План урока по теме: Линейные, разветвляющийся и циклические алгоритмы в блок-схемах
Дисциплина: Информатика и ИКТ
Тема: Линейные, разветвляющийся и циклические алгоритмы в блок-схемах
Тип: Изучение нового материала. Закрепление и углубление пройденногоЦель педагогической деятельности на уроке: Студенты должны закрепить и расширить знания по разветвляющимся и циклическим алгоритмам, изучить структуру «множественный выбор», познакомиться с видами циклических структур.
Задачи педагогической деятельности на уроке (задачи учебного занятия должны быть представлены как система действий преподавателя по достижению цели урока):
1. Провести проверку домашней работы обучающихся.
2. Предоставить материал для вывода студентов на цель урока.
3. Предоставить материалы для изучения новой темы.
4. Провести практическую работу.
5. Подвести обучающих к выводу по уроку.
6. Провести самостоятельное оценивание работы на уроке и рефлексию урока.
Цель для студентов: Познакомиться со структурой разветвляющихся и циклических алгоритмов, изучить структуру «множественный выбор», выполнить практическую работу по теме.
Задачи, которые преподаватель поставит перед обучающимися:
1. Выполнить проверочную работу.
2. Сделать вывод о целях урока.
3. Познакомиться с новым материалом.
4. Выполнить практическую работу.
5. Оценить работу на уроке.
6. Ответить на вопросы, оценивающих уровень полученных знаний по теме урока.
Задачи по формированию ОК (из стандарта):
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий контроль и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Осуществлять поиск использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
МТО: ПК, интерактивная доска, презентация «Алгоритмы в блок-схемах», проверочная работа, наглядные пособия (памятка обучающегося), карточки с заданиями практической и домашней работой, лист оценивания работы обучающихся.
Информационное обеспечение:
Цветкова, М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. Образования / М. С. Цветкова, Л. С. Великович. – 5-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2013.
Ход занятия:
Организационный момент (1 мин.)
Преподаватель: Здравствуйте, сегодня на уроке мы изучим новую тему, которая, в свою очередь, поможет нам закрепить и углубить знания, полученные на двух прошлых уроках! Но для начала проверим, как вы справились с домашним заданием и немного повторим материал предыдущих уроков! (Прил. 1)
Проверка домашнего задания, повторение прошлого материала (5 мин)
Обучающиеся: Выполняют проверочную работу (Прил. 2)
Мотивационная часть - Стадия вызова (4 мин.)
Преподаватель: Мы узнали, что такое алгоритм, узнали его свойства, его исполнителей, в каких формах его можно записать, узнали его три алгоритмические конструкции, затем рассмотрели их на общих примерах, вопрос, какой будет цель сегодня на уроке? Чего на ваш взгляд мы еще не изучили? Может быть, изучили, но не достаточно глубоко?
Обучающиеся: предлагают варианты темы и цели занятия.
Преподаватель: Сегодня на уроке мы ещё раз рассмотрим эти конструкции и изучим новые. В помощь вам приготовлены специальные памятки (Прил. 3), в которых будет содержаться весь нужный для урока краткий материал. А вот и тема нашего урока (Слайд 1).
Теоретическая часть (15 мин.)
Преподаватель: Как мы уже знаем, линейные алгоритмы выполняют шаги один за другим, в строгом порядке, не пропуская и не перепрыгивая шаги. Графически это выглядит, как на (Слайде 2). Это самый простой вид алгоритмов, однако таким образом может быть построен алгоритм для решения далеко не всякой задачи. В практике хорошо известны задачи, дальнейший ход решения которых зависит от выполнения какого-либо условия. В жизни часто приходится действовать в зависимости от обстоятельств, от каких-то условий. Но если в жизни мы часто ищем выход из ситуации только тогда, когда попали в неё, в алгоритме необходимо предусмотреть все действия которые необходимо выполнить после проверки условия, как в случае его выполнения, так и в случае невыполнения. Чтобы изменять последовательность выполнения различных шагов, применяют алгоритм ветвления. На (Слайде 3) мы видим два варианта алгоритма ветвления: 1) полный, 2) неполный.
