Урок русского языка 3 класс,Тема: Проверка орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях слов предметов и признако

Урок русского языка в 3 «б» классе
(система Эльконина –Давыдова. УМК под редакцией В.В.Репкина)

Учитель Чечулина Галина Арефьевна
Раздел: Нефонемное написание падежных окончаний.
Тема: Проверка орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях слов предметов и признаков.
Цель: Создание условий для разработки критериев и модели контрольно – оценочного листа
( КОЛ) при проверки орфограмм нарушителей закона русского письма.

Задачи:
- актуализировать знания и умения учащихся по правописанию падежных окончаний слов - предметов и слов - признаков
- сконструировать модель КОЛ при проверки слов с нарушителями падежных окончаний
- закрепить умение соотносить собственный опыт с образцом через самооценку
- организовать взаимодействие учащихся в группе по выработке критериев КОЛ
- содействовать формированию культуроведческой компетентности средствами коммуникативных (предметных) заданий об А.П.Чехове.

Этап урока
Содержание этапа
Ожидаемый результат

Оргмомент


Актуализация знаний


























































Целеполагание



Выполнение задания с доски





Выработка критериев и моделей КОЛ







Обсуждение критериев КОЛ










Самоконтроль







Вычленение ошибок при выполнении способа

















Рефлексия








Д/з


Приветствие учащихся, положительный настрой на работу.
Текст с «дырками» в падежных окончаниях слов предметов и признаков (не по закону письма)
Слово учителя:
29 января 2014года мы отмечали 154- летие со дня рождения А.П.Чехова.Чехов – драматург, его пьесы поставлены на многих мировых сценах, произведения переведены на множество языков. Чехов был в Перми дважы:в апреле 1890 года по пути на остров Сахалин и летом 1902 года по приглашению Савы Морозова на торжественное открытие школы имени Чехова во Всеволодо- Вильве. Оба раза он приезжал в Пермь по Каме, от которой у него сложились исключающие друг друга впечатления.
В первый приезд у Чехова пробыл в Перми несколько часов, свои впечатления мрачные, безрадостные. Вызваны скорее плохой погодой. Вот его письмо « Кама - прескучайшая река. Берега голые земля бурая, тянутся полосы снега, а ветер такой, что сам черт не сумеет дуть так резко и противно. Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением скуки, заборов и уличной грязи.
Совсем другое настроение у Чехова во время его путешествия по Каме летом 1902 года. Чудесная погода. Изумительные по красоте камские виды, интересный спутник(Чехов ехал в обществе Савы Морозова, который был натурой художественно одаренной)- все это способствовало прекрасному настроению. Вот строки письма О.Книппер « Кама – чудесная река. Надо бы нам как – нибудь нанять для всего семейства пароходик и поехать неспеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь самая настоящая, какая нам и не снилась»
Мы в 4 классе будем изучать рассказы Чехова « Ванька», «Мальчики», «Каштанка» Познакомимся ближе с творчеством А.П.Чехова.




Учитель:
- Посмотрите на высказывания, записанные на доске.
Это был неугомон добр человек. Он помогал школам, заведовал больницй, работал врачм. В своем путешестви на остров, Чехов рассказывает о населении Сахалина. Антон Павлович оставил огромн след в драматурги . Русск. писателя знают и сегодня в Германи , Франци, Англи .
Учитель :
1. Что представляют собой эти высказывания?
2.Какими признаками отличается связный текст?
3. О каких качествах личности Чехова идет речь в тексте?
Учитель:
В какой значимой части слова вы видите орфограмму? ( в падежных окончаниях слов – предметов и слов-признаков)
Учитель:
Какая это орфограмма? (орфограмма слабых позиций в окончании слов – предметов и слов- признаков, которые нарушают закон русского письма )
При написании контрольной работы что небходимо знать для правильного написания слов в диктанте? (знать правила, уметь их применять, уметь себя контролировать. Определять границу своих знаний и незнаний )
Что для этого необходимо составить? (Лист самоконтроля)
Учитель: Значит чем мы будем заниматься на уроке? (Составлять лист самоконтроля).


