской генетики» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02 «Акушерское дело».
Основные цели:
1. Проводить опрос и вести учет пациентов с наследственной патологией
Оценка результата тезисов бесед по вопросам профилактики наследственных болезней.
Оценка результатов учебно-исследовательской работы.
Оценка результатов решения задач, моделирующих кодирование и декодирование белков, процессов транскрипции, репликации.
2. Проводить беседы по профилактике аномалий и уродств у плода.
Оценка результата составления памяток.
3. Проводить предварительную диагностику наследственных болезней.
Оценка результатов решения задач моделирующих кодирование и декодирование белков, процессов транскрипции и трансляции.
Оценка результатов заполнения таблиц «Этапы синтеза белков».
Оценка результата составленных схем обследования и опроса больных.
Оценка результатов учебно-исследовательской работы.
Фельдшер должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Фельдшер должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
Медицинская сестра /Медицинский брат должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
Медицинская сестра /Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Акушерка/Акушер (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Акушерка/Акушер (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 3.1. Проводить профилактические осмотры и диспансеризацию женщин в различные периоды жизни.
ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача.
ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.
ПК 4.1. Участвовать в проведении лечебно-диагностических мероприятий беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией и новорожденному.
Методическая разработка структурирована и содержит:
методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, уровень освоения, формируемые компетенции, список литературы, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия, в которой указаны виды деятельности преподавателя и студентов на каждом его этапе;
информационный блок включает перечень изучаемых вопросов и отрабатываемых манипуляций с фиксированием уровня усвоения; иллюстративный материал, сопровождающий практическое занятие;
блок контроля знаний включает: перечень вопросов для активизации познавательной деятельности студентов; контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами ответов, задач, индивидуальных карточек и т.д.; эталоны ответов к тестовым заданиям, задачам; критерии оценки тестовых заданий, задач; вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний;
приложения: раздаточный материал для студентов и т.п.
На занятии используются следующие методы обучения:
1.Словесные:
- рассказ;
- объяснение;
- эвристическая беседа;
- индивидуальный и фронтальный опрос.
2. Наглядные:
- демонстрация видеофильма «Модель ДНК»;
- демонстрация слайдов;
- таблицы:
«Биосинтез белка»,
«Генетический код»,
«Дезоксирибонуклеиновая кислота».
«Репликация ДНК, синтез и-РНК»
«Биосинтез белка»
«Белки»
«Кариотип человека»,
- фотографии и видеослайды «Аномалии и уродства человека»;
- видеофильм «Биосинтез белка».
3. Практические:
1. Решение задач, позволяющих моделировать:
а) принципы кодирования и декодирования: наследственной информации,
б) процессы репликации.
в)
глядные:
материал для студентовтодыавательной деятельности студентов, .п.; процессы трансляции
2. Проведение анализа нормальных молекул ДНК и РНК. Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика молекул ДНК и РНК».
3. Работа с кодовыми таблицами по составу аминокислот в молекулах белков.
4. Проведение анализа причин аномалий и уродств у плода.
5. Составление плана-тезиса «Профилактика аномалий и уродств у плода».
Вопросы для самоподготовки студентов к практическому занятию № 2:
Химический состав клетки.
Проведение анализа молекул нормальных ДНК и РНК
Строение молекул ДНК и РНК.
Генетический код и его свойства.
Биосинтез белка.
Решение задач, моделирующих принципы кодирования и декодирования наследственной информации, процессы репликации и транскрипции, трансляции.
Работа с кодовыми таблицами по составу аминокислот в молекулах белка.
Содержание
1. Методический блок
2. Информационный блок...
3. Блок контроля знаний.
4. Приложения.
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта практического занятия № 2
Название учебной дисциплины: «Генетика человека с основами медицинской генетики»
Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело».
Курс: 1
Тема занятия: «Биохимические основы наследственности»
Количество часов: 2 ч
Вид занятия: практическое
Тип занятия: занятие на применение полученных знаний и умений
Цели занятия:
- усвоить особенности строения нуклеиновых кислот, их роль в сохранении, передаче и реализации наследственной информации;
- изучить биохимические (молекулярные) основы наследственности;
- усвоить процессы, происходящие на каждом этапе биосинтеза белка;
- сформировать навыки и умения по решению генетических задач по теме;
- ознакомление с правилами решения задач по молекулярной генетике;
- сформировать понимание причин и механизмов возникновения аномалий и уродств у плода.
1. Учебные цели:
Студент должен иметь практический опыт:
работы с учебником
со справочниками
с таблицами, видеофильмом.
Студент должен знать:
кодирование генетической информации, процесс передачи ее от организма к организму;
этапы синтеза белка как процесс реализации наследственной информации;
генетический код, его значение в синтезе белка;
влияние алкоголя, никотина, наркотиков на процессы реализации наследственной информации.
Студент должен уметь:
Определять последовательность нуклеотидов в ДНК по структуре молекулы РНК и наоборот;
Определять структуру белка по последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК и наоборот;
Определять структуру гена, его молекулярную массу, длину по массе белка, закодированном в єтом гене и наоборот;
Определять массу белка и массу гена.
