Методическая разработка открытого занятия на тему Внутренняя и внешняя политика России в начале XXI века
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
Методическая разработка открытого занятия
Тема: Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.
Дисциплина: История
Магнитогорск: 2017 г.
Согласовано
Предметной комиссией
Социально-экономических дисциплин
Председатель _________________ /М.Н. Маликова
Протокол № 6 от 15 февраля 2017г.
Составитель:
преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» МпК __________/М.В.Юрина
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для всех специальностей.
Раздел рабочей программы: Раздел 10. Российская империя в XIX веке
Дисциплина общеобразовательного цикла способствует формированию универсальных учебных действий:
Личностные результаты должны отражать:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Предметные результаты должны отражать:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Метапредметные результаты должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.
Тема учебного занятия: Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.
Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, активизации познавательной активности и самостоятельной деятельности.
Развивающая цель: развитие навыков анализа информации, диалогической речи у студентов, аналитических способностей, умения вести дискуссию и аргументировать выбор собственной позиции.
Воспитательные цели: воспитание творческой личности, способной к самореализации; воспитание чувства патриотизма; воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины.
Организационная форма проведения занятия: лекция с элементами беседы
Методическая цель: организация занятия с использованием ТСО и самостоятельной работы студентов
Методическое обеспечение урока: презентация к уроку, видеоматериалы.
Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины/профессиональный модуль Изучаемая дисциплина
/профессиональный модуль Обеспечиваемые дисциплины/профессиональный модуль
История (школьный курс) История Обществознание, Основы социологии и политологии
Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Изучаемая тема Обеспечиваемые темы
Колониальная экспансия европейских стран. Индия. Китай и Япония. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века. Практическая работа № 6 «Значение движения декабристов».
Ход занятия
Этап
занятия Дидактические задачи этапа
занятия Методы и принципы
обучения Деятельность преподавателя Рефлексивная деятельность
студентов
1 2 3 5
I. Организационный этап занятия Подготовка студентов к работе на занятии Словесный метод обучения Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- выявление отсутствующих на уроке;
- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа). Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.
Психологическая установка на восприятие материала занятия Организация внимания и готовности к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте). Готовятся к восприятию темы занятия.
II. Вводный этап занятия Подготовка к основному этапу занятия. Сообще-ние темы Словесный метод обучения.
Принцип наглядности.
Тема занятия: Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века.
Запишите тему в тетради. Записывают в тетради тему занятия.
Постанов-ка цели Обеспечение самоосмысления через постановку цели. Словесный метод обучения.
Принцип сознательности и активности.
Принцип наглядности. Перед Вами стоит следующая цель: познакомиться с периодом правления Александра I; с внутренней и внешней политикой Российской империи в рассматриваемый период.
Обучающиеся осмысливают цель.
Мотива-ция Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, придающего ей личностный смысл и соответствующего требованиям учения и будущей профессии. Словесный метод обучения.
Принцип сознательности и активности. Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации учения. Осмысливают значимость материала данного урока в формировании профессионального опыта.
Входной контроль Актуализация опорных знаний.
Реализация связей:
межпредметных
внутрипредметных (материал предыдущих уроков). Метод устного контроля.
Принцип прочности усвоения знаний. Входной контроль.
Вопросы базовых дисциплин.
Отвечают на вопросы.
Коррек-ция опорных знаний. Выявление пробелов и внесение исправлений, поправок в опорных знаниях студентов. Словесный метод обучения.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Разбор вопросов. Определяют и восполняют пробелы в знаниях.
III. Основной этап занятия. Формиро-вание ориентиро-вочной основы учебной деятельнос-ти. Изучение нового материала. Обеспечение восприятия и осмысления способов действий (свойств, правил, принципов, алгоритмов, методов, особенностей).
Словесный метод обучения.
Наглядный метод обучения.
Принцип наглядности.
Принцип сознательности и активности.
Принцип систематичности и последовательности Вернёмся к теме и целям урока.
Изложение новой информации, составление алгоритма деятельности студентов по ее практическому применению.
Содержание:
(см. Приложение 1) Воспринимают, осмысливают способы действий.
Анализируют, конкретизируют (приводят примеры) полученную информацию, сравнивают ее с известной, ранее изученной, (делают вывод, синтезируют). Составляют алгоритм (последовательность) выполнения работы по практическому применению полученных знаний.
Первич-ное закрепление базисного уровня. Обеспечение репродуктивного воспроизведения материала на основе алгоритма действий. Наглядный метод обучения.
