Программа самореализации личности по русскому языку на тему Словосочетания. Предложения
Геращенко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы
Макеевской общеобразовательной школы I-III ступеней № 49
Аннотация
Целью создания программ самореализации школьника является индивидуальная адаптация образовательного содержания к личностным потребностям и индивидуальным возможностям ученика
Программа самореализации базируется на идеях гуманистической психологии, которая предполагает :-собственную активность ученика;
- изменение позиции учителя, который должен дать не только знания, но и в процессе обучения, подсказать ученику путь к раскрытию своих способностей
Содержание программы зависит от ;- возрастных особенностей учащихся;
- предмета обучения;
- формы проведения занятий;
- цели обучения и содержания учебного материала;
- формы «выхода» ученической деятельности
Разделы программы предполагают целевой банк действий (постановка целей; структурно – часовая модель), банк информации (алгоритм поиска, теоретические выкладки), методическое руководство по достижению поставленных целей (система работы по рефлексии, форма, объем), параллельное оценивание учащимися предъявленных заданий через соответствующие этапы
К содержанию программы самореализации личности предъявляются следующие требования :- организация деятельности;
- поиск дополнительной информации;
- стимулирование работы ученика
Задания программы самореализации нацелены на слияние и развитие образного и абстрактного типов мышления
Предлагаю алгоритм работы с программой самореализации учащихся
Изучи предложенный теоретический материал, используя в конце каждого нового вида работы определенные обозначения : У - это мне известно
- это противоречит моим первоначальным представлениям
+ - это для меня новое
? - информация, которая вызывает интерес или удивление
Программа самореализации личности по теме «Словосочетание. Предложение»
Цель: формировать умение самостоятельно решать познавательные проблемы, восполнить типичные проблемы в знаниях по данной теме; создать условия для реализации возможностей
Знать: основные понятия изучаемой темы; отличия словосочетаний от предложений, способы связи, виды предложений.
Уметь: Пользоваться приемами интеллектуальных действий; переносить знания и способы действий в другие условия
Нормировать: обозначать отличия, уметь анализировать, синтезировать, составлять алгоритм и работать с ним; восстанавливать и редактировать текст; составить тезисы проделанной работы; произнести монолог
Ценить: умение рационально использовать время; развивать культуру речи;
Воспитывать: самостоятельность в решении проблем.
Мой друг!
Язык неисчерпаем в соединении слов
А.С. Пушкин
В речи каждого из нас проявляются личностные качества. Это не только средства выражения мысли, но и материал, орудие ее формирования. О внутреннем мире человека чаще всего судят по его речи, богатой, эмоциональной, грамотной, или убогой, серой, унылой. Предлагаю тебе повторить то, что является основополагающим в разделе «Синтаксис», высказать свое отношение к тем заданиям, которые откроют тебе страницы программы самореализации
п/пВиды заданий Мое отношение
Угадать слово Указать цифру Найти отличия Продолжить высказывание Применить на практике Составить алгоритм Использовать алгоритм Заполнить таблицу Установить соответствие Поискать нужные буквы Использовать анализ и синтез Восстановить текст Редактировать текст Описать (тезисы) Произнести монолог Уважаемый выпускник!
Приятно быть путником, который преодолел учебный курс русского языка. Поэтомуприми, пожалуйста, предложение лишь только повторить наиболее интересные разделысловесности.
Твоему вниманию: «Словосочетание. Предложение».
Задание 1.
Представьте, что учитель химии объясняет вам, какие способы связи слов в словосочетании, конечно же пользуется близкой ему терминологией.
Тебе необходимо - назвать способ связи словосочетаний, который так похож на процессы, происходящие в химии.
- Согласование слов подобно цельной реакции в ядерных процессах: одно слово влечет за собой другое.
- Цепная реакция должна быть максимально управляемой. Вспомните валентность.
- Механизм включения главного слова в определенную конструкцию состоит в том, что другое зависимое слово с помощью определенных средств примыкает к господствующему слову.
Задание 2.
Надеюсь, что правильные ответы на 1 задание помогут тебе определить способ связи в словосочетаниях. Напиши, пожалуйста, над способом словосочетания только цифру ( 1.2.3 -) над каждым словосочетанием:
Глубокому морю, посеять пшеницу, стал студентом, стройная береза, настойчиво учиться, освоение космоса, упорно тренироваться.
Задание 3.
Мой друг! Если ты успешно справился с двумя предыдущими заданиями, следующий твой шаг будет рассчитан на преодоление нескольких ступеней ( от простого к сложному)
Укажите 3 отличия предложения от словосочетания.
Подумай! Какое из них главное.
Задание 4
Для успешного продвижения дальше, проверим свои знания, продолжая высказывание: Грамматической основой предложения является ...
Сказуемое бывает таких видов ...
Вид сказуемого зависит от ...
Составными называются сказуемые ...
Если сказуемое выражено личной формой глагола, то оно называется ...
Если сказуемое выражено не глаголом, то оно называется ...
Составное именное сказуемое отличается от составного глагольного ...
Задание 5
Верные предложения на предыдущих высказываниях помогут тебе на практике обозначить подлежащее и сказуемое в предложениях:
В чистом поле метель и крутит, и мутит.