2. Развивающие цели:
Развивать у студентов познавательный интерес к предмету, отрабатывать практические навыки, культуру речи, способность к самоанализу. Развивать логическое мышление (анализ, сравнение, обобщение, формулирование выводов) и коммуникативные компетенции у обучающихся.
3. Воспитательные цели:
формирование и воспитание здорового образа жизни;
отказ от вредных привычек;
экологическое воспитание;
формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле;
показать причинно-следственные связи в развитии аномалий и уродств у плода и наследственных болезней у человека;
воспитывать чувство толерантности и взаимоуважения при работе в паре, в группе;
воспитание чувства долга и ответственности за свой труд и общий результат.
Формируемые компетенции:
Фельдшер должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Фельдшер должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
Формируемые компетенции:
«Лечебное дело»: ОК 2, 3, 6, 7, 13
«Сестринское дело»: ОК 2, 3
«Акушерское дело»: ОК 2, 3
Уровень освоения знаний: 2
Мотивация занятия: деловая направленность и целеустремленность в достижении цели
Место проведения: кабинет медицинской генетики
Материально-техническое обеспечение:
- Мультимедийная система
- учебный видеофильм «Модель ДНК», «Биосинтез белка»;
- демонстрация слайдов «Аномалии и уродства».
Учебно-методическое оснащение:
- методический комплекс;
- набор задач по теме занятия;
- набор тестов по теме
-таблицы:
«Биосинтез белка»,
«Генетический код»,
«Дезоксирибонуклеиновая кислота».
«Репликация ДНК, синтез и-РНК»
«Биосинтез белка»
«Белки»
«Кариотип человека»,
- фотографии «Аномалии и уродства человека»;
Межпредметные связи:
Входящие
Выходящие
Анатомия
биология
Структура клетки, кариотип, структура органоидов, ДНК, РНК, митоз, мейоз.
Педиатрия, нервные и психические болезни, хирургия, кожные болезни, терапия.
Внутрипредметные связи: «Наследственность и среда», «Генные болезни человека», «Методы генетики», «Профилактика наследственной патологии».
Список использованной литературы в подготовке к занятию
1. Медицинская генетика (Текст): ученик/под. ред.. Н.П. Бочков. – М.: Мастерство, 2006. – 192 с.
2. Путинцева Г.Й. Медична генетика. – К.: Медицина, 2008. Підручник для ВНЗ I-III рівня
3. Путинцева Г.Й., Решетняк Т.А. Медична генетика. К.: Здоров’я, 2002.
Интернет-ресурсы:
1. www.bionet.nsc ru/publ:c/ - официальный сайт института цитологии и генетики СО РАН;
2. http://meduniver.com/ - МедУнивер.com – медицинский информационный портал;
3. http://www.medlit.ru/ - сайт медицинской литературы;
4. http://fcior.edu.ru/ - федеральный центр информационных образовательных ресурсов;
5. www.vigg. Ru – сайт института общей генетики;
6. www.genetica. Ru – сайт учреждения Российской академии медицинских наук НИИ медицинской генетики;
7. www.genoforum. Ru – форум о генетике и молекулярной биологии.
Рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы:
Решить задачи: № _________________________, стр _____.
Работа с учебником «Медицинская генетика», Путинцева Г.И., 2010, Медицина».
Зарисовать схематическое строение гена.
Подготовить сообщение по теме «Генная инженерия», «Аномалии и уродства у плода и их профилактика», «Роль фельдшера в профилактике тератогенеза».
Ход занятия
№
п/п
Основные этапы занятия и их содержание
Время этапа (мин.)
Дидактическая цель этапа
Методы, приемы, формы обучения
Учебно-методическое обеспечение
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
1
2
3
4
5
6
7
8
1.
Организационный этап
1.1.
Проверка присутствующих, внешнего вида студентов и т.п.
1.2.
Сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия
Мотивация:
а) Жизнь человека начинается с того момента, когда в материнском организме сливаются воедино две половые клетки: женская - яйцеклетка и мужская – сперматозоид. И тогда в ядре новосозданной клетки – зиготы – встречаются 23 хромосомы отца и 23 хромосомы матери. В них записана информация про все признаки нового человека, которые отныне будут управлять индивидуальным развитием его организма.
Развитие организма представляет собой сложное, хорошо скоординированное соединение таких процессов, как деление клеток, их миграция, взаимодействие, генная регуляция и дифференциация. Какое-либо влияние, которое нарушает эти процессы, может вызвать врожденные пороки развития зародыша. Фактически почти половина всех зародышей не доживает до рождения. У большинства из них аномалии выявляются на очень ранних стадиях. Женщина даже не знает, что она беременна, потому что такие зародыши не могут имплантироваться, укрепиться в стенке матки настолько, чтобы беременность стала успешной, и они спонтанно абортируются.
Почти 90% плодовё абортированных до месячного возраста, были аномальными. Более 50% зародышей заканчивают свое существование на поздних стадиях развития.
