Рабочая программа спортивной секции по баскетболу
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности адресована в МОУ «Компрессорная СОШ» для обучающихся 4,5,6 классов
В системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Традиционно сложилось так, что многие учителя физической культуры, ведущие такие секции, не имеют каких-либо программ занятий. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
В основе адаптированной программы – Программа занятий спортивной секции по баскетболу, рекомендованная Министерством образования РФ от 2004 года. (Автор: Водянникова И.А.).
Срок реализации Программы: 2015 – 2016 год
Цель занятий – формирование физической культуры воспитанников. -формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школ города, пропаганда ЗОЖ.
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в баскетбол;
-обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на городских соревнованиях.
Задачи работы секции:
расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «баскетбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни;
совершенствование функциональных возможностей организма;
формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия;
формирование умений в организации и судействе спортивной игры «баскетбол».
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература. Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико - техническим действиям баскетболиста.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки представлено без распределения по классам. Исходя из степени готовности занимающихся, распределяется учебный материал.
Содержательное обеспечение разделов программы
Теоретическая подготовка
1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.3. Физическая подготовка баскетболиста. 4. Техническая подготовка баскетболиста. 5. Тактическая подготовка баскетболиста. 6. Психологическая подготовка баскетболиста.7. Соревновательная деятельность баскетболиста. 8. Организация и проведение соревнований по баскетболу. 9. Правила судейства соревнований по баскетболу. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.
Физическая подготовка
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты.1.4. Полосы препятствий.1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.2.2. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.2.4. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Учебно –тематический план на 35 недель
С недельной нагрузкой 1 час
№ Содержание курса Количество часов Перечень ууд1 Вводное занятие 1 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
2 Броски 8 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
3 Передачи 10 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
4 Ведения 6 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
5 Защита 7 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
6 Закрепление по технической и тактической подготовке 4 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
7 Всего часов 35 Личностные: Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»;; – сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на занятии. Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные:. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать предметы. Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности. Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи. Вступать в беседу на занятиях и в жизни Слушать и понимать речь других.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование занятий
секции по баскетболу
на 2015-2016 учебный год
№
Тема Занятий
Кол-во часов
Сроки проведения
План Факт
1 Вводное занятие 1 2.09 2 Техника перемещения ,ловля и передача мяча 1 9.09 3 Бросок после ведения мяча 1 16.09 4 Техника поворотов в движении 1 23.09 5 Техника бросков в прыжке с места 1 30.09 6 Техника передач и бросков в движении 1 7.10 7 Ведение мяча и передача в движении 1 14.10 8 Передача мяча одной рукой с поворотом и отвлекающим действием на передачу 1 21.10 9 Техника выбивания мяча после ведения 1 28.10 10 Закрепление выбивания мяча после ведения 4.11 11 Передача одной рукой с поворотом 1 11.11 12 Передача мяча в движении в парах 1 18.11 13 Передача мяча в тройках в движении 1 25.11 14 Закрепление передач в движении 1 2.12 15 Закрепление техники передач 1 9.12 16 Техника передач в движении,нападение через центрового игрока 1 16.12 17 Закрепление через центрового ,заслоны 1 23.12 18 Комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии 1 13.01 19 Закрепление комбинаций при вбрасывании мяча из-за боковой линии,заслоны1 20.01 20 Закрепление техники и тактики в игре 1 27.01 21 Быстрый прорыв,заслон центровым игроком 1 3.02 22 Закрепление техники плотной защиты,заслона с выходом на получение мяча от центрального 1 10.02 23 Закрепление техники отвлекающих действий на получение мяча с последующим проходом к щиту,предачи через центрового игрока 1 17.02 24 Закрепление техники накрывания мяча при броске,наведение защитника на центрового игрока 1 24.02 25 Техника борьбы за мяч отскочившего от щита 1 2.03 26 Закрепление техники высоко летящего мяча одной рукой,нападение двумя центрами и их взаимодействие 1 9.03 27 Закрепление передач на максимальной скорости 1 16.03 28 Нападение двумя центрами 1 23.03 29 Техника ведения на максимальной скорости 1 6..04 30 Закрепление техники ведения на максимальной скорости 1 13.04 31 Прием нормативов по технической и специальной подготовке 1 20.04 32 Закрепление техники добивания мяча в корзину 1 27.04 33 Закрепление ведения мяча ,комбинации при выполнении штрафных бросков 1 6405 34 Закрепление бросков в движении 1 11.05 35 Двусторонняя игра 1 18.05 Информационно-методическое обеспечение
Для учителя
1 Комплексная программа Физического воспитания учащихся 1-11 классов
В. И Лях
2 Белоусова В.В. «Воспитание в спорте». М. 1984г.
4. Добровольский В.К. «Физическая культура и здоровье». М. 1982г.
5 Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М.1982г.
6 Уваров В. «Смелые и ловкие». М. 1982г.
7 .Филин В.П. «Вспитание физических качеств у юных спортсменов». М. 1984г.
Для учащихся
3 Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 1984г
Материально-техническое оснащение
Оборудование
1.Баскетбольные кольца
2. Баскетбольные мячи
Предполагаемые результаты
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в баскетбол,
3.Участие в спартакиаде школы по баскетболу, формирование сборной команды для участия в Спартакиаде школьников города Ртищево.
4.Выполнение начальных спортивных разрядов.
5.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
6.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в городе.
7.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
Система оценки достигнутых результатов
Успешное выполнение физкультурных нормативов
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/пСодержание требований (вид испытаний) девочки мальчики
1 2 3 4
1.
2.
3.
4.
5.
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м) 5,0
11,9
150
35
5,0
7,5 4,9
11,2
170
45
6,0
9,5
Техническая подготовленность
№ п/пСодержание требований (вид испытаний) Количественный показатель
1 2 3
1.
2.
3.
4.
5. Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
Подача верхняя прямая в пределы площади
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах 4
3
3
8
3