Обучающиеся: пользуются памяткой
Преподаватель: В первом случае, если поставленное условие выполняется, то переходим к шагу 1, иначе, если условие не выполняется — к шагу 2. Приведите примеры с использованием полного варианта ветвления…?
Обучающиеся: предлагают варианты (Предложили или нет, в любом случае обсуждение (Слайда 4.1))
Преподаватель: Помните, на прошлом уроке мы приводили пример, про богатыря на распутье?
Обучающиеся: направо пойдёшь — невесту найдёшь, налево пойдёшь - коня потеряешь»
Преподаватель: Отлично, давайте вспомним алгоритм «условие: «идти направо»; если «да», то выполняется «невесту найдёшь», иначе, «коня потеряешь»Преподаватель: Неполный вариант ещё проще, там, в случае выполнения (или невыполнения) условия, следует один шаг. Другими словами, если поставленное условие выполняется, то переходим к шагу 1, иначе, если условие не выполняется — сразу переходим к завершению этого участка алгоритма. Приведите примеры с использованием неполного варианта ветвления…?
Обучающиеся: предлагают варианты.
Преподаватель: Возможна та же ситуация, развилка на дороге и камень с надписью: «направо пойдёшь, невесту найдёшь» и больше никаких вариантов нет. В случае, если пойдёшь налево, то с тобой ровно ничего не приключится, а вот, если направо, то невесту найдёшь) (Слайд 4.2).
Преподаватель: Давайте рассмотрим такую задачу (Слайд 5): нам нужно найти местоимения, в зависимости от их лица. Мы знаем, что:
местоимения 1-го лица: я, мы;местоимения 2-го лица: ты, вы;
местоимения 3-го лица: он, она, оно, они
В данной задаче нам нужно проверить следующие условия:
Местоимения 1-го лица? Если да, то это местоимения я, мы. Если нет, то…
Местоимения 2-го лица? Если да, то это местоимения ты, вы. Если нет, то это местоимения он, она, оно, они
Представьте, что в русском языке существует не 3 лица, а 10. В этом случае нам пришлось бы проверять 10 условий? К счастью, от этой работы нас освобождает новый вид алгоритмических конструкций: множественный выбор
Обучающиеся: Пользуются памяткой.
Преподаватель: Множественный выбор — это такой алгоритм:
при котором выбирается одно из нескольких заранее предусмотренных шагов;
каждый такой шаг называется ветвью;
после проверки условия выполняется только одна из ветвей
Обучающиеся: пользуются памяткой.
Преподаватель: В виде блок-схемы такой алгоритм будет изображён как на (Слайде 6). Как теперь можно решить предложенную задачу про местоимения?
Обучающиеся: Предлагают расположить местоимения аналогично.
Преподаватель: Посмотрим, как это будет выглядеть…. (Слайд 7)
Преподаватель: Приведите примеры, где можно использовать алгоритм множественного выбора…?
Обучающиеся: Приводят, какие либо примеры.
Преподаватель: На прошлом уроке мы познакомились с циклической конструкцией. Пожалуйста, кто даст определение цикла?
Обучающиеся: Один ученик, по выбору, дает определение: цикл - алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия.
Преподаватель: Правильно, это многократное повторение шагов или группы шагов алгоритма. Рассмотрим один слайд из Презентации 2 с прошлого урока (Слайд 8). Из блок-схемы наполнения ведра воды кружкой видно, что мы сначала проверяем условие «ведро неполное», если это так, то добавляем кружку воды в ведро, если полное, то выходим из цикла. В этом примере проверка условия находится, перед тем как долить кружку воды, то есть перед тем, как выполнить цикл. Такие циклы называются циклами с предусловием.
Обучающиеся: Пользуются памяткой.
Преподаватель: Рассмотрим такую задачу: (Слайд 9). на столе у школьника стоит банка с карандашами разной длины. В руке он держит карандаш, у которого сломался грифель. Он хочет вытянуть из банки карандаш, который был бы длиннее того, что он держит в руках. Его действия?
Обучающиеся: Размышляют вслух:
1) Вытянет какой-нибудь карандаш из банки.
