Самоанализ урока биологии в 10 классе на тему Наследственная и ненаследственная изменчивость
Самоанализ урока « Ненаследственная и наследственная изменчивость»
учителя биологии Шариповой Т.Х.
Урок проводился в 10 «А» классе МАОУ СОШ №40 9.04.14.
Тема урока «Ненаследственная и наследственная изменчивость». При планировании урока были учтены реальные возможности класса ( в классе из 29 человек 1 отличник, 10 ударников), базовый уровень преподавания биологии, класс средний по своим способностям. Поэтому главной развивающей задачей я поставила задачу дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса, через включение их в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления и поддерживание внимания через смену учебной деятельности.
Урок «Ненаследственная и наследственная изменчивость» является первым из четырех в данной теме и призван дать общий обзор и расставить основные акценты и понятия. Содержание учебного материала урока «Ненаследственная и наследственная изменчивость» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по биологии в 10 классе и рабочей программе учителя, работающего в этом классе.
Тип урока – урок изучения нового материала
Место урока в учебном плане – урок введения нового материала.
Главная цель (для учащихся) – в процессе разных видов деятельности изучить изменчивость, ее виды ,выяснить причины наследственной и ненаследственной изменчивости.
Тема и содержание урока предопределили постановку воспитательных задач:
- повысить восприимчивость учащихся к проблемам формирования ЗОЖ, действия мутагенов и тем самым способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
- продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов коллективной работы: актуализации знаний, работы в группах .Эти задачи решались в комплексе на всех этапах урока. Все этапы логически между собой связаны. Организационный момент настроил учащихся на достижение цели: сообщена цель урока, объявлен прогнозируемый результат, дан общий план урока, мотивация на реализацию цели, объявлены критерии и алгоритм оценивания знаний. Все это позволило включить учащихся в ход урока.
На этапе урока актуализации знаний большую часть учебного материала я предпочла давать дедуктивно. Для этого учащимся предложила ответить на вопросы, при ответе на которые были озвучены ранее приобретенные знания и в то же время мы приступили к изучению нового материала. Это позволило мне использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность.
Для систематизации учебного материала учащиеся заполнили таблицу «Виды хромосомных мутаций», используя текст учебника и составили схему «Изменчивость и её виды» .Для первичного закрепления материала учащимся была предложена презентация «Ненаследственная и наследственная изменчивость» . После которой учащиеся в группах выполнили совместно тест.
При работе на уроке использовались следующие методы обучения:
словесный (виды изменчивости);
наглядный (демонстрация слайдов, схем,);
проблемно-поисковый ( групповые задания)
Так же использовался прием самооценки и взаимопроверки результатов деятельности.
Сочетание данных методов на уроке показало высокую эффективность. Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока, проведением зарядки для глаз и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.
Завершающим этапом стала оценка, подведение итогов и комментирование деятельности учащихся.
Цель урока выполнена, задачи реализованы.