Я всех расцеловать хотел бы в этот день.
Ты — лепесток иранских белых лилий.
Жизнь прожить - не лапти сплести.
Белы, как день, земля и небеса.
Осенний ветер жалостно дышал.
Отныне петь ты можешь снова.
Давно уж солнце закатилось,
Сквозь шторы светится луна.
Задание 6
Молодец, тебе удалось выполнить теоретический и практический блок учебного материала, поэтому я могу тебе предложить составить самостоятельно алгоритм «Как определить вид сказуемого. Справился? А теперь нужно проверить как он работает».
Задание 7
Выполняя упражнение, рассуждай о видах сказуемого, используй выработанный алгоритм:
Если в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Потемнеть заря уже готова, тихо все, час ночи не далек.
Еще древа обнажены, но в роще ветхий лист, как прежде, под моей ногой, и шумен, и душист.
Воздух легок и чист, и замерзла река.
Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.
Петух запевает. Светает. Пора.
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы - клены,
Их корни как шкворни.
Сучки как стропила
Получилось?! Тогда можно перейти к определению видов предложений.
Виды сказуемых помогут перейти к способам выражения сказуемого в безличных предложениях.
Задание 8
Заполни, пожалуйста, таблицу примерами предложений
Простое глагольное Составное глагольное Составное именное
Разонравилось петь и плясать и терять свою жизнь без оглядки.
Много мне нужно. Много не надо.
В пожарах лунных не зреть мне радостного дня
Только мне не плачется, на душе светло.
Так было и так будет после.
Нищету твою видеть больно и березам и тополям.
О свободе небывалой сладко думать о свечи.
То медом повеет с соседней поляны, то тиной потянет с недальней реки.
И страшно мне уснуть, и бодрствовать невмочь.
От счастья влюбленному не спится
Слишком вольно душе на свете.
Отсюда до теремов далече.
Задание 9
Установи соответствие! ( Можно указать стрелками).
Раннее утро.
Еще долго вспоминали его рассказы.
Ее называли стройкой века.
С утра морозило.
Стемнело.
Нарядный морской вокзал.
Завтра подготовлюсь к выступлению. Определенно - личное.
Назывное
Односоставное нераспространенное.
Односоставное.
Неопределенно - личное.
Односоставное распространенное
Безличное
Предлагаю тест – поиск
Задание 10
Найди нужные буквы.
- Сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение.
- Сложное предложение, состоящее из двух одинаковых предложений.
Большая была радость, когда распустились последние деревья.
Б) Высоко проносятся прозрачные клочья туч, ронял остатки снега.
Волны бились о скалы, и байдарки ударялись о камень.
Г) На небе начинало сереть, и по воде заклубился легкий парок.
Д) Чуть брезжило, когда нас разбудили.
Я усложняю задачу, но верю, что ты с ней справишься.
Продемонстрируй, пожалуйста, умение анализировать и синтезировать в следующем 11 задании.
Задание 11
Можно ли передать общий смысл, выраженный предложением: «Все шлюпки разбило вдребезги, в щепки, растрепало по небу и морю последние остатки», с помощью других видов предложения, таких как:
сложное,
двусоставное простое.
двусоставное сложное,
нераспространенное.
Вот ты и стал автором этих предложений. И как автор объясни, пожалуйста, каковы смысловые и стилистические оттенки составленных предложений? В каком случае, и с какой целью они могут быть использованы?
Я надеюсь, ты знаешь произведения А.С Пушкина, предлагаю одновременно проверить себя на знания односоставных предложений.
Задание 12
Восстанови текст, вставив пропущенные члены предложения при помощи их описания
(Назывное нераспространенное предложение) что делать нам в деревне? Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами, (безличное нераспространенное предложение). Утихла ли метель?
Пороша (пр. глаг.) иль (пр. глаг.)? и можно ли постель.
(Неопределенная форма глагола) для седла, иль лучше до обеда.
(Неопределенная форма глагола) с старыми журналами соседа.
Двух зайцев потравив, (глагол, прошедшее время, 1 лицо, множ. число) домой.
Куда как весело. Вот ( имя сущ.): вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь сердце ноет.
По капле, медленно, (глагол наст, вр 1 лицо, ед. число) скуки яд.
(Неопр. личн. нерасп. подл.); глаза над буквами скользят
А мысли (наречие)…
Замечательно!
Спасибо за знание и поэзии А. С. Пушкина, и односоставных предложений.
Задание 13.
Из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» подобрать понравившийся отрывок и адаптировать этот текст к изучаемой теме (т.е. изменить его так, чтобы в нем были простые предложения всех видов).
После стольких удач, во время работы по программе ты подошел к тому, что можешь заменить учителя.
Задание 14.
Представь, что ты учитель русского языка. Тебе необходимо подобрать предложения или текст, чтобы проиллюстрировать тему «Словосочетание. Предложение». Опиши этот текст или набор предложений. Каким он должен быть, с твоей точки зрения, для того, чтобы выполнить свое основное назначение? Каково это назначение?
Задание 15
На мини-модуле поделись с одноклассниками о том, как ты работал над программой, оцени свою работу.