Доклад Метод проектов в работе учителя начальной школы. Развитие исследовательского поведения учащихся в рамках требований ФГОС.


Метод проектов в работе учителя начальной школы.
Развитие исследовательского поведения учащихся в рамках требований ФГОС.

Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым. Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальной школе, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС (Федерального государствен-ного образовательного стандарта) второго поколения представлен совершен-но новый раздел «Внеурочная работа».
Это нововведение удачно как для учителя начальной школы, так и для ребенка, потому что отводимые часы используются на реализацию различ-ных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы и др.
Одним из направлений образовательно-воспитательной деятельности является проектная деятельность.
Научно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь, самого педагога, хорошего владения методиками исследования, наличия библиотеки со специализированной литературой, и вообще, желания углубленно заниматься исследовательской деятельностью с учащимися.
Для развития навыков исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения:
· видеть проблему;
· задавать вопросы;
· выдвигать гипотезы;
· давать определения понятиям;
· классифицировать;
· наблюдать;
· проводить эксперимент;
· делать выводы и умозаключения;
· доказывать и защищать свои идеи.
Федеральный научно-методический центр имени Леонида Владимиро-вича Занкова разработал учебное пособие «Я – исследователь» (автор – Савенков Александр Ильич), которое помогает включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Данное пособие разработано специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Рабочая тетрадь «Я – исследователь» адресована школьникам 2 – 4 классов. Ее могут использовать педагоги во внеурочной и внеклассной работе, а также родители для развития творческих способностей детей.
Рабочая тетрадь выпущена в Самаре в издательстве «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» в 2008 году.
Вашему вниманию предлагается презентация данной тетради.
Слайд 1.
Савенков Александр Ильич «Я – исследователь». Рабочая тетрадь для младших школьников.
Слайд 2.
Дорогой друг!
Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований.
Слайд 3.
Как выбрать тему исследования.
Начало любого исследования – это тема твоей работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Слайд 4.
Какими могут быть темы исследования.
Все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные и теоретические.
Слайд 5.
Цель и задачи исследования.
Ты назвал, сформулировал тему своего исследования. Теперь надо подумать над целями и задачами твоей работы. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Слайд 6.
Гипотеза исследования.
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтвержденная опытом.
Слайд 7.
Запиши свою гипотезу.
Предположим, …
Допустим, …
Возможно, …
Что, если …
Слайд 8.
Организация исследования.
Как составить план работы.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод – это способ, прием познания явлений окружающего мира.
Далее предлагается список доступных методов.
Слайд 9.
Подумать самостоятельно.
С этого надо начинать любую исследовательскую работу.
На следующей странице предлагается записать свои ответы.
Слайд 10.
Просмотреть книги о том, что исследуешь.
Начинать работу нужно с энциклопедий и справочников. Твоими помощниками станут детские энциклопедии. Информация в них выстроена по принципу: кратко, точно, доступно обо всем. Справа на странице предлагают записать все, что узнали из книг.
Слайд 11.
Спросить у других людей.
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. Информацию, полученную от других людей надо записать на следующую страницу.
Слайд 12.
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования.
Ты, конечно, знаешь, что фильмы бывают научные, научно-популярные, документальные и художественные. Они настоящий клад для исследователя.
Не забудь об этом источнике знаний! Все новое, что ты узнал о предмете своего исследования из фильмов тоже надо записать на следующей странице.
Слайд 13.
Обратиться к компьютеру.
Сегодня ни один ученый не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Через сеть Интернет можно почерпнуть обширные сведения по многим вопросам. С помощью компьютерных программ ты сможешь посетить виртуальные музеи и полистать страницы энциклопедических справочников. Справа на странице запиши все, что тебе помог узнать компьютер.
Слайд 14.
Понаблюдать.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для этого создано множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы приборы ночного видения.
Проведи свои наблюдения и запиши информацию, полученную с помощью наблюдений на следующей странице.
Слайд 15.
Провести эксперимент.
Эксперимент – это проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук.
Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Предлагают продумать и записать сначала план экспериментов, а затем и результаты своих экспериментов.
Слайд 16.
Подготовка к защите исследовательской работы.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10.Подготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать.
Слайды 17,18,19.
Здесь даются подробные разъяснения пунктов 1 – 7, как подготовиться к защите.
Слайд 20.
8. Подготовить текст.
Текст должен быть кратким, и его можно составить по такому плану:
Почему избрана эта тема.
Какую цель преследовало исследование.
Какие ставились задачи.
Какие гипотезы проверялись.
Какие использовались методы и средства исследования.
Каким был план исследования.
Какие результаты получены.
Какие выводы сделаны по итогам исследования.
Что можно исследовать в этом направлении дальше.
Далее дается место для записи текста доклада.
Слайд 21.
9.Схемы, чертежи, рисунки, макеты.
Доклад будет понят и воспринят лучше, если его проиллюстрировать рисунками, чертежами, макетами. С правой стороны дается место, чтобы нарисовать чертежи, макеты или рисунки по теме исследования.
Слайд 22.
10.Подготовиться к ответам на вопросы.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору.
Слайд 23.
От чего зависит успех.
Есть несколько правил, которых ты должен придерживаться в своей работе, если желаешь, чтобы она была успешной:
Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
Действуя, не бойся совершить ошибку.
Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Настоящий исследователь преодолевает любые преграды на своем пути. Самое главное – ты должен верить, что достигнешь намеченной цели. Стремись к ней, невзирая на трудности. Верь в себя, в то, что ты – настоящий исследователь!
Слайд 24.
Дорогой друг!
Вот и заканчивается наша необычная тетрадь. Надеемся, ты кое-чему научился и теперь при необходимости сможешь добывать знания самостоятельно.
Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Не привыкайте к чудесам – Прикладывайтесь к родникам –
Дивитесь им, дивитесь! Ничто не повторится.
Не привыкайте к небесам, За мигом миг, за шагом шаг
Руками к ним тянитесь Впадайте в изумленье,
Приглядывайтесь к облакам, Всё будет так – и всё не так
Прислушивайтесь к птицам, Через одно мгновенье.