Ситуативный практикум Зависть — признание собственного поражения (4 класс)
«Зависть – признание собственного поражения»
Форма: Ситуативный практикум.
Цель: Помощь учащимся в осознании необходимости воспитания в себе положительных человеческих качеств.
Подготовительный этап
Подготовить пословицы и поговорки для обсуждения с детьми:
- Завидливый по чужому счастью сохнет.
- Завидливое око видит широко.
- Глаза – завидущие, руки – загребущие.
- В зависти нет ни проку, ни радости.
- Человек «заболел» - чужого захотел.
- Завидливому свой хлеб не сладок.
Подготовить цветную бумагу и ножницы (по количеству детей)
На доске написать высказывания:
Зависть – признание собственного поражения.
№ №
Следи только за собственным ростом, и ты избавишься от зависти и высокомерия.
М. Е. Литвак
Ход мероприятия
Учитель
Сегодня я хочу предложить вам путешествие в страну человеческих чувств. Мы отправляемся в город под названием Зависть.
А что же такое зависть?
(выслушать размышления детей)
Учитель
Какой бывает зависть?
Из словаря эпитетов русского языка:
Зависть. Безграничная, беззлобная, безудержная, бессильная, белая, враждебная, глубокая, дикая, едкая, жгучая, жестокая, затаенная, злая, злобная, легкая, лютая, мучительная, острая, невольная, неутоленная, простая, рабская, ревнивая, робкая, свирепая, сильная, смертельная, страшная, тайная, тихая, хитрая, холодная, черная…400050016256000
Учитель
Как можно назвать жителей города Зависть?
Да, это – завистники.
Завистливый человек выдает себя мимикой и позой. Найдите жителя города Зависть на рисунке. Чем он отличается от других детей? Какой он? Как вы думаете, чему он завидует?
С помощью чего еще можно узнать завистливого человека?
(выслушать детей)
Правильно, завистливого человека можно узнать по тому, как он говорит, по его действиям. Чтобы скрыть свою зависть, он часто льстит другому, пытается ему угодить или наоборот ведет себя агрессивно. Вспомните сказки, герои которых являются жителями города Зависть?
(«Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях». В этой сказке царица завидовала царевне. Это видно из разговора царицы с зеркальцем. «Сказка о царе Салтане». В этой сказке сестры царицы завидовали ей и старались причинить ей вред.)Можно предложить детям посмотреть видеофрагменты из сказок и поразмышлять над ними с помощью вопросов:
«Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях».
Почему царица разозлилась на зеркальце?
Можем ли мы утверждать, что царица завидует?
Что могла чувствовать царица?
Как поступила царица по отношению к царевне?
«Сказка о царе Салтане».
Чему завидовали сестры царицы?
Как повлияла зависть сестер на дальнейший ход событий в сказке?
Можно ли зависть назвать положительным чувством?
Учитель
Вспомните, приходилось ли вам когда-либо кому-нибудь завидовать. Приятное ли это чувство? В каких ситуациях человек может завидовать другому человеку?
Давайте поразмышляем над пословицами.
- Завидливый по чужому счастью сохнет.
- Завидливое око видит широко.
- Глаза – завидущие, руки – загребущие.
- В зависти нет ни проку, ни радости.
- Человек «заболел» - чужого захотел.
- Завидливому свой хлеб не сладок.
Дети разбиваются на группы по 4-5 человек, придумывают ситуации, в которых кто-либо может кому-нибудь завидовать и разыгрывают их.
Учитель
Скажите, пожалуйста, когда человек завидует, он радуется или страдает?
Да, он страдает.
Страдать – это значит быть печальным, упавшим духом. Страдая, человек может чувствовать одиночество, изолированность, оторванность от людей.
Почему говорят, что зависть – это признание собственного поражения?
Страдая, человек чувствует себя потерпевшим поражение и отвергнутым, причем это отвержение может быть как действительным, так и воображаемым. Недовольство собой очень часто является важным компонентом страдания.
Как вы понимаете слова: «Следи только за собственным ростом, и ты избавишься от зависти и высокомерия»?
Человек, который следит за собственным ростом – много читает, размышляет. Он признает свои минусы и недостатки. Он работает над собой, избавляясь от этих недостатков. Такой человек испытывает радость от победы над собой. А радость характеризуется чувством уверенности и значительности, чувством, что ты любишь и любим. Уверенность и личная значимость, которые приобретаются в радости, дают человеку ощущение, способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающими и всем миром. Человек, который испытывает радость, не способен на зависть. Он думает о собственном личностном росте. Он стремится стать яркой личностью.
В конце классного часа можно предложить детям письменно ответить на вопросы:
Может ли зависть помогать человеку?
Может ли завистливый человек быть другом? Да или нет? Почему?
Что влечет за собой зависть?
Как избавиться от зависти?
Хотите ли вы жить в городе Зависть?
Учитель
Обувь, одежда, тело человека могут время от времени пачкаться. Необходимо периодически их чистить, стирать, мыть. То же происходит и с душой человека. Иногда все мы попадаем в ситуацию, когда сильно злимся, завидуем, обижаемся на кого-нибудь. В нашей душе накапливаются крупинки злости, обиды, зависти. Они мешают нам любить других людей и быть любимыми, мешают нам дружить и быть друзьями. Поэтому душу иногда нужно очищать. Я предлагаю вам подумать, от каких чувств и качеств вы хотели бы очистить сою душу. Выберите бумагу того цвета, который подходит под чувство или качество, от которого вы хотите избавиться. Вырежете из нее это чувство (любой формы). Порвите эти фигуры на мелкие кусочки и выбросите их в мусорное ведро.
(Учитель это делает вместе с детьми).