Контрольные диктанты порусскому языку для промежуточной аттестации. 5-8 классы.
Контрольный диктант по русскому языку в 5 классе
для прохождения промежуточной аттестации
Текст
Лисенята Маленькая лисичка родилась в глубокой тесной норе. У лисички было четверо братьев и сестёр. Все они были жалкие, неуклюжие и слепые. Мать-лиса кормила их своим молоком и согревала своим телом: на ней была пушистая, мягкая шёрстка. Мать-лиса редко уходила из норы. Побежит поесть и опять придёт к детям. Тепло и хорошо было лисенятам в норе у матери.
Через две недели у лисенят открылись глаза и начали прорезываться зубки.
Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку. Сначала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг. Как хорошо! Трава мягкая, пушистая, цветочки жёлтенькие! Солнце согревало лисичку, ей было тепло и весело.
(111 слов)
Грамматические задания
I вариант
Сделать морфемный разбор слова «уходила».
Сделать синтаксический разбор предложения «Однажды мать взяла одну из лисичек за спинку зубами, вынесла из норы и осторожно положила на мягкую травку».
II вариант
Сделать морфемный разбор слова «побежит».
Сделать синтаксический разбор предложения «Сначала свет солнца ослепил лисичку, но потом она посмотрела вокруг».
Контрольный диктант по русскому языку в 6 классе
для прохождения промежуточной аттестации
Текст
Воробей
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и с отчаянным писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Мой Трезор остановился, попятился…
Я поспешил отозвать пса – и удалился.
(109 слов)
Грамматические задания
I вариант
Сделать морфологический разбор слова «молодого» (четвёртое предложение текста).
Сделать синтаксический разбор предложения «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада».
II вариант
1. Сделать морфологический разбор слова «зубастой» (пятое предложение текста).
2. Сделать синтаксический разбор предложения «Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья».
Контрольный диктант по русскому языку в 7 классе
для прохождения промежуточной аттестации
Текст
Загадка шаровой молнии
Природа обычной молнии разгадана давным-давно. С шаровой молнией учёным повезло меньше. Её происхождение до сих пор неясно. Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара. Нередко по неизвестным причинам происходит взрыв. Но она может исчезнуть и спокойно, выбрасывая из себя искры.
Издавна шаровая молния приковывает внимание необычностью своего поведения.
Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется. Она может парить над землёй или двигаться параллельно. Температура в шаровых молниях поднимается отнюдь не высоко. Она гораздо ниже той, при которой светится обычный воздух.
В чём загадка шаровой молнии? На этот вопрос учёным ещё предстоит ответить.
(109 слов)
Грамматические задания
I вариант
Сделать разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова «издавна».
Сделать синтаксический разбор предложения «Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара».
II вариант
1. Сделать разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова «нередко».
2. Сделать синтаксический разбор предложения «Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется».
. Контрольный диктант по русскому языку в 8 классе
для прохождения промежуточной аттестации
Текст
Кувшинки в океане
По спокойной воде пруда медленно, лениво покачиваются широкие листья кувшинок. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова.
Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.
Молодой французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, предложил проект города на воде. На Японских островах уже нет почти места для городов. Так почему бы не создать искусственные города-острова?
Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона, только вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля – озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. С материком этот плавающий остров соединён мощным мостом-автострадой.
(108 слов)