Современное учение об этиологии и патогенезе пороков развития явилось на почве успехов эмбриологии, генетики, экспериментальной тератологии. На каждую тысячу детей 10 рождается с пороками развития. Это дефекты губы и твердого неба (заячья губа, волчья пасть), отсутствие конечностей, спинномозговые грыжи, гидроцефалия, аненцефалия, циклопия, глухота, отсутствие ушей, кистей, стоп, пороки сердца, пищеварительного канала, легких и др.
Среди перинатальных смертей (умерли в утробе матери во время беременности, родов и новорожденные до 7-го дня жизни) у 18% случаев регистрируют пороки развития. По данным ВООЗ, частота врожденных пороков развития в отдельных странах составляет более 16%. По разным данным, врожденные пороки развития составляют 20% причин детской смертности.
Рождение детей с аномалиями развития – тяжелое горе для семьи, и у родителей возникает много сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка с аномалиями развития и осознавши всю тяжесть заболевания, родители переживают болезненное состояние шока, отчаяние, чувствуют себя виноватыми перед ребенком. В семье появляется атмосфера напряженности, больной ребенок обостряет все внутренние конфликты. Необходимость длительного наблюдения за ребенком приводит к профессиональной дисквалификации матери. Кроме того, рожденный ребенок с аномалиями – это проблема страны, поскольку нужны дополнительные средства на ее содержание (пенсии детям-инвалидам, пенсии родителям по уходу за ребенком-инвалидом, содержание детских домов, интернатов и проч.).
б) в настоящее время известно около 5000 моногенных наследственных заболеваний. Встречаются эти болезни с частотой 1:500 – 1:100.000 и реже. Причина их – изменение структуры гена (мутация, приводящая к синтезу измененного белка, что ведет к изменению признака, структуры и функций клетки, органа, что в свою очередь приведет к появлению наследственной болезни, наследственных аномалий и уродств.
Нарушения процессов реализации наследственной информации приведут к врожденным заболеваниям плода. Эти нарушения могут происходить на любом этапе биосинтеза белка под влиянием тератогенов.
Знание темы широко используется в практической медицине. Молекулярные механизмы реализаций генетической информации: составляют основу биохимических методов диагностики наследственных болезней обмена веществ (энзимопатий). Биохимические методы используются для селективного скрининга новорожденных детей. Выявление изменений в структуре ДНК составляет основу молекулярно-генетических методов лабораторной диагностики наследственных заболеваний.
Знание темы также нужны для понимания новых методов лечения и профилактики наследственных болезней, создания новых вакцин и лекарств методом генной инженерии и биотехнологии.
5 мин
Изложение целей
Мультимедийная система
Рассказ
Демонстрация фильма
Запись плана в дневнике
2.
Контроль исходного уровня знаний.
1. Расскажите какова роль нуклеиновых кислот.
2. Какие виды нуклеиновых кислот вам известны.
3. Какова структура молекулы ДНК.
4. Какова функция и роль ДНК.
5.Какие виды РНК вам известны, какова их роль в реализации наследственной информации.
6. Наследственная информация – это информация о чем?
7. Где и каким образом она закодирована?
8. Назовите свойства кода.
9. Как реализуется наследственная информация? Назовите этапы синтеза белка.
10. Что оказывает влияние на реализацию наследственной информации?
11. Что такое тератогены?
12. Приведите примеры тератогенов.
10 мин
Фронтальный опрос
Таблицы
«Редупликация ДНК, синтез и-РНК», «Биосинтез белка»
Постановка вопросов
Ответы
2.1.
демонстрация
выводы
2.2.
3.
Обучающий этап
15 мин
объяснение
3.1.
Обучение методике решения задач
Совместное решение задач
Комплекс задач
Совместное решение задач
Решение задач
3.2.
Решение задач
3.3.
4.
Самостоятельная работа студентов
45 мин
4.1
Решение задач
Решение задач
Комплексы задач
Контроль
Решение задач
4.2.
5.
Контроль конечного уровня усвоения знаний.
10 мин
Индивидуальная помощь
5.1.
Тесты. Решение задач
Работа с тестами
Набор тестов
Контроль
Решение тестов
6.
Заключительный этап
5 мин
Выставление оценок
Внесение исправлений
6.1.
Подведение итогов
2 мин
6.2.
Анализ и оценивание деятельности обучающихся на занятии
комментарии преподавателя, выставление оценок
Формулирование выводов, оформление дневников занятия
6.3.
Домашнее задание
3мин
запись на доске
ФИО и подпись преподавателя_______________ Путинцева Г.И.
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1. Изучаемые вопросы:
·
Уровень освоения
а) структура молекул ДНК и РНК
2
б) Доказательства наследственной роли ДНК
2
в) биосинтез белка. Этапы реализации наследственной информации
2
г) код наследственности
2
д) нарушения, происходящие в процессе биосинтеза белка, их последствия и профилактика.
2
2. Отрабатываемые манипуляции:
Уровень освоения
а) решение задач
3
б) решение тестов
3
3. Распечатка иллюстративного материала для мультимедийного сопровождения и/или перечень таблиц.
- таблицы:
«Биосинтез белка»,
«Генетический код»,
«Дезоксирибонуклеиновая кислота».
