Обращения, вводные слова, словосочетания, предложения.
Тема: Обращения, вводные слова, словосочетания, предложения.
Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся об обращении, вводных словах, словосочетаниях, предложениях;
совершенствовать умения находить их в предложении;
анализировать языковой материал, развивать пунктуационную грамотность, коммуникативную компетентность, умение конструировать предложения, воспитывать уважительное отношение к символам России, культуре общения.
Оборудование: иллюстрации символов России, схемы.
Ход урока.
І. Организационный момент.
ІІ. Объявление темы и цели урока.
1. Слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы обобщим и систематизируем знания об обращении, вводных словах, словосочетаниях, предложениях, будем совершенствовать умение употреблять их в предложениях, конструировать предложения. Кроме того, мы углубим ваши знания о символах России. Ведь вашим домашним заданием было составить сообщение о символах России, их мы будем проверять в течение урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний.
А для обобщения знаний об обращении, вводных словах, словосочетаниях, предложениях, вспомним то, что изучили на предыдущих уроках. (Слайд 1).
1. Слово учителя.
Для развития творческих способностей я предлагаю вам выполнить несколько упражнений.
2. На доске появляется первый рисунок, и предлагаю послушать первое сообщение (БЕРЕЗА).
Упражнение. Составьте предложение со словом «береза», чтобы оно было:
1) обращением, 2) подлежащим, 3) сказуемым. (Работа по рядам).
Итак, мы с вами конструировали предложения, чтобы научиться отличать обращение от главных и второстепенных членов предложения. (Записать на доске).
3.Работа в парах: «Кто быстрее?»
Следующее упражнение - упражнение с ключом. Определите, чем осложнены предложения:
1) однородными членами.
2) обращениями.
3) вводными словами.
1. Мама, а изюм тоже полезный?
2. На улицу, или в степь, или даже на реку ее не дозовешься.
3. Так вот нет сегодня Жилина, это беда!
4. Эй, Ивашко, спеши петуха покупать ...
5. Ну, брат, теперь шагайте быстрее!
6. А в кухне дым, чад, шум, духота.
7. Вот так наморился, братцы! Ну и работа была.
8. Наверное, они не слушались своих мам.
9. А там, думаешь, с медом?
10. Аж вот, наконец, сквозь толпу пробирается полицейский.
11. Мама аж пылает и пышет всем лицом, лбом, руками.
12. Правда, Любка не могла совсем притихнуть.
- Так чем могут быть осложнены предложения?
Работа с ключом. Чтобы узнать, о каком символе будет говориться дальше, составьте слово по заданию таблицы, считая все слова, как самостоятельные, так и служебные части речи. (Работа по вариантам).
Предложение Слово Буква
1 первое первая
2 пятое третья
3 последнее третья
4 второе вторая
5 последнее последняя
6 четвертое первая
4 последнее последняя
Предложение Слово Буква
7 третье третья
8 первое четвертая
9 последнее третья
10 второе первая
11 шестое третья
12 первое пятая
12 последнее последняя
4.Рисунок (МЕДВЕДЬ).
5.А теперь отдохнем и вспомним уроки литературы. Что называется акростихотворением? (Это поэтическое произведение, в котором по начальным буквам каждой стихотворной строки можно прочитать зашифрованное слово). Какое слово зашифровано?
Родной край
Рассвет встречать прейду
Осенним утром ранним.
Сегодня унесу
С желаньем долгожданным
Игривый солнца луч, как
Ясный свет средь туч.
Россия славится игрушкой, которая называется МАТРЕШКОЙ.
Рассказ о еще одном символе нашего государства.
6.Упражнение. Запишите предложения, вставив в него вводные слова. Как меняются смысловые оттенки в предложении?
Воспитанный человек, ..., никогда не позволит себе сказать грубые слова другому человеку, потому что понимает, что этим он, ......, обидит человека, и ....., унизит себя. (Записывают, а затем объясняют).
Слова для справок: безусловно, бесспорно, пожалуй.
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
7.ФИЗМИНУТКА
Ресницы опускаются ...
Глаза закрываются ...
Мы спокойно отдыхаем ... (2 раза)
Сном волшебным засыпаем ...
Дышится легко ... ровно ... глубоко ...
Наши руки отдыхают ...
Ноги тоже отдыхают ...
Отдыхают ... засыпают ... (2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-а-аб-ле-на ...
Губы чуть приоткрываются ...
Все чудесно расслабляется ... (2 раза)
Дышится легко ... ровно ... глубоко ...
8. Объяснительный диктант. Для того, чтобы лучше и быстрее повторить знаки препинания при обращениях и вводных словах, я предлагаю вам объяснительный диктант, поскольку он концентрирует ваше внимание именно на знаках препинания. У ДОСКИ (записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы и содержание высказываний).
1) Может, птицы приносят на своих крыльях весну?
2) Заря моя вечерняя, сойди над горой.
3) Не было, кажется, дома, у которого не росла бы береза.
9. Слово учителя.
Мы закрепили навыки постановки знаков препинания при обращениях и вводных словах. Мы научились вставлять вводные слова, словосочетания в предложения.
Но иногда можно перепутать вводные слова с членами предложения. Вам пригодится следующее задание.
10. Задание: определите вводные слова и созвучные с ними (знаки препинания пропущены). Записать предложения, выяснить, где вводное слова, а где член предложения. Выполнить синтаксический разбор.
Может сегодня будет дождь? Аист может отомстить людям за разрушенное гнездо. (У ДОСКИ)
11. Игра «Я - редактор». Задача: отредактируйте предложения и запишите правильный вариант.
1. Кажется, земля, с, родная, лебеди, улетают. (Кажется, лебеди улетают с родной земли).
2. Падать, песня, в, как, зерно, сердце, в, земля. (Падай, песня, в сердце, как зерно, в землю).
3. Когда, мы, мой, друг, с тобой, вновь, увидится? (Друг мой, когда мы вновь увидимся с тобой?)
ІV. Закрепление изученного материала.
V. Оценивание.
VІ. Домашнее задание.
Представьте, что люди вдруг забыли все имена, поэтому в речи перестали употреблять обращения. Как это сказалось бы на общении? Сделайте вывод о роли обращения и вводных слов в речи. Попробуйте сочинить сказку «Утро без обращений и вводных слов».