2) Сравнит этот карандаш с тем, у которого сломан грифель, если карандаш короче, то он будет тянуть ещё один, если длиннее, то оставит себе
Преподаватель: Давайте посмотрим на блок-схему данного алгоритма (Слайд 10). Как мы видим, в этом цикле сначала тянем карандаш, потом проверяем условие и, если он короче, то тянем ещё раз. Циклы, в которых сначала выполняется какое-либо действие, а потом проверяется условие, называются циклами с постусловием.
Обучающиеся: Пользуются памяткой.
Преподаватель: Шаги, которые повторяются в цикле, называются телом цикла. В наших примерах телом цикла будет «доливаем кружку» и «тянем карандаш»
Обучающиеся: Пользуются памяткой.
Преподаватель: Между циклами с предусловием и постусловием есть как сходства, так и различия. Взглянем на (Слайд 11). Перечислите сходства…? Различия…?
Обучающиеся: Предлагают варианты.
Практическая часть (10 мин.)
Преподаватель: Приступим к выполнению практической части (Прил. 5), тем самым закрепим полученные знания! Для этого на ваших столах лежат листочки с заданиями! Выполнять работу будете на них же.
1. Составьте блок-схему определения названия дня недели по его номеру и определите выходной день это, или нет, считая, что выходной — воскресенье.
Первым шагом, с помощью алгоритма множественный выбор, определяем по номеру день недели. Вторым шагом, проверяем условие, если найденный день — воскресенье, то это выходной день, если нет, то будний. (Слайд 16)
2.По блок-схеме на (Слайд 15) определите результат исполнения алгоритма.
Данная блок-схема подсчитывает количество белых шариков и убирает их из соответствующего ведра.
Обучающиеся: Задают вопросы и начинают работу.
Преподаватель: (спустя отведённое время) Давайте проверим, что у вас получилось?
Обучающиеся: Сверяют со слайдами 16, 17.
Домашнее задание (2 мин.)
Дома вам нужно будет (Слайд 18)
перенести все записи и построения из «Памятки ученика» в рабочую тетрадь;
прочитать п. 4.1. (полностью);
и выполнить два задания в рабочей тетради:
Определите по блок-схеме результат исполнения алгоритма.
Составьте блок-схему работы алгоритма следующей задачи. Даны два ведёрка с разноцветными шариками. В одном ведёрке находятся красные и жёлтые шарики, а в другом синие и зелёные. Подсчитать количество жёлтых шариков и количество синих шариков.
Карточки с этими заданиями уже на столах! Работу выполняйте на них же! Может, у кого ни будь есть вопросы по домашней работе?
Обучающиеся: Задают вопросы по домашней работе.
Подведение итогов урока, выставление оценок (4 мин.)
Преподаватель: Давайте подведем итоги нашего урока, перед вами на столах лежат листы самоконтроля, в них вы можете самостоятельно оценить свою работу на уроке и выполнение двух заданий из практической работы. Каждый пункт можно оценить от 1 до 5 баллов, затем сложите их и сравните полученный результат с критериями, приведенными ниже. Передайте их мне.
Обучающиеся: Выставляют оценки и передают карточки учителю.
Преподаватель: Итак, на этом уроке мы расширили наши знания об алгоритмах. Узнали, что есть неполные ветвящиеся алгоритмы. А так же, выяснили, что множественное ветвление может значительно сократить и облегчить запись алгоритмов. А циклы, оказывается, есть с предусловием и постусловием. В наших задачах можно использовать и тот и другой вид, в зависимости от того, чьё решение будет проще, экономичней и изящней.
Рефлексия (3 мин.)
Преподаватель: Как вы думаете, мы достигли нашей цели, поставленной в начале урока? Что понравилось на уроке? Что нет? Может быть чего то не хватало на уроке? А может, что то вызвало затруднение?
Обучающиеся: Отвечают на вопросы.
Заключительная часть (1 мин.)
Понимание того, что мы сегодня изучили, в будущем может очень позитивно сказаться на успешном понимании раздела «Программирование», потому, что эти знания являются базовыми (фундаментальными) и без них мы не сможем двигаться дальше. Урок окончен, спасибо за внимание! (Слайд 19)