«Репликация ДНК, синтез и-РНК»
«Биосинтез белка»
«Белки»
«Кариотип человека»
Видеофильм «Биосинтез белка»
Видеослайды «Аномалии и уродства».
III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов:
Что такое наследственная информация?
Назовите свойства кода наследственности.
«Почему на осине не растут апельсины, а у зайца рождаются зайцы, а у человека – человек»?
Что определяет свойства белка?
Назовите этапы биосинтеза белка.
Контролирующие материалы в форме тестовых заданий с эталонами ответов, задач, индивидуальных карточек и т.д.:
Тесты, задачи, идиограммы.
Тесты
1. Г. Менделя считают основателем генетики потому, что он:
а) ввел понятие гена в науку;
б) открыл дискретные наследственные факторы;
в) установил, что ген является составной частью хромосомы.
2. Значения ДНК в передаваемости наследственной информации установили:
а) Г. Мендель;
б) М. П. Дубинин, О. С. Серебровский, И.И. Агола;
в) О. Ейвери, К. Мак-Леод, К. Мак-Карти.
3. ДНК впервые выделил из ядер лейкоцитов:
а) Дж. Уотсон, Ф. Крик;
б) Ф. Мишер;
в) А.М. Белозерский.
4. Мономер нуклеиновых кислот называется:
а) азотистой основой;
б) пентозой;
в) нуклеотидом.
5. Нуклеотид ДНК состоит из остатков таких молекул:
а) азотистой основы;
б) все ответы правильны;
в) пентозы;
г) фосфорной кислоты.
6. К пуриновым азотистым основам, которые входят в состав ДНК и РНК, принадлежат:
а) аденин;
б) цитозин;
в) тимин.
7. К пиримидиновым азотистым основам, которые входят в состав ДНК, принадлежат:
а) гуанин;
б) урацил;
в) тимин.
8. К пиримидиновым азотистым основам, которые входят только в состав РНК, принадлежат:
а) цитозин;
б) урацил;
в) тимин.
9. Какие связи обеспечивают первичную структуру ДНК (соединение нуклеотидов в полинуклеотидную цепь):
а) пептидные;
б) водороду;
в) фосфодиефирные?
10. Что обеспечивает переход одной формы ДНК в другую (В, А, С, Z):
а) изменение концентрации солей в клетке;
б) изменение температуры окружающей среды;
в) изменение атмосферного давления?
Упражнения
1. Заполните схему строения нуклеотида ДНК :
2. Заполните схему строения нуклеотида РНК :
3. Заполните таблицу, которая характеризует ДНК за такими параметрами (используйте учебник):
1.
Средняя молекулярная масса одного нуклеотида ДНК (а. о.) представляет
2.
Расстояние между соседними парами азотистых основ равняется
3.
Один полный оборот спирали ДНК равняется
4.
Диаметр молекулы ДНК
4. В чем выражается правило комплементарности молекул ДНК?
5. Сколько нуклеотидов содержит нуклеоид прокариотичной клетки, если его средняя молекулярная масса представляет 109 а. о.?
Эталоны ответов к тестовым заданиям, задачам:
Ответы на тесты
б 6. а
в 7. в
б 8. б
в 9. в
б 10. а
Ответы на упражнения
1.
2.
1.
345 а. о.
2.
0,0,34 нм
3.
3,4 нм
4.
2 нм
3.
4. А - Т; Ц - Г.
5. Приблизительно 29 млн нуклеотидов.
Задачи
Задача 1.
В бактериальной клетке длительность одного цикла элонгации (удлинение) полипептидной цепи при оптимальных условиях происходит примерно за 1/20 с.
Сколько времени нужно для того, чтобы синтезировать полипептид, который кодируется геном, который имеет 1200 пар нуклеотидов?
Ход решения :
1. Сколько триплетов содержится в гене?
1200 : 3 = 400.
2. Сколько аминокислот закодировано?
400 - 2 = 398.
3. Сколько времен нужно, чтобы синтезировать закодированный геномом полипептид?
20 АК - 1с 398 АК х 1с
х =
· 20 с.
398 АК - х 20 АК
Ответ: 20 с.
Задача 2.
На синтез белков во время трансляции для присоединения одной аминокислоты нужно 4 макроэргические фосфатные связки (4 на один кодон). Матричная РНК имеет в своем составе 40% остатков урацилових нуклеотидов, аденинових - 30%, цитидинових - 20%, количество гуанинових остатков равняется 300. Достаточно будет ли для трансляции молекулы этой мРНК, если на нее нанизано много рибосом, 4000 макроэргических фосфатных связей?
Ход решения:
Общее количество нуклеотидов в мРНК
300 нуклеотидов - 10% 300 х 100%
х = = 3000
х нуклеотидов - 100% 10%
2. Сколько аминокислот закодировано в мРНК?
300 нуклеотидов: 3 = 1000 триплетов
1000 - 2 = 998 (вычитаем стартовый и терминированный триплеты).
Следовательно, закодировано 998 аминокислот.
3. Сколько нужно макроэргических фосфатных связей?
998 х 4 = 3992.
Ответ: не достаточно, потому что на каждой молекуле мРНК образуются сотни и тысячи молекул белка.
