Мастер-класс для классных руководителей Ситуационный классный час как форма рефлексивного воспитания школьников


МБОУ – Хотимль-Кузменковская СОШ
Мастер-класс
«Ситуационный классный час как форма рефлексивного воспитания школьников»
Подготовила:
Е.А. Федюшина,
Руководитель ШМО классных руководителей
Январь, 2017 г.
Мастер-класс «Ситуационный классный час
как форма рефлексивного воспитания школьников»
Теоретическая часть
Сегодня я хочу остановиться на технологии индивидуального рефлексивного воспитания Н.П.Капустина. Методика разработана для самостоятельного конструирования тематических классных часов в 1990-х годах в городе Москве.
Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.
Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма, разработанного автором.
Для технологии и методики индивидуального рефлексивного воспитания используется такая форма, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее.
Технология ситуационного классного часа включает в себя следующие компоненты:
1. Тема
2. Цель (+предварительный сбор эмпирического материала)
3. Информация (по материалам предварительной подготовки)  
4. «Я-позиция» и ее причины (учащиеся по кругу высказывают свое отношение к обсуждаемой проблеме)
5. «Я-позиция» и общественно значимая норма (учащиеся в группах вырабатывают общегрупповое решение обсуждаемой проблемы)
6. Дискуссия (представители групп высказывают свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы)
7. Рефлексия (учащиеся по кругу отвечают на вопросы: что понравилось, не понравилось, изменилось?)
8. Свободный выбор (слово классного руководителя о двух возможных взглядах на обсуждаемую проблему)
9. Мотивация (поддержка классным руководителем учащихся, решившим позитивно реагировать на обсуждаемую проблему)  
10. Реальный результат (оценка состояния обсуждаемой проблемы в режиме мониторинга).
Последние два компонента находятся за пределами ситуационного классного часа. При этом этап 9 длится перманентно, этап 10 реализуется через определенные временные рамки – как правило, через месяц, периодически до констатации факта решения задаваемой проблемы).Дети в классе разнородны и данная технология позволяет включить в работу весь класс, потому что при проведении ситуационных классных часов предусмотрено комплектование групп учащихся с разными взглядами, привычками и характерами. К тому же тема ситуационного классного часа может быть любой, главное, чтобы она была актуальна и интересна детям.
Предлагаю темы ситуационных классных часов:
Итоги четверти (года).
Самовоспитание школьника.
Наследственность, макро – и микросреда.
Как влияет выполнение домашних заданий на успеваемость?
Толерантность в современном мире.
Нужно ли читать?
Школьная форма: за и против.
Проблема курения: пути профилактики и решения.
Профессии, которые мы выбираем.
Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь.
Способности человека и их развитие.
Воспитание ответственного отношения к учению.
Жизненные цели подростков.
Проблемы ранней преступности.
А если это любовь?
Семейные традиции и обычаи.
Частые конфликты на переменах.
Домашние задания и как мы к ним относимся.
Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик»
Правила, обязательные для всех взаимоотношениях между мальчиками и девочками
Поговорим о доброте
Всегда ли я хороший
Друг не оказал помощь, струсил.
Друг в беде не бросит
Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся
Вредные привычки
Бранные слова. Что это?
О правдивости и честности человека
 Можно выделить следующие преимущества ситуационного классного часа:
1. В рамках классного часа можно общаться со всеми учащимися класса, услышать их позицию по проблеме разговора, наблюдать за их реакцией. 
2. Результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение небольшой группы ребят. 
3. Классный руководитель может создать ситуацию и определенные условия, с помощью которых он может спрогнозировать результат воспитательной работы. 
4. Классный час, на котором решаются разные проблемы, позволяет видеть учеников в естественной атмосфере общения и решать серьезные нравственные задачи. 
Ситуационный классный час не должен проводиться в назидательном тоне, а классный руководитель не должен подавлять инициативу учащихся в ходе классного часа, их желание высказывать свое мнение, выступать с критикой. Свободная манера общения учащихся во время классного часа способствует желанию учащихся жить интересами коллектива, стимулирует к совершенствованию и саморазвитию. Данная методика позволяет выработать умение слушать других, выступать самим, вырабатывать коллективные решения, отстаивать свою точку зрения, подчиняться воле большинства. 
При подготовке ситуационного классного часа необходимо проводить сбор информации с помощью наблюдения, анкетирования, социометрии и т.д. В начале классного часа на доске записывается тема, эпиграф. Класс разбивается на три группы (по 4-5 человек) и выбирается экспертная группа (2человека). Экспертная группа на первых двух этапах работает вместе со всем классом, а затем обрабатывает информацию, собранную в результате работы групп и размещает полученные выводы и рекомендации на доске. 
Практическая часть
Рассмотрим методику проведения ситуационного рефлексивного классного часа «Как влияет выполнение домашних заданий на успеваемость?».
Цель классного часа (сообщается учащимся) – провести самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие ответственно относится к выполнению домашнего задания и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, повысить мотивацию к выполнению домашнего задания путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми.
Возраст учащихся – 4 – 7 классы. 
Технология классного часа Методика классного часа
Размещение учащихся в круге.Информация (3 мин.) Демонстрация сравнительной таблицы количеством выполненных и невыполненных домашних заданий учениками за прошедшую неделю.
Изложение «Я-позиции».Причина «Я-позиции»(7 мин.) Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
- Удовлетворены ли вы своими результатами, почему?
- Что каждому из вас мешает регулярно выполнять домашние задания?
- Что может помочь вам в подготовке домашнего задания?
«Я-позиция» и общественно значимая норма.Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.) Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
- В жизни существуют две точки зрения на учение:
1) выполнять домашние задания надо,
2) можно не выполнять домашние задания.
Выберите свою точку зрения и докажите ее.
- Укажите 2-3 основные причины, мешающие вам выполнять домашние задания.
- Что надо делать, чтобы устранить указанные причины?
Дискуссия (10 мин.) Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы.
Рефлексия (5мин.). Учащиеся по кругу отвечают на поставленные вопросы - Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?
- Что понравилось в сегодняшнем обсуждении, почему?
- Что не понравилось в сегодняшнем обсуждении, почему?
Свободной выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин) Примерное заключение педагога:
Каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен.
Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению Поддержка вниманием, помощью и заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слове слово что-то исправить в своем поведении.
Реальный результат Наблюдение. Мониторинг – отслеживание изменений в поведении детей.
Итак, системно-деятельностный подход в работе классного руководителя – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.