Презентация курсового проекта Реализация ФГОС НОО . Внеурочная деятельность
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИСПЕЦИАЛИСТОВ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВОЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Выполнила: Акимова Л.П., учитель французского языка МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района Проверила: Слепова Н.Б., методист кафедры гуманитарных дисциплин Саранск 2014 год Объект исследования: система основного общего образования в условиях введения ФГОС Предмет исследования: внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС ОООЦель исследования: изучить формы реализации внеурочной деятельности по иностранным языкам в условиях введения ФГОС ООО Гипотеза эффективность организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть обеспечена, если:система общего образования будет ориентирована на интересы личности в непрерывном ее совершенствовании;она строится на основе анализа потребностей учета позиций инициаторов, заказчиков и потребителей этих услуг;система общего образования в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия для внеурочной деятельности; будут созданы образовательные программы для реализации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО. Задачи исследования проанализировать психолого-педагогическую литературу по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО;на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы определить основные теоретические и практические подходы к организации внеурочной деятельности;исследовать основные формы реализации внеурочной деятельности по иностранным языкам;разработать программу внеурочной деятельности по французскому языку «Клуб французской песни» Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ОООВ качестве базы исследования выбрано муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.Степень внедрения — частичная.Область применения — использование учителями учреждений общего образования.Эффективность — повышение качества деятельности образовательного учреждения в реализации внеурочной деятельности по иностранным языкам. Актуальность 15. Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;внеурочная деятельность. УтвержденПриказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 17 декабря 2010 г. N 1897 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ III. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативовФормы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение Цели внеурочной деятельности Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.Создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив Задачи внеурочной деятельности Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время. Организация информационной поддержки учащихся.Совершенствование материально-технической базы организации досуга Задачи внеурочной деятельности Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с социумом, общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательной организации, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, научные общества, и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);дополнительные образовательные программы самой образовательной организации;образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования и т.д.);через деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик работников образования;инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. Направления внеурочной деятельности духовно-нравственное физкультурно-спортивное оздоровительное социальноеобщеинтеллектуальноеобщекультурное Формы реализации внеурочной деятельности кружкихудожественные студии спортивные клубы и секции юношеские организации краеведческая работа научно-практические конференции школьные научные общества олимпиады поисковые и научные исследованияобщественно полезные практики военно-патриотические объединения и т.д. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ«Клуб французской песни» (для учащихся 5-го класса) Автор – составитель: Акимова Л.П., учитель французского языка высшей квалификационной категории Пояснительная записка Изучение предмета «Французский язык» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся. Программа внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.) (Фундаментальное ядро содержания общего образования, Требований к результатам усвоения основной образовательной программы основного общего образования, основных идеи и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования). Программа внеурочной деятельности по французскому языку содержит следующие разделы: пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения иностранному языку в 5 классе, раскрываются особенности содержания лингвистического образования, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;содержание учебного предмета, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;планируемые результаты освоения учебного предмета, описанные на уровне конкретных предметных действий, которыми должен овладеть обучающийся в итоге освоения программы учебного предмета.; список источников. Цель и задачи учебного предмета «Французский язык» Изучение французского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения; учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;Задачи: формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек. Общая характеристика учебного предмета «Французский язык» Основная школа — вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Обучающиеся 5 класса характеризуются наличием значительных изменений в развитии, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках.У обучающихся 5 класса совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых языковых и речевых средств, улучшается качество практического владения иностранным языком, возрастает степень самостоятельности школьников и их творческой активности.В 5 классе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, осознание места и роли родного и иностранных языков в целостном поликультурном, полиязычном мире как средств общения, познания, самореализации и социальной адаптации, развитие средствами учебного предмета таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры.Продолжается развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве всех ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Однако еще большее значение приобретают принципы дифференциации и индивидуализации обучения. Это придает обучению ярко выраженный практико-ориентированный характер, проявляющийся в том числе в формировании надпредметных ключевых компетенций — готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала. Основные содержательные линии. Первой содержательной линией учебного предмета «Французский язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй — языковые средства и навыки оперирования ими, третьей— социокультурные знания и умения.Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Французский язык». Описание места курса в учебном плане Иностранный язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника. Программа внеурочной деятельности по французскому языку «Клуб французской детской песни» реализуется через учебный план, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса во внеурочное время в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования. Программа реализуется в общекультурном направлении в форме клуба. Программа «Клуб французской песни» рассчитана на обучающихся 5 -го класса, составлена из расчета 34 часа в год, 1 час в неделю. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение французского языка в 5 классе обеспечивает достижение следующих образовательных результатов:в личностном направлении: формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию;осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.в метапредметном направлении:развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. в предметном направлении: Предметное содержание речи.Внешность и черты характера человека.Досуг и увлечения (музыка). Природа: флора и фауна. Климат, погода. Страна изучаемого языка.Культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи)Виды речевой деятельности/Коммуникативные уменияАудированиеДальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.Типы текстов: стихотворение, песня и др.Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.ЧтениеУмение читать и понимать аутентичные тексты с полным пониманием содержания (изучающее чтениеТипы текстов: стихотворение, песня и др.Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся, иметь образовательную и воспитательную цен-ность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся.Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.Письменная речьДальнейшее развитие и совершенствование письменной речи. Языковые знания и навыки ОрфографияЗнание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.Фонетическая сторона речиНавыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.Лексическая сторона речиНавыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики 5 класса, в том числе наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, оценочной лексики. Грамматическая сторона речи.Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи глаголов, артиклей, личных местоимений, прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий, предлогов, количественных и порядковых числительных. Социокультурные знания и уменияУмение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).Это предполагает овладение:знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;сведениями о культурном наследии;распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке Компенсаторные уменияСовершенствуются умения:переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;Общеучебные умения и универсальные способы деятельностиФормируются и совершенствуются умения:работать с информацией: сокращение, расширение устной и пись-менной информации; работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основ-ной, запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.Специальные учебные уменияФормируются и совершенствуются умения:находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;семантизировать слова на основе языковой догадки;выборочно использовать перевод; пользоваться двуязычным и толковым словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера. Содержание учебного предмета Раздел 1. Внешность и черты характера человека. личностные УУД (устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);регулятивные УУД (целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);коммуникативные УУД (владеть устной и письменной речью; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии);познавательные УУД (осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять сравнение ; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий). Тематическое планирование Тема «Внешность и черты характера человека» (4 часа)Песня «Tete, epaules et genoux, pieds». Лексика (la tete, les epaules, les genoux, le pied, les yeux, les oreilles, la bouche) Песня «Savez –vous plantez les choux» Лексика (la main, le coude, le pied, le genoux, le nez ) Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по французскому языку в 5 классе. в области аудированиявоспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста. в области чтения читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений; догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником в области фонетической стороны речиразличать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить все звуки французского языка;соблюдать правильное ударение в изученных словах;ОрфографияВыпускник научится правильно писать изученные слова.Выпускник получит возможность научиться сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их транскрипцию.Лексическая сторона речиВыпускник научится:узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания; употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания в пределах тематики 5 класса в соответствии с решаемой коммуникативной задачей; соблюдать существующие во французском языке нормы лексической сочетаемости Грамматическая сторона речиВыпускник научится:распознавать и употреблять в речи: различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные;распространённые простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; имена существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения; имена существительные c определённым/неопределённым артиклем; личные, притяжательные местоимения; имена прилагательные в положительной степени, образованные по правилу и исключения; а также наречия, выражающие количество;количественные и порядковые числительные;глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: УтвержденПриказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот 17 декабря 2010 г. N 1897ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Иностранный язык. Второй иностранный язык: 1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Список источников Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанниковПриказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).Приказ Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.