Задача 3.
Установлено, что во время транскрипции в ядре клетки были использованы такое количество нуклеотидов: 200 гуаниновых, 300 урациловых, 500 денинових, 600 цитозинових. Какой нуклеотидный состав имел соотвествующий участок двойной цепи молекулы ДНК?
Ход решения:
иРНК одна цепь комплементарный
ДНК цепь ДНК
Г - 200 Ц - 200 Г - 200
В - 300 А - 300 Т - 300
А - 500 Т - 500 А - 500
Ц - 600 Г - 600 Ц - 600
Ответ: всего молекула ДНК содержит: Ц = 800; А = 800; Т = 800; Г = 800.
Критерии оценки тестовых заданий, задач:
Задачи:
5 баллов:
- ответить правильно на все вопросы и правильно решить задачи.
- Работа выполнена и оформлена аккуратно.
Тесты:
За 0%ошибок-5 баллов
За 10%ошибок-4 балла
За 15%ошибок-3 балла
За 15%+1ошибка-2 балла
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:
Решение ситуационных задач.
Составить схему «Этапы реализации наследственной информации».
Признаки организма.
Задачи для самостоятельной работы к теме 2
Задача 1.
Молекула ДНК бактерии имеет 7000 нуклеотидов. Расстояние между соседними азотистыми основами представляет 0,34 нм; шаг спирали равняется 3,4 нм; диаметр - около 2 нм. Какое количество водородных связей появляется между двумя полинуклеотидними цепями в молекуле ДНК, если она содержит 20% аденинових нуклеотидов?
Задача 2.
Какие молекулярные массу будут иметь тимину нуклеотиды, потраченные в процессе репликации молекулы ДНК, если она содержит 500 гуанинових нуклеотидов, которые представляют 20% от общего количества нуклеотидов молекулы ДНК?
Задача 3.
Белковый продукт гена наследственного дефекта клеточных мембран, который удалось идентифицировать в последнее время, имеет молекулярную массу 400 000 а. о. Средняя молекулярная масса одной аминокислоты представляет 100 а. о.; средняя масса одного нуклеотида - 345 а. о.; расстояние между двумя полинуклеотидними цепями ДНК равняется 2 нм. Какую длину и молекулярную массу имеет его кодированный ген?
Специальность 31.02.01 „Лечебное дело”,
Инструкция для студентов
к практическому занятию №2
Предмет: «Медицинская генетика».
Тема: Биохимические основы наследственности. Решение ситуационных задач.
План
Решение ситуационных задач на молекулярную биологию, которые позволяют моделировать кодирования и декодирования белков и их нарушений.
Для решения задач необходимо знать:
- для всех молекул ДНК, согласно с правилами Чаргаффа, А=Т; Г=Ц; А+Г=Т+Ц;
- масса одного нуклеотида – 345, длина одного нуклеотида -034 нм, масса одной аминокислоты – 100.
- каждую аминокислоту в белковой молекуле кодирует триплет нуклеотидов;
- для определения длины гена учитывают количество нуклеотидов, которые находятся в одной цепи ДНК.
- для определения молекулярной массы гена учитывают количество нуклеотидов, находящихся в двух цепях ДНК.
- трансляция осуществляется согласно генетическому коду (табл.1)
Таблица 1. Генетический код.
Пример 1. Участок молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: АЦЦ-АТА-ГЦТ-ЦАА-ГГА. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи.
Решение.
Сначала запишем последовательность нуклеотидов ДНК, потом по принципу комплементарности последовательность нуклеотидов иРНК и, пользуясь таблицей генетического кода, - последовательность аминокислот в полипептиде (белке).
ДНК: АЦЦ-АТА-ГЦТ-ЦАА-ГГА
іРНК: УГГ-УАУ-ЦГА-ГУУ-ЦЦУ
Белок: триптофан-тирозин-аргинин-валин-пролин
Ответ: Триптофан-тирозин, аргинин, валин, пролин.
Пример 2. На одной из цепей ДНК синтезирована иРНК, в которой А-14%, Г-20%, У-40%, Ц-26%. Определите состав(%) нуклеотидов в молекуле ДНК.
Решение.
іРНК: А(14%), Г(20%), У(40%), Ц(26%)
ДНК: Т (14%), Ц (20%) А (40%) Г (26%) А (14%) Г (20%) Т (40%) Ц (26%).
А=Т=(40+14):2=54:2=27%; Г=Ц=(20+26):2=46:2=23%.
Ответ: А(27%), Г (23%), Т(27%), Ц(23%).
Пример3. Белок состоит из 248 аминокислот. Что тяжелее: белок или ген, который его кодирует?
Решение.
1. Масса белка: 248х100=24800.
2. Количество нуклеотидов в ДНК: 248х3х2=1488.
3. Масса гена: 1488х345=5133360.
4. Во сколько раз масса гена больше массы белка? 513360:24800=20,7.
Ответ. Масса гена в 20,7 раза больше массы белка.
Ответы на задачи самостоятельной работы к теме 2:
Задача 1
Ответ: 9100 водородных связей.
Задача 2
Ответ: 258 750 а. о.
