Нравственное воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС.
ГКОУ СКОШИ № 52
Нравственное воспитание младших
школьников в рамках реализации ФГОС
0000Выполнила : Шеремет И.И.
Душа каждого человека -зародыш прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно- нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни или умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Поэтому возникла необходимость говорить как о проблемах духовно-нравственном воспитании, так и о колоссальной работе учителей начальных классов в данном направлении.
Методологической основой разработки и реализации ФГОС является Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.Реализация ФГОС предполагает выполнение трех действий:-Требования к структуре и содержанию-Требования к условиям-Требования к результатам
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В ситуации безнравственности во многих сферах жизни, окружающих ребёнка, - в быту, во дворе и на улице – в том мутном потоке, что льётся на него с экранов телевизоров, всем, а особенно ребёнку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности. Что делать, где искать ребёнку сегодня эти нравственные опоры и образцы? Не будем разбираться в причинах и искать виноватых, подумаем лучше о том, как противостоять этим негативным тенденциям, что можем и должны сделать сегодня мы – школа и учитель.
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России. Общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Ценности личности формируются в семье, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально – ценностному, духовно – нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников Целью работы по духовно – нравственному воспитанию является духовно – нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в таких задачах:• содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;• создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа, русским святыням, природе родного края;• обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей ребенка, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность;• формирование у ребенка сознания собственного «я»;• повышение эффективности системы мер, направленных на предупреждение правонарушений среди подростков;широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно – коммуникационных технологий.
Совершенствование методического мастерства классного воспитателя, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи всех основных видов деятельности: • урочной;• внеурочной (культурные практики);• внешкольной (социальные практики);• семейной;• общественно полезной.
Учебная деятельность – формирует преимущественно когнитивный компонент российской идентичности. Базовые национальные ценности и соответствующая им система воспитательных задач должны быть встроены в содержание учебных предметов. Важными принципами являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
Внеурочная деятельность. Праздники, викторины, выставки, дискуссии, игры, деятельность кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально – ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования.
Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создаётся фундамент правильного отношения к природе. В наши дни отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества
В своей работе использую такие методы, как изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью школьников, опрос «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников / под ред. Е.Н. Степановой/
Моя задача, как педагога ,например,на этапе целеполагания — учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которая предусматривается в будущем деле.
Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного мероприятия по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач.
Для выявления уровня развития духовно-нравственных качеств у младших школьников я взяла за основу свой классный коллектив. Мне надо было выяснить категориальную структуру нравственности. Я попросила младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 19 первоклассников 6 девочек и 13 мальчиков. Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия 19 человек
Первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга». В толковании «зла» можно выделить три группы ответов: первая, наиболее многочисленная, связана с действием – «это когда бьют», «когда человек делает что-нибудь плохое». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
«Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью, для вторых – с отсутствием внешних конфликтов. Некоторые первоклассники говорили, что «добро – это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного. В связи с данными исследования я пришла к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.
Программа разработана в виде классных часов, цель которых – развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств. После целенаправленной проведенной работы по духовно-нравственному воспитанию, я провела такой же опрос второклассников . Объяснили все понятия 19 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было. Второклассники в отличии от первоклассников, теперь уже без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «счастье», «мудрость». По-прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие». «Счастье» связывается школьниками с праздником, с радостью, везением. Появляются ответы достаточно высокой для данного возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день». «Мудрость» для второклассников олицетворяется в человеке, который «все знает, умный», «умеющий принять правильное решение». Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастовство».
Стало традицией на родительских собраниях проводить беседы на нравственные темы. Спорим , обсуждаем , выслушиваем мнение и советы друг друга. Это помогает найти совместное решение как в воспитании ,так и в обучении .Широкое развитие ребенка в этом плане дает внеурочная деятельность .
Москва 2015 год