Практический метод обучения.
Принцип связи теории с практикой. Отвечают на вопросы преподавателя (см. Приложение 2).
Проверка понимания алгоритма действий. Определение возможности допуска обучающихся к самостоятельной работе. Наглядный метод обучения.
Принцип прочности усвоения знаний. Контроль уровня полученных знаний.
Отвечают на вопросы. Воспроизведение знаний ориентировочной основы действий (см. Приложение 2)
Наглядный метод обучения.
Принцип прочности усвоения знаний. Организация самоконтроля. Сравнение своих ответов с эталонами (см. Приложение 2)
Самостоя-тельная работа студентов по применению полученных знаний. Обеспечение самореализации через саморегуляцию и самоосмысление. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации. Наглядный метод обучения.
Практический метод обучения.
Задания для самостоятельной работы
(см. Приложение 2) Самостоятельное выполнение заданий с применением знаний в знакомой и измененной ситуациях
(пишут эссе)
IV. Заключи-тельный этап занятия. Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Словесный метод обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Подвести итоги. Анализ работы каждого студента.
Сообщить оценку качества работы каждого студента.
Отметить, кто добился отличного качества работы.
Разобрать наиболее характерные недочеты в работе студентов и рекомендации по их устранению. Самоанализ выполненной работы.
Самокоррекция.
Мотивация. Формирование у студентов ориентации на успех. Словесный метод обучения.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Поощрение студентов в процессе достижения ими поставленной цели (в т.ч. слабых). Самоактуализация. Саморегуляция через достижения цели.
Домашнее задание. Обеспечение понимания цели домашнего задания. Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Словесный метод обучения.
Принцип посильности и доступности обучения. Сообщение домашнего задания:
1. Выполнить
2. Повторить Самоосмысление способов выполнения домашнего задания.
Содержание основных этапов занятия, раздаточный материал представлены в приложениях.
Приложение 1
Содержание занятия:
Тема 10.1 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма: лекция с элементами беседы
Цели:
Дидактическая: создание условий для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, активизации познавательной активности и самостоятельной деятельности;
Развивающая: развить навыки анализа информации, диалогическую речь у студентов, аналитические способности, умение вести дискуссию и аргументировать выбор собственной позиции;
Воспитательные:
воспитание творческой личности, способной к самореализации;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины.
Межпредметные связи: социология, география, обществознание, политология
Учебно-наглядные пособия: карта, раздаточный материал
Структура урока:
I. Организационный этап занятия З мин.
II. Вводный этап занятия 5 мин.
1. Сообщение темы
2. Постановка цели
3. Мотивация
4. Входной контроль
5. Коррекция опорных знаний
Основной этап занятия 71мин.
Формирование ориентировочной основы учебной
деятельности. Изучение нового материала.
Первичное закрепление базисного уровня.
Проверка понимания алгоритма действий.
Коррекция знаний ориентировочной основы действий.
Самостоятельная работа студентов по применению
полученных знаний.
Заключительный этап занятия 4мин.
Мотивация
Д/З 1мин.
План урока:
Вступление на престол Александра I его первые преобразования.
Внешняя политика.
Внутренняя политика после 1812 г.
I. Организационный этап занятия:
Приветствие преподавателя и студентов. Проверка отсутствующих.
II. Вводный этап занятия:
Запись в тетради:
Тема урока «Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.» (Слайд 1)
Цель: познакомиться с периодом правления Александра I; с внутренней и внешней политикой Российской империи в рассматриваемый период.
План урока (Слайд 2)
Тема нашего урока, как и любая тема из курса истории, является достаточно актуальной в современном мире и имеет отношение к любой специальности, включая вашу, поскольку жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. А период правления Александра I как раз отмечен некоторыми государственными реформами такого плана.
Входной контроль: Прежде чем перейти к теме нашего урока давайте выясним, что вам известно о периоде правления Александра I из курса школьной программы.
Основной этап занятия:
Вступление на престол Александра I и его первые преобразования.
(Слайд 3)
После убийства императора Павла I на престол вступил его сын Александр I. В манифесте нового императора объявлялось, что он будет править, как его бабка Екатерина II; давались гарантии соблюдения прав дворянства.
