НПК учителей ФОРМИРОВАНИЕ коммуникативных УУД на уроках физической культуры
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа № 7
городского округа город Нефтекамск республики Башкортостан
Направление:
«Инновационные формы и методы в обучении и воспитании»
ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Афонина О.Н.,
учитель физической культуры
МОБУ СОШ № 7
Нефтекамск, 2015
Содержание:
1. Введение
3-4
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры
2.1 Функции и виды универсальных учебных действий
5-6
2.2 Коммуникативные УУД
7-8
2.3. Условия формирования коммуникативных
универсальных учебных действий
9-10
2.4. Приёмы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры
11-12
2.5. Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
13
3. Заключение
14
4. Литература и источники
15
5. Приложения
16-22
1. ВВЕДЕНИЕ
В рамках реализации ФГОС приоритетной целью современного школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Среди универсальных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации. Кроме того, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими. Вместе с тем, анализ различной педагогической литературы, статей, посвящённых проблеме формирования УУД, показал, что вопрос формирования коммуникативных УУД именно на уроках физической культуры рассмотрен недостаточно. Именно поэтому считаю, что выбранная тема исследования является на сегодняшний день достаточно актуальной.
Цель: определить психолого-педагогические условия, наиболее эффективные приёмы, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Задачи:
изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных УУД младших школьников;
проанализировать Программу формирования УУД, как составную часть Основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ №7
разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования состоит в следующем: если учитель осознает важность формирования у школьников коммуникативных УУД и ведёт в этом направлении целенаправленную работу, соблюдая определённые условия, то процесс формирования коммуникативных УУД будет успешным.
Предполагаемый результат:
позитивная динамика сформированности коммуникативных УУД школьников
разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры
изменение отношений «ученик – учитель – родитель» в сторону сотрудничества.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Функции и виды универсальных учебных действий
Проектирование образовательной программы начального общего образования согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
В педагогической литературе выделяют следующие функции универсальных учебных действий:
1. Обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения (ставить цели, искать методы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности).
2. Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
3. Обеспечение успешного усвоения знаний, учений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
1. Личностные УУД, включающие профессиональное, жизненное и личностное самоопределение, действие смыслообразования, действие нравственно-этического оценивания.
2. Познавательные УУД, включающие следующие действия: общеучебные, логические, постановки и решения проблем.
3. Коммуникативные УУД, включающие планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
4. Регулятивные УУД, включающие действия саморегуляции и обеспечивающие организацию учебной деятельности.
Подробнее остановимся на коммуникативных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников, а значит и в основе успешности всего обучения в начальной школе.
2.2 Коммуникативные УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- умение слушать собеседника[1].
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе:
- возрастает сплоченность класса;
- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;
- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей[2].
Действительно, наблюдения за первоклассниками показывают, что уровень развития у многих из них реальной коммуникативной компетентности далек от желаемого. Поэтому младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности.
2.3. Условия формирования коммуникативных
универсальных учебных действий
Анализ педагогической литературы, опыта работы коллег, своего опыта позволил определить условия, необходимые для формирования коммуникативных УУД на уроках физической культуры.
Основными условиями качественной работы по формированию УУД школьников являются искренняя заинтересованность учителя, целенаправленность и систематичность работы в данном направлении.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с взрослыми. В возрасте 67 лет у детей появляется интерес к интенсивному установлению дружеских контактов, поэтому учить школьников сотрудничеству (помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль и т. д.) необходимо опираясь на это их стремление. Кроме того, формирование коммуникативных УУД (как и других видов УУД) невозможно без учёта индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Работая над формированием коммуникативных УУД, учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями:
- состояние здоровья детей;
- уровень развития речи;
- степень владения русским языком;
- умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
- стремление принимать и решать учебную задачу;
- навыки общения со сверстниками;
- умение контролировать свои действия на уроке.
На начальном этапе обучения ведущей деятельностью учащихся является игровая, оказывающая существенное влияние на развитие коммуникативных способностей[3]. Поэтому одним из условий является организация работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников именно в процессе игровой деятельности, тем более что уроки физической культуры как никакие другие, предполагают проведение большого количества различных подвижных коллективных игр.
Естественно в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать коммуникативные УУД в полной мере. Поэтому следующим условием является тесное сотрудничество учителя физической культуры с учителями начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом и родителями обучающихся.
Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:
учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;
учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;
учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.
Ещё одно непременное условие – постоянный анализ имеющейся ситуации. Здесь помогут такие методы как различные диагностики сформированности коммуникативных УУД, беседа, наблюдение за обучающимися как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
2.4. Приёмы и методы формирования коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках физической культуры
В Программе формирования УУД у обучающихся МОБУ СОШ №7 на ступени начального общего образования, входящей в Основную образовательную программу начального общего образования МОБУ СОШ №7 говорится: ««Физическая культура» как учебный предмет способствует: в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнера, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта – формированию умений планировать общую цель и пути ее достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата)».
