Сценарий внеклассного мероприятия Литературно-музыкальная композиция Великой Победе посвящается…
Сценарий внеклассного мероприятия
Литературно-музыкальная композиция «Великой Победе посвящается…»
Авторская работа Николаевой Натальи Сергеевны, учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Идыгинская средняя общеобразовательная школа
Пояснительная записка к сценарию литературно-музыкальной композиции «Великой Победе посвящается…»
Данная авторская разработка является результатом творческой связки: учитель-ученик; ученик-учитель. Воспитательная работа в школе всегда системна и постоянна, в противном случае результатов не будет. Ведь ни для кого не секрет, что оценка труда учителя по данному вопросу видна в перспективе, по истечении какого-то времени, когда можно уверенно сказать: «Человек состоялся». Конечно, успех воспитания зависит от многих составляющих, но роль школы ни в коем случае нельзя умалять, хотя в последнее время нас призывают «оказывать услуги», с чем я в корне не согласна. Для меня в официальном определении « педагогики» как науки на первом месте стоит воспитание, вместе с тем понятно, что воспитание и обучение – это двуединый процесс, который не должен и не может существовать без обоих понятий.
В связи с малочисленностью учеников в классе я в основном использую технологию КОДа (коллективное общее дело), не забывая об индивидуальной работе по мере необходимости. У нас есть девиз, своя песня, а также своя школьная символика: гимн (я являюсь автором слов), флаг, эмблема. Каждое большое мероприятие в школе начинается с исполнения Гимна и поднятия флага, как российского, так и нашего школьного. Всё это здорово воспитывает и объединяет. Мы хотим, чтобы из наших детей выросли патриоты, настоящие граждане нашей великой России. На сегодняшний день в вопросе воспитания – это приоритетная задача всего общества, требующая быстрого и своевременного решения. Мне кажется, что отсутствие детской общественной организации, объединяющей всех учащихся страны – большой минус, а её наличие могло бы снять очень много проблем, связанных с воспитанием юных россиян. Чем не национальная идея?! Ведь человека надо, говорят, воспитывать, когда он лежит поперёк кровати, а не вдоль.
Настоящая разработка составлена из стихов моей ученицы, Махеевой Елены, моих стихов. Считаю, что такая работа имеет огромное воспитывающее значение, практическую ценность трудно переоценить. Во-первых, осознание того, что стихи можно писать не только признанным поэтам, а простым смертным, мне кажется, «возбуждает» самого ребёнка к творчеству. Во-вторых, другими глазами смотрят ребята на своих одноклассников, других учеников, растёт чей-то рейтинг, повышается самооценка, особенно если раньше этот ученик находился в тени. В-третьих, интерес к литературе, к поэзии налицо. Стихи из композиции можно читать как самостоятельное произведение, анализировать, т.е. использовать на уроках литературы; во внеклассных мероприятиях, классных часах, на уроках Мужества или других масштабных мероприятиях. С данной композицией мы выступали на Фестивале народного творчества, посвящённого Дню Победы. Она была тепло принята слушателями. Думается, о воспитании патриотизма говорить излишне. В последнее время данная проблема в нашем обществе звучит особенно злободневно: надо активно противодействовать попыткам переписывания истории, воспитывать настоящих патриотов страны, чтобы они любили своё отечество и в трудную минуту могли его защитить на любых фронтах, идеологическом в том числе. Ведь без прошлого не может быть будущего. А стихи в силу своей специфики оказывают большое воздействие на эмоциональное состояние человека, слушателя. Композиция рассчитана на аудиторию разновозрастную. Может, кому-то наши стихи покажутся простыми, незамысловатыми, но написаны они чистого сердца, с чистыми помыслами.
Литературно-музыкальная композиция «Великой Победе посвящается…».
1 чтец:
Родина… Что это?Роса на листе,Узор на стекле?
2 чтец:
Ветер с полей,Крик журавлей?
3 чтец:
Солнца восход,На реке ледоход?
4 чтец:
Друга рука,Песнь у костра?
5 чтец:
Звёзды в ночи,Хлеб на печи?
3 чтец:
В жизни многое можно познать,Если путь очень верный избрать,Если сердце любовью наполнить до края,Уваженье, отвагу, милосердие зная!
6 чтец:
Вот и значит, что Родина –Это страна, и земля, и мечта,И судьба – твоя и моя!
(Н.С Николаева «Родина»)
(На фоне портрета Борсоева Владимира Бузинаевича, Героя Советского Союза, и бурятской мелодии)
7 чтец:
Война взлетела ракетой,Прошла по натянутым нервам,И кануло в пропасть лето
Тысяча девятьсот сорок первого.Солдаты встали стеноюРодину защищать,Кровавою пеленою покрытоОблако под закат.
5 чтец:
Земляк наш, Владимир Борсоев¹,Бурятской земли славный сын,С войною решил поспорить –И в споре был не один.Как могли приближали победу,Хотели вернуться домойНо не знал Борсоев, не ведал:Подо Львовом погиб герой…6 чтец:
Холм Славы стоит обелиском.Всем, кто погиб, бы жить…Но разве без смертного рискаСмогли бы войну победить?
А памятник – тот же камень,Он может рассыпаться в прах…Но подвиг героя и славаБессмертны в наших сердцах.
