Эссе на тему Руководитель педагог или менеджер


Руководитель образовательной организации:
менеджер или педагог?
Я выбрала именно эту тему своего эссе, хотя вопрос является не новым. Ответ на него пытались найти и в Советском Союзе, и в Украине, и в России, и в других странах. По-моему, вопрос этот и сегодня остается открытым. Но конкретно меня, как руководителя, он коснулся сравнительно недавно
В школу учителем физики я пришла работать с университетской скамьи молоденькой девочкой. Это было начало 90-х годов. Честно признаюсь, что работа педагога меня тогда не очень привлекала. Всё изменилось с того момента, когда я увидела своих первых учеников. Я пришла работать, можно сказать, в сельскую школу (пригород). Готовясь к урокам, все время вспоминала слова А.П. Чехова «Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учительБез широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича». И я старалась, тщательно готовилась к урокам, подбирала методы и приемы, повышающие мотивацию и результативность учебного процесса, подбирала дополнительный материал к урокам, составляла дифференцированные домашние задания и т. д. В общем, как сказал Конфуций, «учитель и ученик растут вместе». Время шло. Я приобретала бесценный педагогический опыт, и в этом мне помогал мой дорогой, уважаемый наставник-заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики Кабанова Г.Г. А через несколько лет, я уже сама пришла в школу-гимназию на работу в качестве заместителя директора по учебно-воспитательной работе. И тут впервые я задумалась о том, каким должен быть руководитель школы? Именно каким, а не кем должен быть руководитель образовательного учреждения. На этом этапе ответ был однозначным - Педагогом. Независимо от своего возраста я стала другом, наставником для коллектива школы, и прежде всего для учителей. Чтобы в тебя поверили, пошли за тобой, нужно знать главное: куда вести и как. Поэтому одна из главных составляющих современного руководителя это его образование, непрерывное, постоянное: курсы, семинары, открытые уроки, саморазвитие Понимая необходимость постоянного постижения нового, да и удовлетворяя свою потребность, я научилась составлять школьное расписание уроков (теперь лучше понимаю учителей), тарификации учителей, научилась пользоваться интернетом ( без этого не возможно работать мне как учителю-предметнику, а также на портале Дневник.ру), освоила творческие подходы к презентации методических мероприятий школы. Зная мою активную позицию в плане самообразования, активизировались и наши педагоги. Я чувствовала, что становлюсь для них, возможно, лидером. Считаю, что руководитель должен быть обязательно педагогом, наставником, психологом. Если руководитель плохой педагог, то коллектив его просто не примет. Поэтому я постоянно старалась придерживаться в работе пяти основных принципов, которые составили фундамент моей психологии лидерства: страсть, ответственность, творчество, стремление к  действию и уверенность в себе.
За годы работы заместителем директора я накопила бесценный опыт руководства. Да, трудно управлять людьми разных взглядов, мнений, характеров. Но вдвойне приятней на душе, когда видишь сияющие от первых побед лица молодых учителей, счастливые лица выпускников при получении медалей за отличную учебу, когда вместе с детьми радуются успехам коллектива не только учителя, но и родители. Главными в школе во все времена были и будут дети и учителя. И надо делать так, чтобы им было комфортно вместе, чтобы они доверяли друг другу, верили в достижение одной цели. Отсюда главная забота руководителя сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла всех участников образовательного процесса на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учащихся, их родителей и учителей. Поэтому директор и его заместители по учебно-воспитательному процессу должны быть авторитетными классными педагогами, которые своим трудом, своими уроками и высочайшим профессионализмом заработали авторитет, как у детей, так и у коллег.
Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля
Главным достоинством человечества
Будут когда-нибудь учителя... (Р. Рождественский)
Весна 2014года у нас в Севастополе оказалась чрезвычайно богатой на политические события, но главным из них по праву считается вхождение в состав Российской Федерации новых субъектов Крымской республики и Севастополя. С этого момента у нас начался сложный, но долгожданный переходный период, в ходе которого урегулировались вопросы интеграции полуострова в экономическую, финансовую, правовую систему РФ. Важным вопросом для педагогов, обучающихся и их родителей, конечно же, явилась интеграция образовательной системы России и Севастополя (Крыма). До вхождения Севастополя в правовое поле РФ финансовая и образовательная жизнь школы практически были прописаны до деталей. Мне как заместителю директора по учебно-воспитательной работе тогда не требовалось особо «ломать голову» над решением многих вопросов, входящих в мою компетенцию. Сегодня же за сравнительно короткий переходный период предстояло перейти школам на новые образовательные стандарты, на новые учебники. Кроме того необходимо было переоформить уставы, получить новые лицензии, научиться составлять образовательные программы, пройти госрегистрацию образовательных программ, провести переподготовку педагогических кадров, решить вопросы по субсидиям и попасть в списки на финансовую поддержку из федерального центра. К этому можно добавить оформление документов на землю и здания, так как, например, нашей территорией школы ещё до перехода в законодательство РФ, заинтересовались бизнес-структуры. И тут в напряженной рабочей обстановке очень четко передо мной встал другой вопрос, о котором я мало задумывалась: « Кем должен быть современный руководитель? Возможно, как говорят в народе, он «и швец, и жнец, и на дуде игрец»?