Составить лист самоконтроля ( КОЛ)

Запись текста с «дырками» в тетрадь с выделением орфограмм- нарушителей
Учитель:
Запишите текст с доски, проверив пропущенные орфограммы – нарушители в падежных окончаниях. Выделите окончания.

Взаимопроверка работ учениками (на полях прописывают шкалы знаний и умений)

Работа в группах по выработке критериев
Учитель:
В группах составим КОЛ (контрольно-оценочный лист), в котором запишем критерии умений и знаний, чтобы правильно писать контрольную работу. (Ученики составляют КОЛ, используя модели)
Критерии:
Уметь различать слова-предметы и слова-признаки.
Уметь выделять основу слова на – ий
Уметь выделять основу слова на шипящую и ц.
Уметь определять позицию фонемы в слове.
Знать, что в словах-признаках множественного рода пишется окончание – ый (ий),вместо – ой
Знать, что в словах предметах с основой на – ия, - ие,- ий в предложном падеже пишется буква и вместо е, при обозначении фонемы <э>
Знать.что в словах – предметах и словах – признаках после шипящей и - ц в безударных окончаниях вместо о пишется буква – е

Знать, что в словах – признаках пишется буква – г вместо в в окончаниях - ого, - его.

(Проверка работы по КОЛ)
Учитель:
По контрольно – оценочному листу оцените свою работу, выполненную в тетради.



(Ученики получают задание на листах)
Учитель:
Прочитайте. Найдите, кто из детей (Маша, Петя, Алеша ) выполнил работу правильно. Оцените их работу и объясните ошибки. Исправьте ошибки в словах.
Маша – зимней стужой, с раннего утра, заниматься в в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачём, встретиться с очевидцом.
Петя - зимней стужей, с раннева утра, заниматься в студие, заботиться о Марие, учиться в гимназие, говорить с врачом, встретиться с очевидцем.
Алеша – зимней стужей, с раннего утра, заниматься в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачом, встретиться с очевидцем.
Учитель:
- Кто выполнил работу правильно? Какие ошибки допустили ?
Оцените по КОЛ, что не знают ученики. (учащиеся оценивают работу по КОЛ)


Итог урока.
Учитель:
- Что необходимо для грамотного письма? (Контролировать себя,применять знания )
- Чем на уроке занимались? (Создали лист контроля для проверки орфограмм – нарушителей при написании слов)
- Вложите этот дист в днесник «Мои успехи»

Учитель:
- Предлагается задание на выбро:
1) Упр.203, стр. 38
2 ) упр. 207, стр. 43, написать сообщение для Коли из другого класса,обучающего по другой программе, как себя контролировать при написании слов с орфограммами – закона русского письма в падежных окончаниях
3) составить задание на карточках для своего товарища по парте:
- написать 5 высказываний с «дырками» в словах с нарушителями закона письма .







































Подвести детей к целеполаганию







































Проверка знаний по данной теме














Продукт – КОЛ






Фиксация в КОЛ








Фиксация в КОЛ








Контрольно – оценочный лист
(Проверка падежных окончаний слов- предметов и слов-признаков. Нарушающих закон письма)

Критерии умений и знаний

Маша
Петя
Алеша
Я
Способ
оценивания

Уметь различать слова-предметы и слова-признаки








Высокий

Уметь выделять основу слова на – ий







Уметь выделять основу слова на шипящую и -ц.






+
Выше среднего

Уметь определять позицию фонемы в слове.







Знать, что в словах-признаках множественного рода пишется окончание – ый (ий),вместо – ой







_

Низкий

Знать, что в словах предметах с основой на – ия, - ие,- ий в предложном падеже пишется буква и вместо е, при обозначении фонемы <э>







Знать. что в словах – предметах и словах – признаках после шипящей и - ц в безударных окончаниях вместо о пишется буква - е







Знать, что в словах – признаках пишется буква – г вместо в в окончаниях - ого, - его







15