Реализация ФГОС: внеурочная деятельность


Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов.
Поэтому в ближайшее время педагогу предстоит работать в сложных, современных условиях:
расслоения населения по уровням обеспеченности и уровням образованности
резкого снижения уровня чтения
ограниченности общения со сверстниками
неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций
разрастания в обществе стилей и форм, уводящих от реальности
Таким образом, сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит проблема организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, который предлагает нам готовые программы внеурочной деятельности:
Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов Программы внеурочной деятельности в школе: игра и досуговое общение детей
Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова, П.В. Степанов Программы внеурочной деятельности в школе: познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение детей
Д.В. Григорьев Программы внеурочной деятельности в школе: производительныфй труд и техническое творчество детей
Д.В. Григорьев Программы внеурочной деятельности в школе: социальное и художественное творчество детей
Г.А. Колодницкий, М.В. Маслов Внеурочная деятельность учащихся. Футбол
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика
Д.В. Григорьев, И.Я. Степанова Программы внеурочной деятельности в школе: спорт, оздоровление, туризм
Цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций
Она ориентирована на создание условий для совместной деятельности, творческой реализации, позитивного отношения к действительности, профессионального самоопределения, активного сотрудничества со сверстниками и педагогами.
Внеурочная деятельность выполняет следующие задачи:
Обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе
Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
Улучшить условия для развития ребёнка
Учесть возрастные и индивидуальные особенности
Принципы организации ВУД:
Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребёнка
Единство обучения, воспитания и развития
Практико-деятельностная основа образовательного процесса
Соответствие возрастным особенностям обучающихся
Преемственность между начальной школой и средним звеном
Начальная школа работает по следующим направлениям внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное - «Здоровейка»
социальное - «Имею право»
культурное - театральная студия
художественно-эстетическое - «Семицветик», «Волшебная кисточка»
Интеллектуальное – «Развивалочка», «Информатика в играх и задачах»
В 2013-2014 учебном году на базе начальной школы работает экспериментальная площадка по адаптации новой программы «Начальная инновационная школа». В рамках этой программы к внеурочной деятельности прибавлены «Введение в экологию», «Основы здорового образа жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности»
С 2012 года среднее звено нашей школы в пилотном режиме также работает по системе ФГОС. Поэтому в основной школе разработана своя модель внеурочной деятельности, которая включает в себя следующие направления:
Спортивно-оздоровительное «Баскетбол»
Социальное «Памятники ЮНЕСКО в России», «Моделирование костюма в национальных традициях»
Культурное «Театр по-английски», «Страницы родной истории», «Клуб КВН»
Художественно-эстетическое «Мир вокруг нас»
Интеллектуальное «Умники и умницы», «Занимательный английский»
Более подробно я остановлюсь на внеурочной деятельности интеллектуального направления «Умники и умницы». Я работаю по программе Н.А. Криволаповой. Для реализации данной программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа развития познавательных способностей учащихся и сборник заданий к данной программе.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков, так как овладение ими ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения
Каждое занятие ориентировано на формирование определённых учебно-интеллектуальных, учебно-информационных умений. Проводимые занятия носят безоценочный характер, поэтому особенно важен самоанализ.
В качестве основных этапов каждого занятия можно выделить следующие виды организации деятельности учащихся: разминка
Организуя деятельность, необходимо продумывать структуру занятия так, чтобы все дети были вовлечены в деятельность, и каждый ребёнок в процессе был услышан, поощрен, замечен учителем. Для определения влияния занятий на развитие интеллектуально-познавательных сфер проводится диагностика