Программа учебной дисциплины В.ОГСЭ.01. Психология общения
Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа«Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»
(ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ НАО
«НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ТЕХНИКУМ имени В. Г. Волкова»
_____________О. В. Данилова
«___»_____________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В.ОГСЭ.01. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Нарьян-Мар 2016
Рабочая программа учебной дисциплины В.ОГСЭ.01. Психология общения
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Организация-разработчик: ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно – экономический техникум имени В.Г.Волкова»
Разработчик:
Рочева Людмила Леонидовна, преподаватель высшей квалификационной категории, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова»
Рецензенты:
Семяшкина Татьяна Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова»
Коротких Светлана Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского».
Рассмотрена и одобрена к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссией гуманитарных дисциплин ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В. Г. Волкова».
Заключение предметно – цикловой комиссии гуманитарных дисциплин № ___ от «__» ___________2016г.
Председатель ПЦК _____________/А. А. Сыровенко/
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт программы учебной дисциплины
4
Структура и содержание учебной дисциплины
6
Условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
13
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В.ОГСЭ.01. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины В.ОГСЭ.01. Психология общения является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов, входящей в состав укрупнённой группы специальностей среднего профессионального образования 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.
Место дисциплины в структуре ППССЗ: учебная дисциплина В.ОГСЭ.01. Психология общения входит в вариативную часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
· продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
· развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
· научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении
и регулировании конфликтных ситуаций;
· сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения дисциплины В.ОГСЭ.01. Психология общения обучающийся:
должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В.ОГСЭ.01. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
63
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
42
в том числе:
лекции
30
практические занятия
10
зачёт
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
21
в том числе:
подготовка практико-ориентированных сообщений
8
подготовка к практическим занятиям
4
домашняя работа
9
Итоговая аттестация в форме зачёта
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины В.ОГСЭ.01. Психология общения.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Введение
в учебную дисциплину
3
Содержание учебного материала
2
ознакомительный
Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные
понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в
профессиональной деятельности человека.
Самостоятельная работа обучающихся.
Примерные варианты заданий:
Выявите влияние индивидуальных различий на особенности
коммуникации в группе.
Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и
место общения в структуре деятельности.
1
Раздел 2.
Психология общения
40
Тема 2.1. Общение –
основа человеческого бытия.
Содержание учебного материала
2
1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль. Единство общения и деятельности.
репродуктивный
2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и
средства общения
2
3. Коммуникативная компетентность. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения.
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Примерные варианты заданий:
Определите специальности, в которых императивный тип общения
используется эффективно.
Опишите сферы человеческих отношений, где применение императива
невозможно.
Дайте характеристику диалогическому общению.
Сформулируйте причины возникновения манипуляций в межличностном общении.
Определите особенности коммуникации, ее роль и функции в
зависимости от психологических теорий, в которых она рассматривается.
Сформулируйте преимущества и негативные последствия смешения
межличностного и ролевого общения.
Подготовьте доклады и выступления по теме: «Общение – основа
человеческого бытия»
Охарактеризуйте свою профессиональную деятельность.
Рассмотрите взаимосвязь деятельности и общения.
3
Тема 2.2.
Общение как восприятие
людьми друг друга (перцептивная сторона
общения)
Содержание учебного материала
2
репродуктивный
1.Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на
восприятие. Искажения в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.
Практическое занятие №1.
Самодиагностика по теме «Общение». Диагностический инструментарий:
«Коммуникативные и организаторские способности». «Ваш стиль
делового общения». «Ваши эмпатические способности».
Самоанализ результатов тестирования.
Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих
эффективному общению.
2
Самостоятельная работа обучающихся. Примерные варианты заданий.
Определите с какими закономерностями и ошибками каузальной
атрибуции Вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
Каково значение стереотипа в профессиональной деятельности?
Назовите факторы, влияющие на восприятие и понимание людей.
Определите роль восприятия в развитии межличностного общения.
Опишите типичные искажения при восприятии друг друга, с которыми
Вы можете встретиться в своей профессиональной деятельности.
Определите, есть ли связь между внешним видом человека и его успехом
в профессиональной деятельности? (если да, то докажите на конкретных
примерах)
2
Тема 2.3.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Содержание учебного материала
2
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции
взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
репродуктивный
Практическое занятие №2.
Решение практических задач по тр
·