Презентация Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложении
2015 год – Год литературыЯ к вам обращаюсь, товарищи дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят в дома -Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! С. Михалков
Обобщение изученного о бессоюзном сложном предложение Казакова Эльвира Генадиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 32 станицы Новоминской Каневского района Краснодарского края
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Знак препина- нияМожно вставить союзОтношения между простыми предложениями,иОдновременность значений.Последовательность значений.;иОдновременность или последовательность явлений при условии осложнённости простых предложений:потому что так какПричина а именно, что Пояснениекак - тоДополнение -а, ноПротивопоставление когдаВремя если Условие как, будто, словноСравнение следовательно, значит, так чтоВывод, следствие
Пунктуационный анализ предложенияУж небо осенью дышало1, Уж реже солнышко блистало2,Короче становился день3,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась4,Ложился на поля туман5,Гусей крикливых караванТянулся к югу6: приближалась Довольно скучная пора7;Стоял ноябрь уж у двора8.
С.А. Есенин. Цикл «Персидские мотивы» Свет вечерний шафранного края,Тихо розы бегут по полям.Спой мне песню, моя дорогая,Ту, которую пел Хаям.Тихо розы бегут по полям.
И.С.Тургенев. Отрывок из стихотворения в прозе «Деревня» Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне; кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена. Догадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть еще немного посохнет на припеке, а там и в сарай! То-то будет спать на нем славно!Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белозубый щенок барахтается в спутанных былинках.Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят.Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца… Ведро дрожит и качается на веревке, роняя длинные огнистые капли.
ТЕСТ 1. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями."(1) Арагорн, не отвечая, смотрел в небо; пятнышко, приближаясь, быстро росло и вскоре рассыпалось на отдельные точки. (2) - Да это же птицы! - воскликнул Сэм. (3) Птицы летели необычайно низко и не прямо вперед, а широкими зигзагами, как будто что-то искали на земле. (4) - Ложись и молчи! - прошипел Арагорн, затаскивая Сэма под ветви кустарника, потому что несколько сотен птиц внезапно отделились от основной стаи и стремительно полетели к той самой лощине, в которой расположились на отдых путники".
ТЕСТ 2. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной связью между частями.(1) Тяжелые тучи к рассвету рассеялись, прозрачный воздух стал морозней и суше, а из-за Мглистых гор выплыло солнце - громадное, но по-зимнему неяркое и холодное. (2) Путники подошли к гряде холмов, поросших могучими горными дубами, - казалось, что их черно-серые стволы вырублены в древние времена из гранита. (3) На юге, преграждая Отряду дорогу, высился гигантский горный хребет с тремя особенно высокими пиками в серебрящихся шапках вечных снегов. (4) Фродо внимательно рассматривал горы; к нему неслышно подошел Гэндальф и, приложив ладонь козырьком ко лбу, глянул на далекий заснеженный хребет".
ТЕСТ 3. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.(1) - Книги обязаны хорошо кончаться. (2) Как тебе нравится такой вот конец: с тех пор они больше никогда не расставались, и счастливей их не было никого на свете. (3) - Да, это замечательная концовка, - согласился Фродо. (4) Хоббиты обсудили путешествие к эльфам и попытались угадать, какие опасности встретятся Фродо на пути в Мордор".
ТЕСТ 4. Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.(1) Бедняги, им выпала суровая доля, хотя, впрочем, они ее выбрали сами. (2) Я предвидел, что так и должно случиться, если меня не отпустят в Мордор. (3) Но могу по секрету сказать вам, друзья, что не им одним суждена эта доля: с Кольцом отправится большая группа - как только разведчики возвратятся в Раздол. (4) Они уже ушли на разведку, Гэндальф?".
Домашнее задание.Тестовые заданияhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test240.xmlhttp://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test62.xml
style.rotationppt_wppt_y
Успехов вам! Спасибо за урок!