Молодой царь (он был коронован в возрасте 24 лет) являлся искренним сторонником преобразований, призванных обновить Россию. Он стремился улучшить управление, был готов поддерживать меры по развитию хозяйства, просвещения. Крепостное право уже осознавалось частью общества как безусловное зло, и Александр I задумывался об облегчении положения крепостных или даже об их освобождении, но так, чтобы при этом не пострадали интересы дворян и государства. Но об этом чуть позже, а сейчас давайте посмотрим, как складывалась судьба Александра I до его восшествия на престол (Фильм 6. 24:25 – 30:06).
Вопросы по фильму:
Охарактеризуйте личность Александра I
Личная жизнь Александра I
Охарактеризуйте личность и деятельность супруги Александра Елизаветы Алексеевны.
1812 г. – Елизавета создала патриотическое общество для выдачи пособий больным и раненным и размещения их в больнице. Она открыла казенные школы и сиротские дома для детей погибших офицеров. Учредила сиротские училища и дома трудолюбия.
Запись в тетради:
Жена – Елизавета Алексеевна
А теперь давайте посмотрим, какие преобразования осуществлялись во внутренней политике государства в начале правления Александра I (Фильм 30:06 - 31:50)
Вопрос по фильму:
Охарактеризуйте внутреннюю политику России в начале правления Александра I.
Запись в тетради: (Слайд 4)
1. Александр закрыл Тайную канцелярию.
2. Разрешил выезд за границу.
3. Восстановил права и привилегии дворянства.
4. Александр организовал кружок из друзей и единомышленников – Негласный комитет (1801-1803).
Действительно, еще в юности Александр подружился с молодыми аристократами П. А. Строгановым, Н. Н. Новосильцевым, В. П. Кочубеем и А. А.Чарторыйским. После вступления на престол он стал обсуждать государственные дела со своими «молодыми друзьями». Негласный комитет, как назывались их собрания, начал выполнение воли императора по определению основных направлений реформ.
В 1802 г. коллегии были заменены министерствами с единоличной властью министра.
Важным решением стал Указ о вольных хлебопашцах (1803), разрешавший помещикам освобождать своих крепостных с землей. Результаты действия этого указа были в количественном отношении незначительны, поскольку он носил рекомендательный характер. Однако это был первый в России закон, направленный против крепостного права.
Прекратили раздачу государственных крестьян помещикам, в газетах запретили публиковать объявления о продаже крепостных.
Запись в тетради: (Слайд 5)
В результате деятельности Негласного комитета:
- были учреждены министерства взамен коллегий;
- указ о вольных хлебопашцах (помещики имели право освобождать крестьян с землей за выкуп) - первая попытка решения крестьянского вопроса;
- проведена реформа образования (бессословность высшего образования, новый цензурный устав, 5 новых университетов).
Действительно, При Александре I в России увеличилось количество учебных заведений. Были открыты новые университеты в Харькове и Казани, затем в Петербурге, действовали также университеты в Дерпте и Вильно.
Итак, реформы шли слишком медленно и тяжело и Александр нашел человека, которому, по его мнению, было суждено осуществить его благие намерения.
Вопрос: Кто стал этим человеком?
Сообщение студента на тему «Реформы М.М. Сперанского»
Реформы Михаила Михайловича Сперанского
Император Александр I (1801-1825) с первых лет царствования мечтал о либеральных реформах. Работа созданного им в 1801 «негласного (или интимного) комитета» большими успехами не увенчалась. Но после заключения Тильзитского мира с Наполеоном (1807) Александр вернулся к преобразовательным проектам. Его главным помощником в этом деле стал теперь Михаил Михайлович Сперанский.
Человек незнатный, сын сельского священника, питомец духовной семинарии, Сперанский возвысился до положения секретаря императора без всякой протекции, одними личными талантами. Блестяще владея иностранными языками, он ознакомился с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями своего времени. По широте образования со Сперанским в России могли сравниться лишь немногие. Но по характеру он был склонен к отвлечённому доктринёрству, к составлению чересчур абстрактных планов – стройных в теории, но обречённых встретить крупные препятствия на практике, при внедрении их среди живых людей, со всеми их человеческими недостатками и противоречивыми интересами.
По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией.
Михаил Михайлович Сперанский, автор реформаторского проекта. Портрет кисти А. Варнека, 1824
Проект реформ Сперанского.