Проанализировав педагогическую литературу, различные статьи учителей физической культуры (в том числе опубликованные в сети Интернет), определила следующие приёмы и методы, направленные на формирование коммуникативных УУД на уроках физической культуры:
Универсальные учебные действия
Приёмы и методы
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.
выполнение общеразвивающих упражнений под стихотворное сопровождение (кроме того, стихи помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память)
Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.
комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версий
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
составлять свои комбинации упражнений, учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач, учить аргументировать свою позицию
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
в командных играх и эстафетах создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусов
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
учить работе в группах, парах, соперничающих командах;
создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работы
Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности; построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности
Примеры стихотворений, подвижных игр, считалок представлены в Приложении 1.
2.5. Изучение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Организация систематической работы по формированию коммуникативных УУД невозможна без анализа имеющейся ситуации. В целях определения уровня сформированности коммуникативных УУД в 1-3 классах школы была проведена диагностика по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман (Приложение 2).
Результаты диагностики представлены в Приложении 3.
Исходя из результатов диагностики можно сделать следующие выводы:
1) на достаточно высоком уровне сформированы коммуникативные умения у обучающихся 3-х классов (большинство детей активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию, строят совместное действие; следят за реализацией принятого замысла)
2) большинство обучающихся 1-х классов пока показывают низкий уровень сформированности коммуникативных УУД (дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своём).
В целях определения динамики формирования коммуникативных УУД диагностики должны проводиться 2-3 раза в год.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся коммуникативных УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
4. ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1.Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009. - № 2.
2. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.
3. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. - 2008. - №7.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
5. Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение, 2012;
6. Основная образовательная программа начального общего образования МОБУ СОШ №7, 2012.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 1
Стихотворения для различных движений, упражнений и игр.
Для построения:
Сколько нас? Давай считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Это Надя, это Миша.
Рядом – Рита, Вера, Гриша.
Для ходьбы:
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Для бега:
Раз-два, раз-два,
Замелькали пятки,
Как чудесно босиком
Бегать на зарядке.
Для упражнений в движении:
Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем (ходьба на внешней и внутренней стороне стопы).
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода (прыжки на одной ноге).
Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы ребятишки (прыжки на двух ногах).
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем (наклоны туловища вперед).
Для упражнений на месте:
«Вырастем большими».
И.п. – основная стойка. Подтягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п.
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз!
«Клен».
И.п. – ноги на ширине плеч руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен!
«Лесорубы».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху, пальцы в «замок». Наклоны вперед с глубоким выдохом (все хором произносят: «Бах!»).
Лесорубами мы стали,
Топоры в руки взяли
И, руками сделав взмах,
По полену сильно – бах!
«Ванька-встанька».
Ип – основная стойка. Присесть, руки положить на колени, голову опустить.
Ванька – встанька!
Приседай-ка!
Непослушный ты какой,
Нам не справиться с тобой!
Для подвижных игр:
Космонавты. По углам площадки чертят 5-8 больших кругов- ракетодром. Внутри каждого ракетодрома стоянки для 2-5 ракет (можно положить кружочки или нарисовать). Количество стоянок должно быть на 5-8 меньше числа играющих.
Играющие ходят по кругу, взявшись за руки, и произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой из стоянок для ракет. Оставшиеся без места выбывают, из игры.
Совушка. Из играющих выбирается водящий – Совушка. Остальные – полевые мыши. Совушка становится в свое гнездо, а мышки располагаются по всему залу у стен, в «норках». Днем Совушка сидит и спит в своем гнезде, а мышки бегают и прыгают по всему залу проговаривая слова:
Совушка – сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Глазами не глядит,
Ночь наступает
Совушка вылетает!
Последние слова являются сигналом к полету Совушки. Все мышки бегут в норки и застывают без движения. Если кто-то из мышей пошевелился, Совушка забирает их к себе в норку. В конце игры отмечаются мышки, которые не были пойманы ни разу.
Для считалок:
Сива-ива Вышел ёжик
Сиваива, вышележикизтумана Дубаклён, выпилсокаполстакана Шугаюга, посмотрелвпустойстакан Вышелвон! иопятьушёлв туман
Ежик Черепаха хвост поджала
Ежикёжикчудачок, Черепахахвостподжала Сшилколючийпиджачок. Изазайцемпобежала Всталвкружокинусчитать Оказаласьвпереди, Намводилкувыбирать! Ктоне веритвыходи!
Приложение 2
Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман
Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.
Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Приложение 3
Результаты диагностики обучающихся 1-3 классов МОБУ СОШ №7
по методике «Рукавички» Г.А. Цукерман
Срок проведения: декабрь 2014года.
Участники: учащиеся 1-3 классов МОБУ СОШ №7.
Результаты:
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13PAGE 15
13PAGE 14315