В «Словаре-справочнике руководителя образовательного учреждения» дано определение: «Директор школы - должностное лицо, осуществляющее руководство школой как образовательным учреждением в соответствии с её уставом и законом Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации». Именно директор обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную работу учреждения, определяя вместе с коллективом его стратегию, цели и задачи функционирования и развития. Директор - это ключевая фигура внутри школьного управления, именно он принимает решение о работе школьной организации и создает для этого необходимые морально-психологические, материально-технические и другие условия. Директор распоряжается бюджетом, осуществляет взаимодействие с общественностью, с Департаментом образования и т.д. Анализируя объём работы, который выполняет руководитель школы (24часа в сутки), невозможно не согласиться с мнением многих специалистов в области педагогического менеджмента,  что директор современной российской школы как эффективный руководитель, должен обладать  следующими  качествами:
компетентность;
коммуникабельность;
внимательное отношение к подчиненным;
смелость в принятии решений;
способность творчески решать проблемы.
Эффективный директор школы – это:
творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;
личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;
стратег, имеющий перспективный план развития своей школы на несколько лет вперед;
личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.
Руководителям школ (директорам и заместителям директора) города Севастополя в переходный период за короткое время пришлось усиленно заниматься самообразованием, пройти курсы повышения квалификации по разным направлениям: правовые основы деятельности образовательного учреждения, финансирование образования, педагогический менеджмент, реализация ФГОС и т.д. Не хочу, чтобы мои высказывания были восприняты как отчет о проделанной работе. На ум приходят слова Б. Гейтса, которые были актуальны всегда: «Знание - главный инструмент управления». Чтобы быть современным руководителем необходимо не только обладать соответствующими качествами, но и иметь необходимые знания. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Вопрос самообразования всегда являлся основным, руководитель всегда должен учиться сам. Учится, работая над собой, учится дистанционно, учится, когда передает свои знания другим. И мы, администрация гимназии в полном составе во главе с директором, отразили необходимость в получении знаний в области менеджмента. Это правильно. Мне не комфортно, когда директор грамотный, знающий действительно свой предмет, заслуженный учитель не имеет поддержки во всех финансово-экономических и хозяйственных вопросах со стороны своих заместителей. Мы выбрали путь получения дополнительного образования в области менеджмента в образовании. Лично, я хочу быть достойным помощником своему директору, а мои коллеги, более молодые, (я уверена) - это будущие директора современных инновационных школ нашего города, обладающие всеми необходимыми знаниями, личностными качествами, педагогическим опытом.
Да, сегодня руководитель современной российской школы в условиях рыночной экономики в большей степени все-таки должен быть менеджером! Управление – это особый вид профессиональной деятельности руководителя, результат которого напрямую связан с личной эффективностью самого человека. Эффективный руководитель, прежде всего, должен уметь управлять самим собой, ибо способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями. Эффективный руководитель-это лидер, принимающий эффективные решения. Директор – лидер – успешная школа! Все правильно, но в образовании есть свои особенности. В связи с этим возникает вопрос, может ли быть лидером в коллективе руководитель, не имеющий педагогического опыта, даже если он успешный менеджер? Для того чтобы быть лидером, повести за собой педагогический коллектив директор школы, помимо теории управления, обязательно должен разбираться в современных образовательных парадигмах и в перспективных образовательных технологиях, а также иметь педагогический опыт работы. Так кем же все-таки должен быть руководитель образовательной организации? Вспомним, что является сутью любой успешной школы? Живое практическое общение. Этим школа должна заниматься в первую очередь. Хороший менеджер, но плохой педагог, в поисках дополнительных финансовых средств, может нарушить ту необходимую трогательную связь всех членов образовательного процесса, и результат деятельности учреждения будет нулевой. Следовательно, только опытный, грамотный, чуткий, обладающий тонким чувством юмора руководитель школы в первую очередь должен быть Педагогом, человеком, знающим все тайные и запасные выходы из непредсказуемых ситуаций, а затем уже управленцем. Психологический климат один из решающих факторов успешности школы. Необходим тонкий психологический подход к каждому, а этому надо учиться. Искусство общения - обязательная составляющая руководителя. Руководитель - психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Помочь растерянному учителю, нерадивому ученику, возмущенному родителю - в этом задача директора - педагога, психолога. А если с ним рядом команда единомышленников: менеджерское звено (бухгалтерия), опытные, грамотные и любящие школу завучи, уделяющие внимание молодым учителям и их наставникам, творчески работающие неравнодушные педагоги, успех в развитии школы гарантирован. В моем понимании сегодня руководитель школы должен быть обязательно и педагогом и менеджером в одном лице.
Образование в Севастополе сегодня переживает нелегкие времена. Наши образовательные учреждения развиваются, модернизируются, реформируются. И это замечательно! Возможно, будут изменения и в кадровом составе руководителей. Это требование времени. Молодым будущим администраторам хочу пожелать терпения, удачи и напомнить слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если вы хотите быть хорошим директором, стремитесь, прежде всего, стать хорошим педагогом, хорошим воспитателем детей». И тогда школы Севастополя справятся с любыми задачами и будут самыми лучшими.