М. Сперанский предполагал следующие изменения:
ввести принцип разделения властей на законодательную (Государственная дума), исполнительную (правительство из министров и их заместителей) и судебную (Сенат);
ввести местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской
допустить к выборам всех собственников земли, в том числе государственных крестьян (45% от общего числа)
Выборность Госдумы впервые предполагалась как основанная на избирательном праве – многоступенчатом, неравном для дворян и крестьян, но широком. Реформа М. Сперанского не наделяла Госдуму широкими полномочиями: все проекты обсуждались, одобренные думой, они вступали бы в силу только после царского на то разрешения.
Царь и правительство, как власть исполнительная, лишались права издавать законы по одному своему желанию.
Оценка реформ М. Сперанского.
Если бы проект государственной реформы России М. Сперанского был воплощен в действии, то сделал бы нашу страну конституционной монархией, а не абсолютной.
Реформа содержала много либеральных начал, но её основным недостатком был факт административного преобразования через отсутствие социального изменения. Чтобы стать либеральной, стране требовалось бы освободить крестьян от зависимости. Н М. Сперанский планировал изменять конституционное устройство государства, не освобождая 55% крестьянства от крепостного гнета.
Проект нового русского Гражданского уложения (1808-1809).
Этим проектом М. Сперанский занимался так же, как и первым: не беря во внимание реальную ситуацию в государстве.
Деятель составлял новые законы, основываясь на философских трудах Запада, на практике же многие эти принципы просто не работали.
Многие статьи этого проекта – калька Наполеоновского Кодекса, что вызвало возмущение в русском обществе.
М. Сперанский издал указ об изменении правил присвоения чинов, пытался бороться с дефицитом бюджета, который опустошали войны, участвовал в разработке таможенного тарифа в 1810 году для преодоления трудностей, вызванных присоединением России к континентальной блокаде.
Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.
Конец реформ.
Оппозиция реформатору и в верхах, и в низах продиктовала Александру I решение отстранить М. Сперанского от всех занимаемых должностей и сослать в Пермь. Так в марте 1812 года его политическая деятельность прервалась.
В 1819 г. М. Сперанского назначили генерал-губернатором Сибири, а в 1821 г. он вернулся в Петербург, стал членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. После вынужденной ссылки М. Сперанский пересмотрел взгляды, стал высказывать мысли, противоположные прежним.
Действительно, из всех разработанных Сперанским проектов реформ, был реализован только проект Государственного совета.
Запись в тетради: (Слайд 6)
1 января 1810 г. был учрежден Государственный совет (по проекту М.М. Сперанского) – совещательный орган при императоре.
Внешняя политика.
В то время как начал развивать свою деятельность М.М. Сперанский, во внешней политике назревало что-то грандиозное….. (Фильм 31:50 – 34:50)
Вопрос по фильму:
Назовите основные события внешней политики России в период пребывания у власти Александра I.
Запись в тетради: (Слайд 7)
1805 г. - Битва трех императоров под городом Аустерлицем (город в Чехии на р. Литаве) (Александр I и австрийский император Франц II против Наполеона). Официально главнокомандующим был назначен Михаил Кутузов, но Александр захотел командовать сам. Россия и Австрия потерпели поражение. Австрия вышла из войны, а турецкое правительство под давлением французской дипломатии закрыло для русских судов пролив Босфор. В 1806 г. началась затяжная русско-турецкая война.
Тем временем против Франции сложилась коалиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии и Швеции. Главной силой коалиции были армии России и Пруссии. Союзники действовали несогласованно и в 1806-1807 гг. Наполеон нанес им ряд серьезных ударов. В итоге в июне 1807 г. Россия проиграла сражение под Фридляндом, что заставило Александра I вступить в переговоры о мире с Наполеоном.
(Слайд 8)
25 июня 1807 г. - Тильзитский мирный договор. Назовем некоторые условия этого мирного договора:
- Россия признала все завоевания Наполеона;
- Россия и Франция обязались помогать друг другу во всякой наступательной и оборонительной войне;
- Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Из-за этого русский экспорт сократился на 20%.
Присоединение к блокаде поставило Россию во враждебные отношения с Англией и союзной с ней Швецией. Возникла угроза нападения на Петербург. Это обстоятельство, а также нажим со стороны Наполеона заставили Александра I пойти на войну со Швецией.
(Слайд 9) Февраль 1808 - март 1809 гг. – Русско-шведская война (из-за присоединения России к континентальной блокаде Англии). Швеция потерпела поражение и вынуждена была уступить России Финляндию (государство на севере Европы).
Континентальная блокада была невыгодна России. В конце концов, в обход соглашения с Наполеоном торговля с Англией стала осуществляться на американских судах, а между Россией и Францией развернулась таможенная война.
