Конспект урока по русскому языку Различение твердых и мягких согласных (2 класс)
Тема урока: «Различение твердых и мягких согласных.».
Цель: 1. Формировать умение различать на слух, в произношении и написании твердые и мягкие согласные.
2. Воспитывать положительную мотивацию к учению.
3. Развивать орфографическую зоркость, мелкую моторику, способом проведения пальчиковой гимнастики, память, развивать связную речь.
Ход урока:
Подготовительная часть.
Организационный момент
– Улыбнулись друг другу, садитесь. На меня все посмотрели.
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
- Какое число, день недели, месяц, время года?
- Какой праздник приближается? Сегодня на урок к нам пришла елочка и просит нас нарядить ее. Но ребятки каждая игрушка заколдована, а расколдовать можно лишь, если выполним задания. Начнем?
Найдите одинаковые буквы.
2)Актуализация знаний.
Что вы видите на доске? ( буквы, …)
- Найдите здесь лишнюю букву (буква л)
- Чем она отличается от других букв? (она согласная, а остальные гласные)
- а какие вы знаете гласные которые стоят после твердых согласных А, О, У, Ы
- после мягких Я, Ё, Ю, Е,И
Справились с заданием и ещё одна игрушка на елочку
Закрепление пройденного материала.
Игра «Превращения». — Скажи «мягко»:ПА – (ПЯ) СЫ – (СИ)БО – (БЁ) ЗУ – (ЗЮ)А есть ли у нас в классе ребята, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук? (Тася, Мария, Софие т.д.)
А чьё имя начинается мягкий согласный звук? (Лёня, Кира, Миша )Справились с заданием и ещё одна игрушка на елочку.
Пальчиковая гимнастика
Мы во двор пошли гулять
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комов.)
Птичек крошками кормили ,(Крошить хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки.)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку.) Н. Нищева3)Чистописание
- Итак, открываем тетради, пропускаем две строчки вниз, записываем сегодняшнее число.
Кто аккуратнее запишет число тот и расколдует 3 игрушку
Прописываем буквы А,О,У,Ы,Е,Ё,Ю,Я,И.
2.Основная часть.
Сообщение темы
- Ребята к нам на урок пришли два добрых гнома ТОМ и ТИМ.
Как произносим первый звук в имени Том? (Твёрдо).
Как произносим первый звук в имени Тим? (Мягко)
Может уже кто-то из вас может назвать тему нашего урока? (Твёрдые и мягкие согласные).
Верно, первые звуки в именах сказочных героев разные, и сами гномики Том и Тим, хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга.
[Т,] - звучит мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, он ест пирог, играет в мяч, рисует только кисточкой.
А Том наоборот очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит торт, носит пальто и рисует карандашом.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые)
А как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие)
Игра «Угадай»
Том и Тим любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо
поиграли. А сегодня не могут разобраться, где, чьи вещи и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок.
На доске висят картинки на которых нарисованы предметы. Вы должны угадать, кому из братьев принадлежит эта вещь.
Итак, предметы, в названии которых встречается твёрдый согласный звук, подарим Тому, а предметы, в которых встречается мягкий согласный, подарим Тиму. Я начну, а вы продолжите.
Дети выбирают предметные картинки для Тома и Тима. (торт, пальто, карандаш, пирог, мяч, кисточка.)
Запишем в тетрадь.
Физкультминутка
Закружились, завертелись (покружиться на месте) Белые снежинки. Вверх взлетели белой стаей (поднять руки) Легкие пушинки. (покружиться на носках) Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо) Улеглись повсюду. (присесть, руки к полу) Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вперёд) Все дивятся чуду. (развести руки в стороны) Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы») Белые подружки. Заспешили к нам на ёлку (шаги на месте) где висят игрушки. (игрушка)
Работа по закреплению нового
- Работа в тетрадях.
Мал. Мял.
Нос. Нёс.
Лук. Люк.
Мышка. Мишка.
Чем отличаются эти слова? (Гласными буквами)
Как произносится первый согласный звук в левом столбике твёрдо или мягко? (Твёрдо)
Как вы думаете, какие это согласные? (Твёрдые)
Твёрдые согласные Том всегда подчёркиваем одной чертой.
Назовите гласные, которые помогают произносить согласный твёрдо?
А мягкие согласные Тим подчёркивает двумя чертами.
Задание понятно? Приступаем.
Итог.
Работа с учебником.
Откройте учебники на странице , упр.1 .
Прочитайте про себя задание и будьте готовы читать вслух.
Итак, что нужно сделать в упражнении?
Будем работать у доски с объяснением.
3.Заключитеьная часть.
Итог.
Наши помощники благодарят вас за помощь и посмотрите какая красавица у нас получилась, нравиться? Чувствуете , Новым годом запахло? И у нас уже сделан первый шаг, ёлочку мы нарядили.
- Скажите, что нового вы узнали про согласные звуки?
- Чему мы сегодня учились на уроке?
-Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у)
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
Учитель оценивает работу учащихся и выставляет отметки
- Домашнее задание. Стр. , упр. . Прочитайте задание.
-Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.
Релаксация.
Спасибо за работу. Урок окончен.