Задача 3
Ответ: 4082 нм; 8 284 140 а. о.
IV. ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема. БИОХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Цель. Выучить биохимические (молекулярные) основы наследственности. Научиться решать ситуационные задачи, которые моделируют кодирование и декодирование генетической информации, процессы транскрипции и трансляции.
Профессиональная ориентация студентов. Молекулярные основы наследственности связаны с нуклеиновыми кислотами (ДНК и РНК). Нуклеиновые кислоты находятся во всех живых организмах и выполняют уникальные биологические функции: сохранение, воссоздание, реализацию и передачу генетической информации в ряде поколений. В клетках прокариотов и еукариотов содержатся обе нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), вирусы имеют лишь одну из них (ДНК или РНК).
ДНК - носитель генетической информации. Наследственная информация закодирована в генах молекулы ДНК с помощью генетического кода. Поскольку в процессе реализации генетическая информация переписывается из ДНК на ІРНК, генетический код читается за ІРНК и записывается с помощью четырех азотистых основ РНК (А, В, Г, Ц). Генетический код - триплетный. Триплет соседних нуклеотидов (кодон) несет информацию об одной определенной аминокислоте. Суть генетического кода заключается в том, что последовательность аминокислот в белке определяется последовательностью нуклеотидов в молекуле нуклеиновых кислот (ДНК, ІРНК).
Реализация генетической информации происходит путем матричного биосинтеза белков. Этот процесс включает транскрипцию и трансляцию. При этом происходит перекодирование генетической информации. На матрице ДНК происходит синтез ІРНК, в результате которого генетическая информация переписывается из молекулы ДНК на молекулу ІРНК (транскрипция). У еукариотов в пределах гена (ДНК) есть экзоны и интроны. экзони - информативные участки гена (кодируют белок), интроны - неинформативные участки гена (не кодируют белок). У эукариотов сначала образуется первичный транскрипт -іРНК-первичая (незрелая ІРНК, про-іРНК), которая содержит экзони и интроны. После транскрипции происходит процессинг (дозревание), в результате которого из молекулы про-іРНК вырезаются интроны, а экзони сшиваются (сплайсинг). Образуется зрелая іРНК, которая поступает из ядра в цитоплазму.
Трансляция - синтез полипептидов на матрице ІРНК. Трансляция происходит в цитоплазме на рибосомах. При этом происходит считывание генетической информации из молекулы ІРНК и перевод ее в последовательность аминокислот в полипептиде. Роль промежуточных молекул между іРНК-матрицею и полипептидом исполняют транспортные РНК. Антикодон тРНК сочетается с комплементарним ему кодоном ІРНК, а аминокислота, которую принесла с собой тРНК, путем образования пептидной связи присоединяется к полипептидной цепи, которая синтезируется.
На всех этапах реализации наследственной информации могут возникать нарушения. Изменения химической структуры гена (ДНК) предопределяют возникновение генных (молекулярных) болезней.
Материалы темы широко используются в практической медицине. Молекулярные механизмы реализации генетической информации представляют основу биохимических методов диагностики наследственных болезней обмена веществ (энзимопатий). Биохимические методы применяются для селективного скрининга новорожденных детей. Выявление изменений в структуре ДНК составляет основу молекулярно-генетических методов лабораторной диагностики наследственных болезней.
Базовый уровень знаний и умений
1. Нуклеиновые кислоты (учебник для средних общеобразовательных школ).
2. Организация потока информации в клетке (программа по биологии для медучилищ).
Программа самоподготовки студентов
Доказательства генетической роли нуклеиновых кислот.
Строение молекул ДНК, РНК.
Репликация ДНК.
Генетический код и его свойства.
Биосинтез белка. Транскрипция, трансляция.
Ген, его химическое строение.
Механизм реализации наследственной информации в признаки организма.
Генная инженерия и биотехнология.
Тератоген. Роль среднего медицинского работника в профилактике тератогенеза.
Методика выполнения практической работы
Работа. Ознакомиться с методикой решения ситуационных задач, которые моделируют кодирование и декодирование генетической информации, транскрипцию и трансляцию.
Для решения задач необходимо знать:
- для всех молекул ДНК, согласно правилам Чаргаффа, А=Т; Г=Ц; А+Г=Т+Ц;
- масса одного нуклеотида - 345, длина одного нуклеотида - 0,34 нм, масса одной аминокислоты - 100;
каждую аминокислоту в белковой молекуле кодирует триплет нуклеотидов;
для определения длины гена учитывают количество нуклеотидов, которые содержатся в одной цепи ДНК;
для определения молекулярной массы гена учитывают количество нуклеотидов, которые содержатся в двух цепях ДНК;
трансляция осуществляется согласно генетическому коду (табл. 1).
