Технологическая карта к уроку русского языка на тему Глагол


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение лицей «Многопрофильный» Октябрьского района
города Ростова - на Дону
Технологическая карта
урока русского языка в 4 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Выполнила:
Гундарь Вера Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ ЛМП
г. Ростов-на-Дону
2015г.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Гундарь Вера Михайловна
Предмет: русский язык
Класс: 4
Триместр: 2
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии проблемного изложения.
Тема урока Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Цель: научить отличать глаголы I и II спряжения, писать личные окончания глаголов.
Задачи урока
Познавательные: дать представление о I и II спряжении глаголов; познакомить с окончаниями I и II спряжения глаголов; сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов; формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения.
Развивающие: развивать умение спрягать глаголы с безударными окончаниями; развивать связную речь учащихся при устных ответах, в работе с предложением; логическое мышление, память.
Воспитательные (мировоззренческие): воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
Планируемый результат обучения Познавательные УУД: сформировать умение определять спряжение глагола по безударному личному окончанию.
Коммуникативные УУД: формировать умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение аргументировать свое предположение.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Личностные УУД: формировать умение принимать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к урокам русского языка, испытывать интерес к различным видам учебной деятельности.Форма проведения урока Фронтальная, работа в парах
Образовательные технологии Здоровьесберегающая, игровая, проблемного обучения, уровневой дифференциации
Ресурсы:
Основные: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. Русский язык. Учебник для 4 класса, 2 часть. – М.: Баласс, 2014г;
Интернет – ресурсы: http://school2100.com/
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Определение темы урока.
IV. Постановка проблемы.
V. Решение проблемы.
VI. Первичное закрепление.
VII.Первичный контроль. Развитие орфографических умений.
VIII. Физкультминутка.
IX. Развитие орфографических умений.
X. Итог урока
XI. Домашнее задание
Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Повернитесь и поприветствуйте гостей улыбкой, а теперь друг друга. Вы способные, умные и, конечно же, у вас всё получится. Работать мы будем под девизом "Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить" Желаю вам удачи.
- Откройте тетрадь.- Запишите дату.
- Напишите «Классная работа».
-Прочитайте слова М.В. Ломоносова. Объясните, как вы это понимаете.(слайд 3)
-Посмотрите на доску, прочитайте и определите о какой части речи идёт речь? (слайд 4).
Что без меня предметы? Лишь названья.
И я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт…
Выберите из текста глаголы и определите лицо, число, время. Проверь себя.
Что мы о нём знаем? Устный рассказ на тему « Что я знаю о глаголе» по словам, которые представлены на доске. (слайд 6).
-Посмотрите на рисунок и сформулируйте тему нашего урока.
Вставь в глаголы пропущенные окончания. Попробуй. Не получается? Как же быть? Какие окончания получили? (Разные). Как вы думаете отчего зависит написание окончаний у глаголов? (слайд 7).
-Составьте устный рассказ на тему « Что я знаю о глаголе» по самостоятельно составленному плану (слайд 6).
Давайте возьмём слова дружить и прыгать и изменим их по лицам и числам (слайд 8-9).
я д р у ж у
ты д р у ж ишь
он д р у ж итмы д р у ж им
вы д р у ж итеони д р у ж атя п р ы г а ю
ты п р ы г а ешь
он п р ы га етмы п р ы га ем
вы п р ы га етеони п р ы га ют
- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этих глаголов.
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы?
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения (слайд 10-11).
- Проверим, правильно ли вы справились с работой. Поменяйся тетрадью с соседом и проверь работу.
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки,
римская цифра 2. Так легко запомнить!
-А теперь посмотрим на слайд 10 и сформулируем правило как правильно написать окончания у глаголов?
Словарная работа. (слайд 13).
- Запишите к данным словам однокоренные глаголы в неопределённой форме и определи их спряжение. Выдели их суффиксы. Наблюдение после выполнения задания. Вывод по изученному материалу.
- Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова. Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение? (выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение) (слайд 16).
Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (по щелчку слова делятся на два столбика) (слайд 17).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно ( слайд 19).
Оцени свою работу ( слайд 18).
А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём) (слайд 20).
-Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней! (слайд 21 - 24).
-Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Используя алгоритм, определи, какие буквы гласных надо писать в окончаниях глаголов (слайд 25).
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (слайд 26).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 27).
-Вставь в пословицы пропущенные глаголы (слайд 28).
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (слайд 29).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 30).
- Поставь глаголы в форму 3-го лица единственного числа. Укажи спряжение глаголов (слайд 31).
- Проверим, правильно ли вы справились с работой (слайд 32).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно (слайд 33).
Наш урок подошёл к концу, давайте подведем итог.
- Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
- Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
-Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием
Упр.2 стр.107. Ученики посмотрели друг на друга и пожелали друг другу доброго утра.
Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классную работу», выделяя орфограммы.
Чтение слов М.В. Ломоносова.
Объясняют, как они это понимают.
Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.
Ответы учеников.
Ученики выполняют работу над словами и проверяют свою работу. (слайд 5)
Ответы учеников по опорным словам, которые представлены на доске.
Составляют рассказ о глаголе.
Ученики выдвигают гипотезы, а затем их проверяют.
Ученики спрягают слова дружить и прыгать, выделяют окончания. Ученики делают вывод: у них получились разные окончания.
Ученики проверяют свою работу, а потом работают в парах, проверяют работу своего соседа.
Ответы учеников.
Ученики выполняют работу (слайд 7) и повторяют что такое спряжение глагола (слайд 12).
Расцветает яблонька в молодом саду. Быстро наступает вечер в глухом лесу. Труд человека кормит, а лень портит.
Ученики выполняют задание.
Сочинение- сочинять,
жёлтый- желтеть,
сверкающий- сверкать,
фантазия- фантазировать,
решение- решать.
Ученики: определить спряжение поможет
глагольный суффикс (слайд 15).
Ученики выполняют работу, а потом работают в парах, проверяют работу своего соседа.
Поют, пьют, пищит, трещат, свистят, говорим, едите, лью, идёт, бьёте, шьёшь (слайд 16).Ученики оценивают свою работу ( слайд 18).
Ученики выполняют задание.
Ученики выполняют работу:
1. списывают слова, вставляют пропущенные буквы.
Груст… м, спор…т, боле…шь, друж…м, приход…т, захоч…т, дёрга…т, люб…шь, смотр…шь, чита…м, ненавид…т. (слайд 25).
2. вставляют в пословицы пропущенные глаголы.
1.Цыплят по осени считают.
2.Соловья баснями не кормят.
3.После драки кулаками не машут.
4.Всяк кулик своё болото хвалит.(слайд 28).
3. ставят глаголы в форму 3-го лица единственного числа.
Плакать- плачет , строить- строит, гулять- гуляет , греть- греет , стелить- стелет , ходить-ходит, зависеть-зависит. (слайд 31).
Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока.

Ученики записывают домашнее задание.Познавательные УУД
1. Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.