Отношения с Францией быстро ухудшались. Между тем значительная часть русской армии была задействована в войне с Турцией. В 1811 г. командующим армией на юге был назначен Михаил Илларионович Кутузов, которому удалось одержать ряд побед. Затем, проявив незаурядное дипломатическое искусство, Кутузов склонил турецких представителей к подписанию мирного договора. Граница с Турцией устанавливалась по реке Прут, к России отошла Бессарабия. Сербия получила автономию в составе Османской империи. В мае 1812 г. военный конфликт с Турцией был улажен. Т.о.,
1806-1812 гг. – русско-турецкая война. 16 мая 1812 г – Бухарестский мирный договор, по которому к России отошла Бессарабия.
Как вы думаете, к какой войне готовилась Россия после заключения Тильзитского мирного договора?
Фильм (34:50 – 41:50) Отечественная война
Вопрос по фильму:
1. Основываясь на материалах фильма, а также на знаниях из курса школьной программы, назовите командующих русскими войсками и известные вам сражения Отечественной войны 1812 г.
Запись в тетради:
1812 г. – Отечественная война. (Слайд 10)
Причины начала войны: (Слайд 11)
Стремление Франции к мировому господству, на пути к которому стояли Англия и Россия
Нежелание России соблюдать условия Тильзитского мирного договора
Отечественная война 1812 г. (Приложение 2)
(Слайд 12) В ночь на 12 июня 1812 г. армия вторжения Наполеона численностью около 450 тыс. солдат форсировала Неман и вступила в пределы России.
Наполеон стремился как можно быстрее разгромить русских в генеральном сражении. Русские войска были разделены на три армии под командованием М. Б. Барк-лая-де-Толли, П. И. Багратиона и А. П. Тормасова. Ведя тяжелые арьергардные бои, они отступали в направлении Смоленска.
(Слайд 13) 22 июня - 1-ая и 2-ая русские армии соединились в Смоленске под командованием М. Б. Барклая-де-Толли.
(Слайд 14) 4 - 5 августа под Смоленском произошло оборонительное сражение, в ходе которого все атаки французов были отражены. Однако главнокомандующий русскими войсками генерал М.Б.Барклай-де-Толли, опасаясь окружения, приказал отступать по направлению к Москве.
(Слайд 15) В России усиливалось недовольство отступлением, войска рвались в бой, и Александр I под нажимом общественности назначил главнокомандующим М. И. Кутузова. Кутузов также был противником генерального сражения, поскольку считал, что оно не решит исход войны. Однако ему пришлось считаться с настроениями армии и общества.
(Слайд 16) Кутузов выбрал для боя позицию у села Бородино (в 12 км от Можайска). Наполеон обладал небольшим численным превосходством. У него было 130-135 тыс. человек при 587 орудиях против 132 тыс. русских при 624 орудиях.
26 августа произошло Бородинское сражение. Защитой укреплений у Семёновского руководил генерал П. И.Багратион, войска которого отбили семь атак противника. Во время отражения восьмой атаки Багратион получил смертельное ранение. Русские войска отошли. После этого основные действия развернулись в центре, в борьбе за Курганную высоту, вошедшую в историю под названием батарея Раевского. После кровопролитного штурма батарея была взята. Но далее противник продвинуться не смог.
Несмотря на то, что в этом сражении ни одна из сторон не добилась своих целей, тем не менее, русская армия одержала моральную и политическую победу, так как французы потеряли уверенность в окончательном исходе войны, начали утрачивать стратегическую инициативу.
(Слайд 17) Потери, понесенные в Бородинском сражении, заставили Кутузова отступить к Москве. На совете в деревне Фили он принял решение сдать старую столицу без боя, предпочтя сохранить армию и тем самым спасти Россию. Выйдя из Москвы по Рязанской дороге, Кутузов совершил так называемый Тарутинский маневр: оторвавшись от авангарда французов, русская армия обогнула Москву с юга и заняла выгодные позиции у села Тарутино на Калужской дороге. Тем самым пути противника на юг, к богатым, нетронутым войной землям, были перекрыты.
(Слайд 18) Французская армия вступила в Москву 2 сентября. В городе вскоре начались пожары, в результате которых выгорело около 80 % города. Войска Наполеона занимались грабежами и пьянствовали. Они не нашли в городе продовольствия, а многие отряды, посылаемые за едой в окрестные села, были уничтожены партизанами из числа регулярных войск и крестьян.