(Е. Махеева «Памяти Борсоева»)
1 чтец:
Смотрю я фильмы и читаю книги о войне.
И столько ярости, страданий, страха, боли
Отражено в той ранней седине,
Что выпала бойцам на долю.
С деревни нашей много уходило
С мечтой вернуться на тоонто нютаг²,
Жаль, не у всех она осуществилась
Но кто погиб – погиб не просто так.
5 чтец:
Мы будем помнить подвиги героев,
Хоть многих имена нам неизвестны.
Средь них лежит и предок мой
Под Ленинградом где-то в страшном месте.
И каждый год уносит дальше нас
От страшных дней войны и смерти.
Солдаты, будем помнить подвиг, помнить Вас,
И славы память не померкнет!
(Е. Махеева «Наследие»)
Песня из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времён…»
8 чтец
Мы с мамой на ярмарке.
Все хохочут, поют, веселятся,
А я страшно боюсь потеряться
И поэтому крепко за руку держусь.
Вдруг волненье как будто в толпе,
Что-то странное движется с песней,
И становится душно и тесно
Среди яркого дня, среди моря людей.
Я увидела дядю в тележке:
Он катился, в руках – утюжки,
Вместо ног – «чурбачки»
Под коричневым кожаным фартуком.
Взгляд у дяди плохой:
Он глядит мимо нас, не моргая.
На рубашке «кружочки» сверкают.
– Он герой, – слышу мамин я голос.
– А герои бывают без ног?
– Да, они Родине честно служили,
Голодали и мёрзли, а всё-таки победили,
Дочка, помни об этом всегда.
Ты прости нас, безногий солдат второй мировой:
Снова порохом в воздухе пахнет,
Враг не дремлет, он очень опасен:
Алчность ему заслонила глаза!
Но мы верим, мы знаем – в атаку пойдёт твой бессмертный полк,
Он в боях за Отчизну проверен,
Он знает толк, как врага победить,
Что пришёл к нам с мечом!
(Н.С Николаева «Встреча»)
2 чтец:
Жизнь за Отечество отдать
Как будто рад солдат,
Но он ведь тоже человек – Он хочет жить. Служить?А если нет, то как родным
В глаза смотреть? Ответь.
3 чтец:
Не лучше ли в бою
Героем умереть?Ответа нет.Так думай сам, решение твоё…И жизнь твоя…Хотя в твоих руках,Судьба и мира, и моя!
(Е. Махеева « Долг»)
8 чтец:
Не могу без волнения слышать немецкую речь,
Хотя знаю: народа здесь нету вины,Но в сознании сразу – огромная печь,И колонны несчастных что сгинуть в ней разом должны.
Почему-то опять «стопроцентный ариец»
Голубым и презрительным взглядом мелькнёт,А в ушах женский крик: «кровопивец»,
Дверь той самой большой душегубки прервёт.
И тревожно гудит Бухенвальдский набат,Призывая к возмездию, памяти, миру,Между прошлым и будущим тонкий канат,Пусть не рвётся в веках и звучит торжествующей лирой.
Не могу без волненья слышать немецкую речь,Хотя знаю: народа здесь нету вины.
(Н.С. Николаева «Не могу без волнения…»)
Песня «Москвичи» – В. Винокуров
7 чтец:
Я вновь иду по замкнутому кругу:
Надежды нет, затерянный тупик,
Казалось, ободрял недавно друга,
А ныне сам невольно сник.
И тянется уныло бесконечно
Тропа, заросшая ромашкою в цвету.
1 чтец:
Когда-то ты, весёлый и беспечный,
Насвистывал мелодию, мечту,
Ждал чуда, были крылья за спиной,
Готовился умчаться к звёздам…
Но вот раздавлена мечта войной,
И выброшена танку под колёса.
9 чтец:
Но нет, врагам не уступлю.
Ещё никто не смог меня согнуть,
Я, если нужно, горы разверну,
Погибну сам, но сокрушу войну!
(Е. Махеева «Клятва»)
2 чтец:
Букет гвоздик, пучок еловых веток –
Обычная для памятников дань.
А для людей, огонь войны прошедших,
Важней всего не орден, не медаль.
3 чтец:
Им главное – людское понимание,
Тепло и свет, доверие, добро…
Не пожалеем нашего внимания
Для тех, кто жизнью рисковал порой.
4 чтец:
Им так важны сочувствие, любовь,
И знание, что ты кому-то нужен.
Что ты не зря сражался, пролил кровь,
И этот мир тобой заслужен!
(Е. Махеева «Ветеранам»)
Опубликовано в сборнике «Война… Взгляд из XXI века», Иркутск, 2007
6 чтец:
Это какое-то древнее зло:
Снова, опять развязали войну.
Тем, кто остался в живых повезло,
Тех, кто погиб, уже не вернуть.
Песня из кинофильма «В бой идут одни старики» «За того парня»
1 чтец:
Сила ценилась во все времена,
Но в эту войну всё было особо:
Многих погибших бойцов имена
Не высек никто, не поставил надгробий.
8 чтец:
Будет солнце светить ещё тысячи лет,
Ветер свистать, трава зеленеть,
От подвига их остался нам след,
И мир сохранить его должен успеть!
(Е. Махеева «Зло»)
Заключительная песня В. Цоя из кинофильма «Игла» «Звезда по имени «Солнце»