Я и мой профессиональный выбор


Я и мой профессиональный выбор
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Л.Н. Толстой
В далеком детстве я себя не представляла конкретно учителем. В детских мечтах - да и вообще в младших классах - представляла себя балериной. Помню, стоя рядом с колонкой, играя, кружилась на одной ноге. А когда подросла, всё изменилось - мысленно я представляла себя на месте главных героев прочитанных книг…
… Перед тем, как начать писать это эссе, в очередной раз задумалась… И вдруг оказалось, что задатки моей будущей профессиональной деятельности проявились еще в детстве.
В нашей семье трое детей, я старшая. Поэтому на меня родители возложили ответственность за младших братишку и сестрёнку. Еще с нами жила бабушка, она была прикована к постели, и мы с мамой вместе за ней ухаживали.
Я родилась и выросла в деревне, поэтому и за скотом полностью присматривала тоже. Не могу сказать, что детство было трудное: время находилось и для игр, в старших классах – для факультативов и спортивных секций. Но получается так, что фактический, прошла полностью физическую и моральную подготовку к дальнейшей жизни.
Школьные учителя остались в моей памяти доброжелательными, знающими и требовательными педагогами. Отступая от логики изложения, отмечу, что на многое в моей нынешней работе, в моих отношениях со студентами повлияли мои любимые учителя: Уалханова Кульзипа Токабаевна, Загибаева Зоя Жунусхановна, Енсебаева Магыш Енсебаевна, Ануарбекова Бакыт Ануарбековна.
После школы (в 1995 году) я поступила в Технологический институт на инженерно-механический факультет, потому что решила во чтобы то ни стало получить высшее образование. Недолго проработала инженером: однообразная работа, совершенно лишённая творчества, приводила меня в состояние уныния…
И в один, как оказалось, прекрасный день я пришла в колледж радиотехники и связи узнать, не пригодятся ли мои знания и небольшой пока опыт. Со мной беседовал директор колледжа. Возможно, он увидел во мне будущего педагога; может быть, его убедила моя настойчивость – но с 1 сентября 2003 года я работаю преподавателем специальных дисциплин.
Вспоминая свои неуверенные и робкие первые шаги, не могу не сказать о ненавязчивой заботе и помощи руководства колледжа, моих коллег.
А через некоторое время я в буквальном смысле начала жить своей профессией. Работала в свое удовольствие, преодолевала мелкие (и немелкие) трудности; в результате меня отметили в конце второго моего учебного года, как лучшего куратора и вручили грамоту. Это послужило таким мощным стимулом, что теперь я просто не могу работать плохо.
В 2006 году я получила второе высшее образование – окончила Университет им. М.О.Ауэзова по специальности «Информатика». И на сегодняшний день преподаю несколько основных специальных дисциплин по специальностям «Вычислительная техника и программное обеспечение» и «Радиоэлектроника и связь». Являюсь председателем Совета кураторов.
В работе педагога важно помнить, что жизнь не стоит на месте. То, что вчера казалось правильным и современным, сегодня утратило свое значение. У студентов другие идеалы, позиции. В связи с этим появляются новые учебники, разрабатываются образовательные технологии и подходы.
Поэтому педагогу, преподавателю, учителю на своих уроках просто необходимо быть исследователем и, в некоторой степени, экспериментатором. Так или иначе, но главная задача педагога – вызвать интерес студента к изучению своего предмета. Чтобы достичь этого, необходимо знать, чем живёт нынешнее подрастающее поколение: их увлечения, привычки, вкусы. Кроме этого, педагог всегда должен быть коммуникабельным, инициативным, мобильным, готовым ответить на любой вопрос. И при этом не стоит забывать о доброте, справедливости, честности, нравственности и, конечно, уважении к детям.
Многие скажут, что подобный портрет учителя – это утопия! Нет, совсем не утопия. Я знаю таких учителей и сама хочу стать такой же. Я стараюсь внести свой вклад в жизнь колледжа: участвовала в оформлении музея связи; руководила подготовкой проектов «Жизнь замечательных людей», «Моя малая Родина», представляла специальности колледжа на городской Ярмарке профессий, помимо текущих мероприятий, согласно воспитательному и учебному плану колледжа.
Думаю, что я, может быть, далеко не идеальный учитель. Но само стремление к идеалу дисциплинирует и воодушевляет. Иногда вечером «прокручиваю» прошедший день: поведение студентов, отдельные фразы – и невольно улыбаюсь своим мыслям. В такие моменты меня охватывает ощущения счастья: не зря я стала учителем. А когда к тебе в другом городе или у нас в Семее подходит твой выпускник и говорит: «Здравствуйте, Асем Калиаскаровна, вы знаете, как помогли мне ваши уроки и ваш предмет, ваши советы! Спасибо вам большое». Такие слова просто окрыляют, и ты понимаешь: мы – педагоги – будем нужны всегда.