6 - 7 октября Наполеон начал отступление из Москвы с целью прорваться на Калужскую дорогу.
(Слайд 19) 6 октября произошло сражение у с. Тарутино. Победа при Тарутине была первой победой русских войск в Отечественной войне 1812 года. Успех укрепил дух русской армии, перешедшей в контрнаступление.
(Слайд 20) Затем 12 октября У Малоярославца произошло одно из самых кровопролитных сражений войны. Город несколько раз переходил из рук в руки и к концу дня остался у французов, но русские войска по-прежнему преграждали дорогу на Калугу. Это вынудило Наполеона повернуть на ранее разоренную им Смоленскую дорогу.
(Слайд 21) В ходе отступления французы понесли потери в сражениях при Вязьме и (Слайд 22) Красном, но больше всего - от начавшегося голода.
С трудом Наполеону удалось избежать ловушки и (Слайд 23) 14 - 16 ноября русские армии под командованием П.В.Чичагова и П.Х.Витгенштейна пытались отрезать путь к отступлению Наполеону у переправы через р. Березину, но Наполеону удалось скрыться. Он покинул свою армию и выехал в Париж за новой.
(Слайд 24) В середине декабря остатки «Великой армии» переправились через Неман.
(Слайд 25)
(Слайд 26) 25 декабря 1812 г. Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны.
Итак, Отечественная война окончена, Наполеон бежал, но остановился ли на этом Александр I? Что он делал дальше?
Запись в тетради:
Заграничный поход русской армии и Венский конгресс. (Домашнее задание)
А теперь давайте посмотрим на карте на границы Российской империи в рассматриваемый нами период. (Слайд 27) Карта «Территория Российской империи в 1721-1815 гг.)
Внутренняя политика после 1812 г.
Войны тяжелым бременем легли на экономику России. Для восстановления своих хозяйств помещики увеличивали барщину и оброк. Это усиливало недовольство крестьян, вызывало их выступления.
В настроении Александра I к этому времени произошли большие перемены. Он во многом разочаровался в возможности осуществления и пользе реформ. В нашествии Наполеона и победе над ним он видел проявление воли Божьей. Поэтому, считал царь, истинная вера, следование Божественным заповедям дадут гораздо больше, чем любые реформы. Продолжая в тайне разрабатывать проекты некоторых преобразований, все усилия Александр I направил на поддержание существующего порядка и распространение религиозных идей.
Давайте посмотрим, какие еще изменения происходили во внутренней политике России после 1812 г., а также в жизни императора. Фильм (41:50 – 46:20)
Вопросы по фильму:
Кто стал в это время ближайшим соратником императора?
Какое дело поручил император этому человеку?
В чем суть военных поселений?
Почему возникали бунты в военных поселениях?
Итак, главным помощником царя во внутренней политике стал генерал Алексей Андреевич Аракчеев. Современники говорили об аракчеевщине, считая генерала фактическим правителем страны, хотя на деле он был лишь усердным исполнителем воли императора. Аракчеев стремился всюду поддерживать порядок и дисциплину, чем снискал себе множество врагов. По приказу царя он занялся введением военных поселений. Александр I видел в них средства пополнения войск обученными рекрутами и способ уменьшить расходы на армию. Одна часть поселян занималась военным делом, а другая - вела хозяйство. Вся жизнь в поселениях проходила под присмотром офицеров. Положение поселян оказалось хуже, чем крепостных. Это вызывало неоднократные восстания, которые жестоко подавлялись.
Запись в тетради: (Слайд 28)
- Александр I поручил Алексею Аракчееву воплотить идею военных поселений, позаимствованную в Англии. Солдаты там живут семьями и совмещают службу с занятием сельским хозяйством (1810-1857);
Другой проект, порученный императором Аракчееву, был проект об отмене крепостного права.
Запись в тетради:
- 1818 г. – проект А.А. Аракчеева об отмене крепостного права.
Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.
Задание. Ознакомьтесь с вопросом об отмене крепостного права (по проекту А.А.Аракчеева) (Приложение 2) и назовите плюсы и минусы проекта отмены крепостного права Аракчеева.
Проект освобождения крестьян А.А.Аракчеева
Плюсы Минусы
Освобождение крестьян и наделение их землей
Освобождение за счет казны, что выгодно помещикам и не затрагивало их сословные интересы
Крестьяне освобождаются помещиками добровольно, без принуждения Низкие темпы освобождения крестьян (могло растянуться на 200 лет) вследствие отсутствия в казне достаточного количества денег (5 млн. руб. в год) и нежелания помещиков освобождать крестьян.
