Педагогическое эссе Я педагог дополнительного образования


Педагогическое эссе
"Я - педагог дополнительного образования".

 Я часто  задаю себе вопрос, каким должен быть педагог дополнительного образования.
Быть добрым - эта черта характерна многим, быть справедливым и честным - это присуще не только педагогам. Должен ли соблюдать правила этики и морали - обязательно, но это характерно не только для педагогов. Я считаю, что эти качества, подобно библейским заповедям, важны для каждого человека.
И опять возникает вопрос: так как же охарактеризовать человека, работающего с детьми? 
Думаю необходимо помнить о том, что настоящий педагог должен просто по- матерински любить каждого ребенка. На любви к детям строится вся система взаимоотношений между педагогом и ребенком.
 Я часто задаю себе вопрос: почему я выбрала профессию педагога? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя. Моё педагогическое кредо – любить, понимать, помогать! Если я не буду любить детей, я не смогу их понять. Если я не смогу понять детей, то не смогу помочь, помочь им вырасти знающими, понимающими с верой в себя! 
Оглядываясь назад, я понимаю, что мой выбор не случаен. Ведь с детства мне нравилось играть в шахматы, шашки. Вся моя жизнь связана с этими видами спорта, поэтому я стала педагогом дополнительного образования. И вот, я учу детей играть в шахматы и русские шашки. Учу мыслить, просчитывать свои действия, как на доске, так и в жизни. Выбирать правильный путь из множества дорог.
Это профессия или призвание, данное мне свыше? Хорошо, когда то и другое, потому что быть полностью счастливой можно лишь тогда, когда делаешь то, что любишь. И я считаю, это замечательно!  Ведь если это кому- то нужно, это- то же здорово! Это первая заповедь моего педагогического кредо. 
Каждый день, приходя к детям на занятия,  я уже знаю, чему я хочу научить детей? Думать, решать, выбирать…
Это, конечно же, важно. Но, наверное, самое главное, научить детей мыслить и применять это в жизни.
Существует глубокое заблуждение, что шахматы это просто игра, нет, это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и  эффективное средство их умственного развития и адаптации.
Занятие шахматами заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности.
Поэтому неудивительно, что школьники и студенты -  шахматисты сдают различные экзамены, гораздо лучше, чем  сверстники, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.
Важно заметить, обучение шахматам развивает объективность в отношении к ситуации.
Каждая позиция имеет свою объективную оценку, не зависящую от мастерства, воли или желания любого из игроков. А вот успех шахматиста как раз зависит от того, насколько его субъективная оценка каждой возникающей позиции будет близка к объективной.
Поэтому, ведущим направлением моей деятельности является становление гармонически развитой, социально-адаптированной   личности, способной успешно развиваться и жить в современном обществе. Именно поэтому важнейшей целью обучения шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей ребенка, но и его  характера.
Главным в   моей педагогической философии является убеждение, что здоровый и развитый ребенок – главная ценность общества.
Мы часто слышим:  дети - наше будущее. А я формирую это будущее. И то, насколько дети будут успешны, а значит, счастливы, полезны для общества. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для активизации мыслительной деятельности каждого обучающегося и успешной социальной адаптации его в процессе обучения. 
Ведь  главная составляющая моей работы - разнообразие форм и методов обучения детей. На своих занятиях  я учу детей преодолевать себя, быть дисциплинированными, самостоятельными, готовыми к трудностям, а главное поощряю их. Помогаю им впервые задуматься над своим отношением к тому, что им «хочется», и к тому, что «надо», а, следовательно, для себя. А какое это счастье - открытие в себе чувства победы над собой?! Суметь заставить себя сделать чуть-чуть больше, чем ты можешь, преодолеть свою слабость – этому и учат шахматы!
Я убеждена: шахматы не только развивают объективность отношения к ситуации, они учат   аргументировано отстаивать своё мнение и уважать чужое. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. Занятия по  шахматам и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают ребятам корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. К тому же, шахматная игра позволяет им заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.
 Таким образом, занятия шахматами – это широко направленный процесс, формирующий личность ребенка в умственном, социальном и эмоциональном направлении и способствующий скорейшей адаптации его новой жизни. Ведь обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера, при этом он учится мысленно ставить себя на место другого.
Я думаю, что профессия педагога  необычна, потому что на педагоге лежит высочайшая ответственность за то, что он делает и как. Это искусство учить и бесконечно учиться самому.
Я стараюсь повышать своё  профессиональное мастерство:  повышаю уровень квалификации, занимаюсь самообразованием. Я научилась делиться с  коллегами инновационными находками и оказывать помощь; рационально использовать своё рабочее время. Стараюсь  всегда вносить положительный настрой в коллектив, увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность моей работы.
 Я всегда говорю своим ученикам:
 «ШАХМАТЫ - ЭТО БОРЬБА УМОВ И ХАРАКТЕРОВ! ЭТО СПОРТ, ИСКУССТВО И НАУКА, то есть те ТРИ КИТА, которые достаточны для самовыражения и самоутверждения человека, для гармоничного развития психики (души).