Таблица 1. Генетический код
Первая основа
Вторая основа
Третья основа
У Ц А Г
У
Фен Сер Тир Цис
У
Фен Сер Тир Цис
Ц
Лей Сер Stор Stор
А
Лей Сер Stор Три
Г
Ц
Лей Про Гіс Арг
У
Лей Про Гіс Арг
Ц
Лей Про Глн Арг
А
Лей Про Глн Арг
Г
А
Іле Тре Аси Сер
У
Иле Тре Аси Сер
Ц
Иле Тре Ліз Арг
А
Мет Тре Ліз Арг
Г
Г
Вал Ала Асп Гли
У
Вал Ала Асп Гли
Ц
Вал Ала Глу Гли
А
Вал Ала Глу Гли
Г
Примечание. В таблице использованы такие сокращения названий аминокислот: Ала -аланин, Арг - аргинин, Асн - аспарагин, Асп-аспарагиновая кислота, Вал - валин, Гіс - гистидин, Гли - глицин, Глн - глютамин, Глу - гаутаминовая кислота, Иле - изолейцин, Лей - лейцин, Лез - лизин, Мет - метионин, Про - пролин, Сер - серин, Тир - тирозин, Тре - Треонин, Три - триптофан, Фен - фенилаланин, Цис - цистеин.
Пример 1. Участок молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов : АЦЦ-АТА-ГЦТ-ЦАА-ГГА. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи.
Решение
Сначала запишем последовательность нуклеотидов ДНК, потом по принципу комплементарности последовательность нуклеотидов іРНК и, пользуясь таблицей генетического кода, - последовательность аминокислот в полипептиде (белке).
ДНК: АЦЦ-АТА-ГЦТ-ЦАА-ГТА
іРНК: УГГ -УАУ-ЦГА-ГУУ-ЦЦУ
Белок: Триптофан-тирозин-аргинин-валин-пролин
Ответ. Триптофан-тирозин-аргінін-валін-пролін.
Пример 2. На одной из цепей ДНК синтезирована іРНК, в которой А - 14 %, Г - 20 %, У - 40 %, Ц - 26 %. Определите содержимое (%) нуклеотидов в молекуле ДНК.
Решение
іРНК: А (14 %) Г (20 %) У (40 %) Ц (26 %)
ДНК: Т (14 %) Ц (20 %) А (40 %) Г (26 %)
А (14%) Г(20%) Т(40%) Ц(26%)
А=Т= (40+14) :2=54:2=27 %; Г=Ц=(20+26) :2=46:2=23 %
Ответ: А, Г (23 %), Т (27 %), Ц (23 %).
Пример 3. Белок состоит из 248 аминокислот. Что тяжелее: белок или ген, который его кодирует?
Решение
Масса белка: 248 х 100 = 24800.
Количество нуклеотидов в ДНК: 248 х 3 х 2 = 1488.
Масса гена : 1488x345 = 5133360.
В сколько раз масса гена больше массы белки? 513360:24800 = 20,7.
Ответ. Масса гена в 20,7 разы больше от массы белки.
Робота . Решите ситуационные задачи, которые моделируют кодирование и декодирование генетической информации, транскрипцию и трансляцию.
Ситуационные задачи
1. Одна из цепей молекулы ДНК состоит из нуклеотидов: АТГ-АЦЦ- ГАЦ-АЦГ-ЦАЦ. Какая последовательность нуклеотидов на второй цепи этой молекулы ДНК?
Фрагмент одной из цепей ДНК содержит такую последовательность нуклеотидов : ААА-ГАТ-ЦАЦ-АТА-ТТТ-ЦТГ. Напишите последовательность нуклеотидов молекулы іРНК, которая образуется на этом участке молекулы ДНК.
Участок молекулы ІРНК, которая образовалась, содержит такой состав кодонов : ГЦГ-АЦА-УУУ-УЦГ-ЦГУ-АГУ. Определите, какие кодоны ДНК будут кодировать эту iРНК и в какой последовательности они будут размещены.
Напишите первичную структуру белка, который строится на молекуле іРНК, которая имеет такой состав нуклеотидов : АУЦ-ГУУ-ЦУЦ-ГУГ-ГГУ-ЦЦУ.
Какие изменения произойдут в строении белка, если во фрагменте молекулы ІРНК, которая имеет состав АУА-ГУЦ-АУГ-УУА-ЦУГ, в результате мутации состоялась замена нуклеотида в положении 7 на цитозин, а в положении 2 на аденин?
Участок молекулы ДНК имеет такой порядок нуклеотидов : ААА-АЦЦ-ААА-АТА-АТА-ЦАА. Во время репликации третий слева адениловый нуклеотид выпал из данного участка. Определите структуру полипептидной цепи : а) в норме; б) после мутации.
Белок рибонуклеаза состоит из 224 аминокислот. Что тяжелее: белок или ген, который его кодирует?
Молекулярная масса белка 100 000. Определите длину гена, который кодирует этот белок, а также количество нуклеотидов в ДНК.
Какая длина гена, который кодирует инсулин, если известно, что в его состав входит 51 аминокислота?
10. Белковая цепь состоит из таких аминокислот: валин-лейцин-гістидин-серин-изолейцин. Какая последовательность нуклеотидов гена, который кодирует данный белок?
11. Каким будет состав нуклеотида участка двухцепочной ДНК, если іРНК содержит аденина 21 %, цитозина 25 %, гуанина 24 %, урацила 30 %?