Обеспечение крестьян всего 2-мя десятинами земли. Это очень мало и заставило бы их арендовать землю у помещиков
В послевоенное время особенно остро просвещенные слои общества ожидали введения в России Конституции. Это было связано с дарованием конституции Царству Польскому и с тем, что на открытии польского сейма в марте 1818г. Александр I заявил о намерении дать конституционное устройство всей России. В 1818г. Александр I поручил министру юстиции Н.Н.Новосильцеву секретно подготовить проект конституции для России. При разработке ориентировались на польскую конституцию и на проект Сперанского. К 1821г. текст документа был готов и одобрен царем. Он был назван «Государственная уставная грамота».
Запись в тетради:
- 1818-1821 гг. – проект Конституции Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи».
-_появляются тайные общества.
Задание. Ознакомьтесь с вопросом о конституции (приложение 2) и назовите основные положения проекта Конституции Новосильцева.
Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.
Проводились и другие своеобразные «реформы». Дело просвещения пытались полностью подчинить задаче религиозного воспитания. Даже естественные науки рекомендовалось преподавать в соответствии с Библией.
В завершение занятия давайте посмотрим, что происходило в жизни Александра I в последние месяцы его жизни (Фильм 46:20 – до конца)
А теперь давайте закрепим пройденный материал.
Напишите эссе на тему «Роль Александра I в развитии императорской России» (Слайд 29)
Озвучивание эссе.
IV. Заключительный этап занятия:
Подведение итогов. Анализ работы каждого студента. Сообщение оценок качества работы студентов.
V. Домашнее задание:
1. Составить конспект на тему «Заграничный поход русской армии. Венский конгресс».
2. Повторить конспект урока.
Приложение 2
Раздаточный материал
Тема 10.1 Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
План:
1. Вступление на престол Александра I его первые преобразования.
2. Внешняя политика.
3. Внутренняя политика после 1812 г.
Образовательная цель:
- познакомиться с периодом правления Александра I; с внутренней и внешней политикой Российской империи в рассматриваемый период.
Вопросы по фильму (фрагмент 1):
1. Охарактеризуйте личность Александра I
2. Личная жизнь Александра I
3. Охарактеризуйте личность и деятельность супруги Александра Елизаветы Алексеевны.
Вопрос по фильму (фрагмент 2):
1. Охарактеризуйте внутреннюю политику России в начале правления Александра I.
2. Назовите человека, на которого Александр I возлагал большие надежды в осуществлении его благих намерений во внутренней политике государства.
Вопросы по фильму (фрагмент 3):
1. Назовите основные события внешней политики России в период пребывания у власти Александра I.
2. Как вы думаете, к какой войне готовилась Россия после заключения Тильзитского мирного договора?
Вопросы по фильму (фрагмент 4):
1. Опираясь на материалы фильма, а также на знания из курса школьной программы, назовите командующих русскими армиями и известные вам сражения Отечественной войны.
2. Каковы были дальнейшие действия Александра I после завершения Отечественной войны? Остановился ли он на достигнутом?
Вопросы по фильму (фрагмент 5):
1. Кто стал ближайшим соратником императора после 1812 г.?
2. Какое дело поручил император этому человеку?
3. В чем суть военных поселений?
4. Почему возникали бунты в военных поселениях?
Основные события Отечественной войны 1812 г.
Дата Событие
12 июня Вторжение Наполеона в Россию.
22 июня 1-ая и 2-ая русские армии соединились в Смоленске под командованием Михаила Богдановича Барклая-де-Толли.
4-5 августа Смоленское сражение (Наполеон взял город).
8 августа Назначение главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.
26 августа Бородинское сражение: не выявило победителя, но ввиду больших потерь Кутузов приказал оставить поле боя. Несмотря на то, что в этом сражении ни одна из сторон не добилась своих целей, тем не менее, русская армия одержала моральную и политическую победу, так как французы потеряли уверенность в окончательном исходе войны, начали утрачивать стратегическую инициативу.
1 сентября Военный совет в деревне Фили под Москвой, на котором Кутузов принял решение оставить Москву без боя.
2 сентября – 7 октября Пребывание Наполеона в Москве. Пожар. Прошение Наполеоном мира, на которое не последовало ответа (36 дней).
6 октября Сражение у с. Тарутино: французы отступили.
12 октября Сражение под г. Малоярославцем: Наполеон отступает по Смоленской дороге.
22 октября Сражение у г. Вязьмы.
3-6 ноября Сражение при поселке Красный.
14-16 ноября Русские армии под командованием Павла Васильевича Чичагова и Петра Христиановича Витгенштейна пытаются отрезать путь к отступлению Наполеону у переправы через р. Березину, но Наполеону удалось скрыться. Он покинул свою армию и выехал в Париж за новой.
Середина декабря Остатки «Великой армии» переправились через Неман.
25 декабря Манифест об окончании Отечественной войны.
Задание. Ознакомьтесь с вопросом об отмене крепостного права (по проекту А.А.Аракчеева) и назовите плюсы и минусы проекта отмены крепостного права Аракчеева.
Вопрос об отмене крепостного права
После окончания Наполеоновских войн многие в России ожидали перемен. Александр I понимал их необходимость. В частных беседах он говорил, что крестьян надо освободить. Прочитав стихотворение А. С. Пушкина «Деревня», царь велел поблагодарить поэта за добрые чувства, которые оно внушает.
Проект освобождения крестьян царь поручил составить Аракчееву, оговорив при этом, что не должно быть никаких «стеснительных» и «насильственных» для помещиков мер. В основе проекта Аракчеева лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этой цели ежегодно надо было отпускать 5 млн. рублей. Каждый выходящий на волю крестьянин должен был получать земельный надел не менее двух десятин (по существу это был нищенский надел). По этому проекту освобождение крестьян могло растянуться на 200 лет.
Обсуждение проекта происходило в обстановке секретности. Министр финансов заявил, что в казне не найдется на эти цели 5 млн. рублей ежегодно. Тогда, в 1818 г. был создан специальный комитет для разработки нового плана. Деятельность этого комитета была настолько засекречена, что историки лишь через 100 с лишним лет узнали о его существовании. В комитете был разработан проект, не требовавший от правительства никаких расходов, но рассчитанный на столь же неопределенный срок. Этим дело и кончилось. Царь ознакомился с проектом и запер его в своем письменном столе. Больше этот вопрос не обсуждался.
Портрет Алексея Андреевича Аракчееваработы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Задание. Ознакомьтесь с вопросом о конституции и назовите основные положения проекта Конституции Новосильцева.
Вопрос о конституции
В марте 1818 г. в речи на открытии сейма Царства Польского, император сообщил о намерении дать конституционное устройство всей России. Тогда же Александр поручил своему близкому другу Новосильцеву разработать проект российской конституции. К исполнению этого поручения Новосильцев привлек группу образованных чиновников, в которую вошел и князь П. А. Вяземский, поэт и государственный деятель. За образец была взята польская конституция. Использовался и проект Сперанского. К 1821 г. работа над «Государственной уставной грамотой Российской империи» была закончена.
Россия получала федеративное устройство, разделяясь на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Общероссийское представительное собрание состояло из двух палат. Верхней палатой становился Сенат. Сенаторы, как и прежде, назначались царем. Члены нижней палаты избирались местными собраниями и утверждались царем (один депутат из трех кандидатов).
Важное значение имело провозглашение в «Уставной грамоте» гарантий неприкосновенности личности. Никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог быть наказан иначе, как по суду и на основании закона. Провозглашалась свобода печати. В целом проект «Уставной грамоты» гораздо меньше ограничивал самодержавие, чем намечалось по проекту Сперанского. Но если бы «Уставная грамота» была принята, Россия вступила бы на путь к представительному строю и гражданским свободам.
В 1820—1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, началась война за независимость в Греции. Эти события не на шутку встревожили царя. Немного поколебавшись, он поступил так, как поступал неоднократно. Проект «Уставной грамоты» был положен в дальний ящик стола и забыт.
Портрет Н.Н. Новосильцева работы Щукина. Не позднее 1 сентября 1808 г. Государственный Русский музей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основные источники
ОИ 1. Артемов В.В. История [Текст]: учебник для СПО / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2012. – 448 с.;
ОИ 2. История [Электронный ресурс]: Учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 528с. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=241038.
Дополнительные источники
ДИ 1. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.;
ДИ 2. История России: конец XVII-XIX век. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.Н. Сахарова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.
Интернет-ресурсы
ИР 1. http://school-collection.edu.ru.