Ответы. 1. ТАЦ-ТГТ-ЦТГ-ТГЦ-ПТ.
2. УУУ-ЦУА-ГУГ-УАУ-ААА-ГАЦ.
3. ЦГЦ-ТГТ-ААА-АГЦ-ГЦА-ТЦА.
4. Изолейцин-валін-лейцин-валин-глицин-пролин.
5. Строение белка к мутации: метионин-валин-метионин- 1 лейцин-лейцин; строение белка после мутации: лизин-валін-лейцин-лейцин- 1 лейцин.
6. а) фенилаланин-триптофан-фенилаланин-тирозин-глютамин-тирозин-валин;
б) фенилаланин-глицин-фенилаланин-метионин-аспарагин-метионин.
7. Ген тяжелее в 20,7 раза. 8. 1020 нм, 6000. 9. 52 нм.
10. Ген состоит из двух цепей ДНК, образованных по принципу комплементарности1-я цепь ДНК : ЦАА-ААТ-ГТА-АГА-ТАА; 2-я цепь ДНК : ПТ- 1 ТТА-ЦАТ-ТЦТ-АТТ.
11. А - 25,5 %, Г - 24,5 %, Т - 25,5 %, Ц - 24,5 %.
Исходный уровень знаний и умений. Студент должен знать:
Структуру и генетическую роль нуклеиновых кислот.
Генетический код и его свойства.
Этапы биосинтеза белка (транскрипция, трансляция).
Механизм реализации наследственной информации в признаки организма.
Студент должен уметь:
1. Решать ситуационные задачи, которые моделируют кодирование и декодирование наследственной нформации, транскрипцию и трансляцию.
Источники информации
Куликова Н.А., Ковальчук Л. Е.. Медицинская генетика: Учебник. - Тернополь: Укрмедкнига, 2004. - С. 42-68.
Пишак В.П., Мещишен І.Ф., Пишак О. В., Мислицкий В.Ф. Основы медицинской генетики. - Черновцы: Медакадемия, 2000. - С. 65-100.
Медицинская генетика: Практикум: Уч. пособие / О. В. Романенко, Г.Й. Путинцева, С.М. Пилявська и др. /За редакцией О. В. Романенко. - К.: Высшая шк.,1996.-С. 17-26.
Путинцева Г.Й., Решетняк И. Медицинская генетика. - К.: Здоровье, 2002. - С. 60-92.
Генетика. Тема № 2 «Биохимические основы наследственности».
Контрольная карточка 1.
1. Что является мономером белка?
а) нуклеотид
б) аминокислота
в) сахар
2. Выбрать кодон, соответствующий триплету АТГ:
а) УАЦ,
б) ТЦА
в) УГТ
г) ТУГ
3. Что общего между белками всех живых систем?
а) полипептидная цепочка
б) виды аминокислот
в) полимерность
4. Какой фермент осуществляет репликацию ДНК?
а) фосфатаза
б) ДНК – полимераза
в) дезоксинуклиаза.
5. Какой триплет образуется на триплете ТАТ в процессе транскрипции?
а) АУА
б) АТА
в) УТА
6. Белок имеет последовательность аминокислот: треонин, лейцин, валин, пролин, серин. Порядок последовательности нуклеотидов на иРНК – АЦЦ, ЦЦЦ, ГУА, ЦЦА, УЦГ.
Напишите последовательность нуклеотидов ДНК, контролирующих синтез этого белка.
7. Укажите, в какой стадии клеточного деления происходит синтез ДНК:
а) профаза
б) метафаза
г) интерфаза.
Генетика. Тема № 2 «Биохимические основы наследственности».
Контрольная карточка 2.
1. Каков механизм генетической идентичности дочерних клеток с материнскими:
а) репликация ДНК и продольное расщепление хромосом
б) образование одинакового количества хромосом в дочерних клетках
в) распределение хромосом между дочерними клетками.
2. Какие из перечисленных соединений входят в состав ДНК?
а) рибоза,
б) дезоксирибоза
в) остаток фосфорной кислоты
г) Тимин
г) урацил
ж) гуанин
з) аденин
3. Какая кислота участвует в процессе транскрипции:
а) транспортная РНК,
б) информационная РНК
в) рибосомная РНК
г) аминокислота
4. Какой компонент нуклеотида отличает его от других нуклеотидов:
а) азотистое основание
б) сахар
в) фосфорная кислота
5. Какие основания в ДНК комплементарны друг к другу?
а) аденин-тимин
б) гуанин-цитозин
в) аденин-цитозин
г) гуанин-тимин
6. Какая особенность формы ДНК отличает ее от РНК:
а) полимерность
б) дфойная спираль
в) повторяемость нуклеотидов
7. Одна цепочка ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: ТГАЦГЦАТАТЦГ. Напишите нуклеотиды второй цепочки ДНК.
8. Какие нуклеиновые кислоты принимают участие в процессе трансляции:
а) транспортная РНК,
б) информационная РНК
в) ДНК.
Генетика. Практическое занятие № 2
13PAGE 15
13PAGE 14715
фосфорная
кислота
дезоксирибоза
азотистая основа
фосфорная
кислота
рибоза
азотистая основа